Китай - страна, которая еще недавно ассоциировалась с густым смогом и угольными электростанциями, сегодня становится мировым лидером в области чистого транспорта. Электромобили — не просто тренд, а стратегический инструмент, который перестраивает экономику Китая, укрепляя технологическую независимость страны. Как Китаю удалось превратить электромобили в двигатель своей экономики?
В 2009 г. стартовал государственный проект «Thousands of Vehicles, Tens of Cities», который можно считать началом системной поддержки электрического транспорта в Китае. На сегодняшний день электромобили (EV) стали одним из ключевых драйверов экономического роста Китая, страна стала лидером в их производстве, экспорте и разработке технологий. Этот успех стал возможен благодаря комплексной стратегии, которая включает поддержку местных производителей, инвестиции в инфраструктуру и контроль над цепочкой поставок критически важных материалов, таких как литий.
Китайская стратегия развития NEV
Китайская стратегия развития электромобилей направлена на достижение следующих ключевых целей: экономический рост страны, достижение технологического лидерства в мире и улучшение экологической ситуации в стране. Действительно, развитие EV-индустрии развивает экспортный потенциал, укрепляет энергетическую безопасность страны за счет снижения зависимости от импорта нефти, а также способствует снижению выбросов углекислого газа и улучшению качества воздуха в городах. Благодаря этой стратегии Китай уже является одним из лидеров мирового рынка по производству и внедрению электромобилей в общественную жизнь.
Данные за 2024 год
Объем китайского рынка электромобилей оценивается в 305,57 млрд долларов США в 2024 году и, как ожидается, достигнет 674,27 млрд долларов США к 2029 году, а среднегодовой темп роста составит 17,15% в период 2024-2029 гг. Крупные китайские производители, такие как BYD, NIO и Geely производители активно выходят на международные рынки, включая Европу и Юго-Восточную Азию, а также успешно конкурируют с Tesla в Европе и США. Китайские компании также инвестируют в строительство заводов за рубежом, чтобы укрепить свои позиции на глобальном рынке. BYD является лидером рынка электромобилей в Китае. В 2022 году компания стала крупнейшим производителем электромобилей в мире, обогнав Tesla по объемам продаж, а также стала официальным партнером УЕФА ЕВРО 2024. Компания NIO известна своей инновационной системой замены батарей (Battery Swap), которая позволяет заменить разряженную батарею на заряженную за несколько минут. Geely использует свои международные активы (Volvo, Polestar, Lotus) для продвижения электромобилей на мировом рынке. Компания делает ставку на модульные платформы, что позволяет снизить затраты и ускорить разработку новых моделей.
Субсидии
Чтобы способствовать росту популярности ЭТС, правительство Китая реализует комплекс мер, стимулирующих производство и потребление ЭТС. К ним относятся субсидии и инвестиции в инфраструктуру. С 1 июня 2010 г. китайское правительство объявило пробную программу стимулирования ЭТС — «NEV demonstration project» с выплатой субсидий на покупку ЭТС частными лицами в пяти городах: Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Хэфэй и Чанчунь. Субсидии выплачивались непосредственно автопроизводителям, их размер составлял до 60 000 юаней для покупки полностью электрических (батарейных) ЭТС (БЭТС) и 50 000 юаней для подключаемых гибридов (ГЭТС). После окончания пробного перида проект был продлен, субсидии выплачиваются до сих пор. Кроме того, министерство транспорта Китая предлагает субсидии для развития автобусных парков с низким уровнем выбросов: в 2020 году, несмотря на пандемию, китайские производители автобусов продали на 61 000 новых энергетических автобусов больше.
Помимо этого, чтобы стимулировать продажи электромобилей правительство Китая инвестировало в строительство зарядных станций по всей стране. В 2015 г. МПИТ выпустило руководство по развитию национальной зарядной инфраструктуры для ЭТС (Guidelines for the Development of Electric Vehicle Charging Infrastructure, 2015–2020), согласно которому общее число зарядных разъемов планировалось увеличить до 4,8 млн шт. концу 2020 г. А в январе 2022 года правительство объявило о планах построить достаточное количество зарядных станций для 20 миллионов электромобилей к 2025 году.
Лотереи и не только
Дополнительные меры стимулирования покупательского спроса не ограничиваются развитием зарядной инфраструктуры. Правительство усложнило процесс получения номерных знаков в крупных городах Китая, а именно установило ежемесячные лимиты по числу новых номерных знаков для новых автомобилей. Потенциальные покупатели автомобилей в Пекине должны каждый месяц участвовать в лотерее на автомобильный номерной знак, чтобы получить разрешение на покупку. В ряде китайских провинций и городов покупателям ЭТС отдаются преференции при проведении таких лотерей и аукционов, а также они могут получить свои номерные знаки без уплаты стандартных сборов. В некоторых провинциях и городах Китая владельцам ЭТС разрешено пользоваться полосами движения для общественного транспорта, предоставляется бесплатная парковка, льготная зарядка ЭТС, освобождение от транспортных налогов и платы за проезд по платных участкам дорог, специальные программы по льготному кредитованию, а также другие формы стимулирования спроса на ЭТС.
Доминирование на рынке аккумуляторов
В результате массового перехода на электромобили в мире резко вырос спрос на материалы для производства аккумуляторов, в особенности на литий, поэтому Китай активно инвестирует в его добычу и переработку как внутри страны, так и за рубежом. Крупнейшей китайской компанией является Tianqi Lithium, добывающая литий в провинции Сычуань, но основные ее активы находятся за рубежом – в Австралии и Чили (в 2016 г. Tianqi Lithium купила 2,1% SQM с 50% премией). Особенностью Tianqi Lithium является охват всей технологической цепочки: от добычи лития (в Китае и Австралии), изготовления сырьевой литиевой продукции (в Китае и Австралии) до производства продуктов лития высоких переделов. Такой подход позволяет Китаю минимизировать зависимость от иностранных поставщиков и усилить свою конкурентоспособность.
Таким образом, электромобили — это не просто технологический прорыв, это стратегический инструмент, который помогает Китаю укреплять свою экономику. Благодаря государственной поддержке, инвестициям в инфраструктуру и развитию местных производителей, Китай вышел в лидеры мирового рынка электромобилей. Контроль над цепочкой поставок лития и других материалов для аккумуляторов позволяет стране не только укреплять свои позиции, но и задавать стандарты для всей отрасли. Электромобили — это символ новой эры, в которой Китай играет одну из главных ролей.
Подготовила Фридман Анастасия, 2123175-ДБ ИФИЯМ ИГУ для ruchina.org/e-auto