Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Как детская травма мешает строить взрослую жизнь? На примере сериала "Проспект Бразилии"

Если мы имеем непереработанные детские травмы, то это в любом случае негативно влияет на нашу взрослую жизнь. Многие травмированные в детстве люди предпочитают пытаться жить так, как будто бы этих травм у них нет и никогда не было. Они не хотят вспоминать эти прошлые травмы, считают, что "было и прошло, что незачем копаться в своём прошлом", предпочитают делать всё возможное, чтобы об этих травмах никогда не думать и т.д. Но психика устроена таким образом, что наши травмы стремятся к исцелению вне зависимости от нашего сознательного желания или нежелания их исцелять. Мы можем и не связывать те трудности, которые у нас есть во взрослой жизни - с нашими детскими травмами. Но эти травмы всё равно на нас негативно влияют, хотим мы этого или нет. И бразильский сериал "Проспект Бразилии" - хорошо иллюстрирует, как наши детские травмы мешают нам строить взрослую жизнь. Сериал как раз начинается с того, как главная героиня, будучи маленькой девочкой - сталкивается с ужасным, жестоким травми

Если мы имеем непереработанные детские травмы, то это в любом случае негативно влияет на нашу взрослую жизнь.

Многие травмированные в детстве люди предпочитают пытаться жить так, как будто бы этих травм у них нет и никогда не было. Они не хотят вспоминать эти прошлые травмы, считают, что "было и прошло, что незачем копаться в своём прошлом", предпочитают делать всё возможное, чтобы об этих травмах никогда не думать и т.д.

Но психика устроена таким образом, что наши травмы стремятся к исцелению вне зависимости от нашего сознательного желания или нежелания их исцелять.

Мы можем и не связывать те трудности, которые у нас есть во взрослой жизни - с нашими детскими травмами. Но эти травмы всё равно на нас негативно влияют, хотим мы этого или нет.

И бразильский сериал "Проспект Бразилии" - хорошо иллюстрирует, как наши детские травмы мешают нам строить взрослую жизнь.

Сериал как раз начинается с того, как главная героиня, будучи маленькой девочкой - сталкивается с ужасным, жестоким травмирующим опытом.

Она случайно узнаёт, что её мачеха-психопатка вместе со своим любовником хотят обокрасть её родного любимого отца. Она сообщает об этом папе, он находит способ защитить свои деньги, но его сбивает машина, и он погибает.

Затем её мачеха со своим любовником всё-таки находят спрятанные деньги. И отвозят маленькую девочку - на свалку, где оставляют её жить под присмотром другого психопата.

То есть главная героиня теряет отца, сталкивается с обманом и предательством своей мачехи и из нормального дома - попадает прямо на свалку, где ей приходится дальше жить и взрослеть, ежедневно копаться в мусоре, да ещё и при этом подчиняться жестокому мужчине-психопату.

Насколько всё это травмирующий опыт для ребёнка - даже сложно представить и словами не передать.

И безусловно всё это стало для героиней серьёзной психологической травмой.

Потом по сериалу у героини улучшается ситуация - она находит на свалке хорошего друга, который становится для неё близким человеком. Переезжает жить на свалке к более эмпатичной и заботливой женщине. И потом её удочеряют достаточно хорошие люди, она обретает новую семью и переезжает жить в другую страну.

Там её жизнь налаживается, она взрослеет, становится крутым шеф-поваром, профессионалом своего дела и находит любимого человека.

Вроде на внешнем уровне у героини всё хорошо. Но пережитый ею детский травматический опыт - никак не отпускает героиню.

Она не может просто жить и наслаждаться своей жизнью. Она всё время мысленно возвращается к своей детской травме, надеясь её переиграть, выйти из неё с другим исходом.

И поэтому, даже несмотря на то, что теперь у неё уже давно всё хорошо - она всё равно продолжает внутри себя постоянно возвращаться к своей детской травме.

И в итоге - она начинает планировать месть своей бывшей мачехе, чтобы "спасти" её нового мужа, на которого она проецирует образ своего погибшего отца, от той участи, что досталась её реальному отцу, и чтобы восстановить справедливость.

И если часто феномен "навязчивого повторения", когда человек всё время возвращается к пережитой в прошлом травме - это скорее процесс символический. Когда наша психика "подбрасывает" нам переживания в ответ на некие ассоциативные связи, в результате чего мы снова и снова начинаем проживать кусочки нашего травматического опыта.

То в случае главной героини сериала - она решила "вернуться" в свой детский травмирующий опыт более буквально. Она приняла решение - разыскать свою мачеху из прошлого и переиграть свою детскую историю через план мести.

И если в детской истории героиня была беспомощной против мачехи-психопатки и её тоже довольно психопатичного любовника. То сейчас, будучи взрослой, умной, решительной и уверенной в себе женщиной - она попыталась как будто бы переиграть ситуацию своего детства.

И даже когда она находит своего близкого друга, с которым они вместе росли на свалке, которого она до сих пор любит, и который уже стал взрослым красивым мужчиной - она не может строить с ним отношения. Потому что детский травматический опыт - мешает ей наслаждаться настоящим моментом, заставляя её постоянно возвращаться к своему детскому травматическому опыту.

И когда её любимый мужчина предлагает ей уехать, чтобы быть вместе и быть счастливыми - это становится для главной героини ситуацией выбора между настоящим и прошлым.

Либо она сейчас выбирает быть счастливой в настоящем и "отпустить" прошлый детский опыт, чтобы быть счастливой рядом с любимым, близким человеком. Либо она отказывается от отношений, чтобы воплотить план мести своей мачехе.

И она действительно сначала пытается выбрать первый вариант. Но постоянные флэшбэки, воспоминания о детском травматическом опыте "берут вверх". И она принимает решение выбрать не любовь и не своё настоящее - а сначала попытаться всё-таки переиграть ситуацию детской травмы.

Причём этот выбор мог повлечь за собой потерю её любимого мужчины. И к тому же в результате этого решения она сама могла сильно пострадать.

Потому что схватка с настоящей психопаткой, у которой полностью отсутствует совесть и эмпатия - затея очень рискованная. Можно не только снова ретравматизироваться, но ещё и действительно умереть. Потому что её мачеха-психопатка вполне могла как сама её убить, так и нанять паренька, который за деньги сделает для неё, что угодно.

И даже несмотря на сильную рискованность её плана по восстановлению справедливости, главная героиня всё же выбирает идти этой дорогой.

И это хороший пример того, как наши непереработанные детские травмы - мешают нам строить свою взрослую жизнь.

Когда у нас есть такие травмы, то мы не можем просто жить дальше и быть счастливыми. Вместо этого мы постоянно бессознательно стремимся закрыть незавершённые гештальты, связанные с нашим травматичным прошлым опытом.

Причём это не всегда сознательный процесс, как было у главной героини. Часто этот процесс бессознательный - когда мы сознательно пытаемся строить счастливую взрослую жизнь, а, при этом, бессознательно постоянно стремимся переиграть травмирующие ситуации нашего детства.

Например, сознательно мы хотим найти хорошего мужчину и построить с ним близкие и счастливые отношения, но бессознательно мы снова и снова выбираем себе партнёров - садистов, чтобы переиграть свою детскую травму.

Или сознательно мы хотим самореализации в своей работе, но бессознательно большинство наших действий направлено на то, чтобы заслужить любовь своих родителей. Когда мы, например, выбираем себе профессию, которая вроде как должна понравиться нашим родителям, а не такую, которая помогла бы нам реализовать свои лучшие качества, которая приносила бы нам удовольствие и хороший доход.

И часто для того, чтобы строить счастливую взрослую жизнь - нам нужно проработать детский травматический опыт. Чтобы наши жизненные выборы были адекватны ситуации в настоящем, а не исходили из нашего "незавершённого", непереработанного детского травматического опыта.

-2

Иначе мы можем, как главная героиня сериала "Проспект Бразилии" - идти на "верную гибель" в своих попытках переиграть свои детские травмы. Вместо того, чтобы принимать для себя те решения, которые являются для нас большей заботой о себе и своих потребностях.

Героине пришлось много заплатить (и в символическом, и в буквальном смысле) - за реализацию своего плана мести.

Лучше бы она, конечно, обратилась к психотерапевту, чтобы проработать её детскую травму. Этот выбор бы больше способствовал её безопасности.

Но и любому человеку, имеющему непроработанный детский опыт - тоже приходится платить большую цену за то, чтобы этот опыт не переваривать, а просто "отрезать" от себя.

И иногда эта цена в огромное количество раз выше - чем все те неудобства, с которыми сталкивается человек в процессе проработки своих детских травм.

Процесс проработки травм - это процесс очень непростой. Это длительная работа со специалистом, во время которой приходится сталкиваться с очень болезненными чувствами. Это тяжело и очень больно.

Но цена, которую мы платим за то, чтобы закрыться от своих детских травм, сделав вид, что они не влияют на нас - может быть гораздо выше.

И эта цена нередко заключается в отсутствии счастья, отсутствии любовных отношений, в отсутствии эмоциональной близости в отношениях, в тотальной несвободе (потому что любое отклонение от защитной стратегии может повлечь за собой падение в травматический опыт), невозможности жить полноценной эмоциональной жизнью, невозможности заниматься любимым делом, а также в постоянном бессознательном желании снова и снова оказаться в ситуациях, похожих на те, что когда-то травмировали.

Возврат в травматический опыт, который происходит в терапии - это символический возврат. Когда мы вспоминаем травматический опыт и восстанавливаем те чувства и те смыслы, что мы в нём пережили.

И когда мы для своей психики организовываем этот символический возврат - у нашей психики уже нет потребности в том, чтобы буквально возвращаться в свой травматический опыт. И таким образом проработка травм в терапии - снижает нашу потребность в "навязчивом повторении травм".

Если бы главная героиня сериала пошла в терапию прорабатывать свою детскую травму - то у неё бы постепенно снижалась бы потребность буквально возвращаться к своей мачехе и пережитой в детстве боли.

И тогда постепенно она смогла бы вернуться к нормальной взрослой жизни без необходимости вступать в смертельно опасную битву с мачехой-психопаткой, которая могла бы закончится очень плачевно для неё.

Чем больше у нас возможности в безопасных условиях символически возвращаться к своей травме, тем меньше у нас потребности в буквальном воспроизводстве нашего травматического опыта.

Когда мы можем говорить словами о пережитой травме - у нас уже нет такой сильной потребности снова оказываться в похожей травматической ситуации в нашей реальности.

Так что сериал "Проспект Бразилии" - этот отличный пример того, как наши детские травмы могут мешать нам строить взрослую жизнь. И в некоторые отдельные моменты сериала - это очень заметно, когда героиня выбирает переиграть ситуацию травмы детства в ущерб возможности сейчас быть счастливой.

__________________________

Фильмотренинг "Травма козла отпущения": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/filmotrening-travma-kozla-otpusheniya