В самом центре исторической Москвы есть переулок с романтичным название - Старосадский... Те, кто из вас бывал в бывшей царской резиденции Коломенское и помнит потрясающие яблоневые сады в пору активного цветения - это невероятное многослойное бело-розовое облако с тонким ароматом свежести... меня поймут без лишних слов, достаточно вспомнить. Так вот в середине 15 века здесь на склоне холма находился летний загородный великокняжеский дворец, а вокруг были разбиты фруктовые сады... Время шло, дворцы сменялись, сменяли и владельцы земель, а сады оставались. Старые сады... отсюда и название.
Так вот в наши дни на Старосадском переулке, дом 7/10 расположен примечательный по своей архитектуре храм - храм святых апостолов Петра и Павла - памятник архитектуры и при этом всё ещё важнейший духовный центр для общины города. Лютеранской общины!
Откуда в принципе возникло лютеранство в православной России?! Ну, давайте разбираться! Для начала надо вспомнить историю развития нашей страны - кем были первые "гости"- европейцы, кем были в основном по своему вероисповеданию невесты наших великих князей и царевичей?! Правильно, на ум приходит что-то про годы правления Петра I, устойчивое формирование поселений иностранцев ( в т.ч. Немецкой слободы), развитие градостроения, флота, торговли, различных наук и прочего, всего крайне полезного и нужного...
Ход мыслей верен! Но, оказывается, зарождение лютеранства в России связано с появлением немецких переселенцев еще в середине 16 веке, т.е. еще во времена правления Ивана Грозного. Царь строил Московское государство и остро нуждался в квалифицированных кадрах, поэтому немцы, будучи опытными инженерами, врачами, учеными и военными, находили применение своим знаниям и умениям в различных сферах жизни этого развивающегося государства. Безусловно, православие оставалось доминирующей религией, но при этом Иван Грозный допускал существование иных религиозных конфессий, в том числе лютеранства. Так в Москве первая лютеранская церковь открыла двери свои прихожанам в 1576 году.
Не всегда всё было радушно! В 1650-х начались гонения на иностранцев, им запрещалось выкупать недвижимость в столице, т.е. оседать на одном месте, общины скуднели, церкви закрывали.
В годы правления царя Алексея Михайловича общине удалось преумножить
приход, возродить церковь - пройти путь от скромной часовенки до большой церкви из дерева + школы и строения для проживания пастора, и самое главное - заполучить дарственную на владение земельным участком, на которых были расположены все постройки. Это означало, что более никто не сгонит с этих земель и церковь не закроют.
Во времена правления Петра I лютеранские общины ширились в Москве и ново образовывались уже в Санкт-Петербурге - состояли они не только из немцев, но также из финнов и шведов, а позже (уже в 19 веке) к ним присоединились эстонские и латышские общины.
Именно при Петре I была заложена и освещена в Москве в 1695 году во имя святых апостолов Петра и Павла каменная церковь с колокольней. Просуществовала на радость обители она чуть более 100 лет, пережив не один городской пожар (1711, 1737, 1749 и 1812). Пожар 1812 года стал фатальным (как и для большинства строений города)... восстанавливать было нечего.
Лютеранство постепенно укоренялось в различных регионах России при правлении и Екатерины II, и Александра I, формируя устойчивые общины и культурные центры.
Но вернемся к храму... К 1817 году земли, на которых ранее шумели "старые сады" принадлежали многим знатным московским фамилиям, было тут и имение Лопухиных, которое было спешно выкуплено общиной при финансовой поддержке самого императора Александра I. Рачительные лютеране прихода (а среди них богатых промышленники, финансисты и представители дворянского рода) главный дом имения не снесли, а перестроили, дополнив куполом и крестом. В 1837 году в церкви появился и орган...
В середине 19 века внешний облик церкви преобразился - община стремительна росла и составляла около 6 тыс. человек...
К концу 19 века численность общины составляла около 17 тыс. человек, конечно же, храм всех вместить в своих стенах не мог. Решили строить новый храм на 1700 мест!
На конкурсе победил проект, выполненный российским архитектором и художником британского происхождения Вильямом Францевичем Валькотом (1874-1943, между прочим создателем фасадов гостиницы «Метрополь», а также ряда особняков в стиле модерн в Пречистенском переулке). А вот непосредственные работы по возведению храма шли под кураторством архитектора Виктора Александровича Коссова (1840-1917, сам был лютеранином, выполнял проекты строений, расположенные в районе Кузнецкого моста) и инженера Артура Фердинандовича Лолейта (1863-1933, личности уникальной - автор методики расчёта железобетонных конструкций, как инженер-конструктор участвовал в проектировании и возведении таких известных сегодня сооружений как Зоологического музея Московского университета, Доходного дома страхового общества «Россия», а после революции - Здание газеты «Известия», Шестиугольная башня Дома Моссельпрома). В 1905 году храм был освящен.
Вид храма на фотокарточке начала 20 века:
И в наши дни:
Практически 10 лет всё было спокойно в жизни общины, но начало войны с Германией в 1915 году сказалось в Петрограде и в Москве волной немецких погромов - магазины и лавки (кондитерские, цветочные лавки, ателье и иные), принадлежавшие немцам, разорялись; земли, ранее принадлежавшие выходцам из Германии и Австро-Венгрии, принудительно отчуждались; на работу немцев более не трудоустраивали; беспорядки в кварталах, где проживали немцы - стали нормой. Досталось и общине и храму был нанесен материальный ущерб.
Ну, а после 1918 года жизни у общины и вовсе не стало:
- все имущество было национализировано;
- ценные бумаги и наличные деньги прихода надо было сдать в банк;
- зданием храма можно было пользоваться при условии заключения договора аренды;
- в 1924 году, несмотря на то, что лютеранская церковь святых Петра и Павла получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора в СССР, все ценности были изъяты, а уменьшалось количество прихожан стремительно сокращалось.
- в 1936 году службы в храме были прекращены, священнослужители расстреляны, а община распущена.
- с 1938 года здание было передано под кинотеатр, от внутренних интерьеров ничего не осталось, внешний облик здания также претерпел изменения (шпиль будет разобран в 1957-м году), с 1950-х годов в здании на долгие десятилетия обосновалась студия "Диафильм"
В 1991 году началась писаться новая глава в жизни общины святых Петра и Павла - было получено свидетельство о регистрации, а в 1992 году заговорили о возможности восстановления храма и передаче его общине. Ремонт, а точнее полномасштабная реконструкция с восстановлением фасадов; исторических готических форм окон, рам и остеклением; возведением шпиля (вместе с ним высота церкви достигает 62 метра).
И, конечно же, проведение целого комплекса работ, связанных с созданием неоготического алтаря с резными стрельчатыми арками и шпилями, подвесной кафедры с балдахином, купели, балюстрады храма, затянулась на пару десятилетий. Все работы были завершены лишь к 2011 году... В 2017 году храм был передан в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви России.
Сердцем лютеранского храма безусловно является орган. К сожалению, "родной" орган храма в годы ВОВ не уцелел. Но орган, установленный в храме в наши дни (а точнее с 2005 года) не является новоделом. Это исторический романтический орган фирмы „Вильгельм Зауэр", созданный ~ в 1896 году... в 1898 году он был установлен в лютеранском храме Немецкой Слободы (будет закрыт в 1928 году, а орган сохранен). В 2005 году немецкой фирмой Reinhard Hüfken был проведен капитальный ремонт этого органа. И у органа началась новая жизнь!
Сегодня Лютеранская церковь Петра и Павла продолжает оставаться активным религиозным центром, служит домом для Евангелическо-Лютеранской Церкви России и объединяет верующих из разных стран. В стенах храма регулярно проводятся службы, концерты духовной музыки и международные фестивали искусств, доступные для всех желающих.
Можно смело сказать, что храм сегодня является не только религиозным объектом, но и культурной достопримечательностью Москвы, привлекающей внимание жителей города, а также туристов и ценителей архитектуры.