Байопиком про Александра Пушкина зрителей подогревали, такое чувство, ещё в 2023 году. Тогда я уже познакомился с Юрой Борисовым через «Кентавра» и «Год рождения», однако мне казалось, что это не лучший вариант для роли Пушкина. Внезапно оказалось, что промо у проекта очень даже недурное — посмотреть кино захотелось. Теперь и Юру Борисова везде обсуждают из-за «Аноры» и «Оскара».
А перед самой премьерой наткнулся на интервью создателей, где они рассказывали об источниках вдохновения и в целом давали комментарии по поводу съёмок и т. п. Ну и я однозначно понял, что надо смотреть — даже если конечный продукт получится средним, киноэкспириенс всё равно будет уникальным.
В итоге картина всё-таки порадовала меня, но и свои проблемы у неё имеются. Начну, пожалуй, с плюсов. Во-первых, это очередной визуальный шедевр. Русское кино становится всё изысканнее и изысканнее в визуальном плане, «Пророк» смотрится просто невероятно красиво. Костюмы и декорации действительно поражают. Эстетика времени вообще подана очень и очень правдоподобно. Компьютерную графику уловить нереально трудно, а кино ещё и удивляет интересными визуальными приёмами, что диву даёшься. К примеру, открывающая сцена идёт где-то 3-минутным длинным отрывком без видимых склеек — это прям завораживает. В остальном лента не сдаёт позиций, выдумывая стилистические, операторские и монтажные интересные штуки.
Во-вторых, это качественная работа с персонажами. «Пророк» — это не документальное кино, а художественная картина. Поэтому я повторюсь, что расцениваю её самобытной историей, которая лишь базируется на реальных событиях. Рост не такой, глаза другого цвета, этот человек так не делал — я не понимаю таких придирок. Лично мне история вот этих персонажей в принципе пришлась по вкусу. Пушкин Юры Борисова весьма обаятелен и органичен. Беру свои слова по поводу спорного кастинга назад — Борисов действительно очень хорош. Среди остальных актёров выделить кого-то особенного вряд ли получится. Одеяло на себя никто не перетягивает, но при этом все в кадре смотрятся весьма аутентично. Из второстепенных мне больше всего понравилась Анна Чиповская — у неё какой-то очень завораживающий персонаж. Ну и Жуковский в исполнении Ильи Любимова очень хорош. А вот Наталья Гончарова, кстати, мне не очень понравилась. Актриса классная, но самой героине не дают раскрыться как-то получше, хотя сцены с морошкой или стихами и очень проникновенными получились. Ксения Трейстер из сериала полюбопытнее.
Теперь про спорный момент — музыкальное сопровождение. Если кто не в курсе, «Пророк» — это ещё и мюзикл. Для фильма с ноля придумали восемь музыкальных номеров, сопровождённых оригинальным саундтреком. Ну и тут уже проблема с тоном повествования. События картины разворачиваются в XIX веке, а главный герой — поэт, который прослыл настоящим гением. Наверное, бодрый рэпчик — это не то, что подходит тону такого фильма. Причём ситуация вдвойне интересна тем, что поставленные музыкальные номера очень хороши. Визуал, изобретательная режиссура, офигенная хореография — всё это есть. Работа со звуком, монтажом звука — также всё прекрасно. В моменте показанный мюзикл действительно работает великолепно, но потом ты вспоминаешь, что этот рэпчик читает Пушкин, император и прочие люди, в устах которых подобное ощущается несуразным. И тут обидно, что в отрыве номера реально очень классные. Хотя я даже не люблю рэп. Но вот песня от «The Hatters» под названием «Город поёт» мне дико понравилась. Хотя с атмосферой фильма не сочетается.
И ещё немного про мюзикл. Авторы открыто заявляли, что вдохновлялись «Ла-Ла Лендом» для создания музыкальных номеров в «Пророке». И получилось очень даже хорошо, как я говорил ранее. Что мне ещё в этих номерах понравилось — они не двигают сюжет (ну, большинство), а занимаются визуальным повествованием. Многие песни помогают прочувствовать внутреннее состояние героев. Причём визуал в такие моменты улетает куда-то совсем в космос, что выглядит офигенно. Но от этого исходит и проблема: темп у мюзикла такой стремительный, что обычные сцены ощущаются очень медленными, что в свою очередь приводит к местами тотальной скуке.
Ну, кстати, больше каких-то значительных минусов я в фильме не подметил. Разве что полное игнорирование Арины Родионовны, которая немалую роль сыграла в жизни Пушкина. Но няню проигнорировали и в недавнем сериале «Натали и Александр». Кстати, не знаю, как относиться к истории самого Пушкина. Не совсем понимаю, какой конфликт для его жизни был основным. Но в целом персонаж Юры Борисова проделал долгий и сложный путь. Мне, кстати, очень понравилось, как авторы завернули метакомментарий про свой фильм в уста самого Пушкина. Я встречал много комментариев, что современные проекты только порочат великих классиков, которые гении и всё такое. Режиссёр со сценаристом и не пытались сделать из него памятник — ведь он был интересным и сложным. Мы думали, что идём на знакомую историю, а попали на историю совершенно не знакомого нам человека. Подобная интерпретация также имеет место быть.
В остальном получился довольно крепкий музыкальный фильм. В хорошем смысле сумасбродный, интересный, но местами странный. За «Город поёт» и многие визуально красивейшие штуки точно могу сказать спасибо. В целом не назвал бы «Пророка» одним из лучших релизов даже зимы 2025, но получилось как минимум неплохо, 7 из 10.