Ничего не знала о театре МОСТ до той поры, пока учительница по литературе у дочери в школе не предложила ребятам сходить на спектакль этого театра -«Поминальная молитва». Это было три года назад, по разным причинам дочь не могла в этот день попасть в театр. Про саму пьесу я слышала, как и про первоисточник Шолом-Алейхема, и про бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше», но только в общих чертах. К тому же есть у меня дурацкая особенность: иногда не смотрю/ не читаю какое-то произведение, потому что название его вызывает у меня какие-то ассоциации, не способствующие желанию это смотреть/ читать.
Слишком мрачные ассоциации вызывало и название «Поминальная молитва».
Но почитав некоторых театральных блогеров и послушав «живые» отзывы, приняла информацию, что этот спектакль - один из самых душевных не то, что в этом театре – во всей Москве.
Действие происходит в начале XX века, в деревне Анатовка, где живут и евреи, и украинцы, и русские. Главный герой – пожилой еврей Тевье, чье ремесло – молочные продукты. У него есть две коровы – кормилицы большой семьи, а еще есть старая лошадь, которая уже еле-еле ковыляет, везя товар в телеге. Она вызывает насмешки односельчан и праведный гнев самого Тевье.
И с первых же минут, с разговора об этой самой лошади, зритель понимает, что Тевье не так-то прост: перед нами - настоящий философ из народа, чьи размышления замешаны на религиозных воззрениях и на житейском опыте. Удивительная смесь принятия и гордости, покорности воле высших сил и в то же время умения подвести под эту самую волю свои собственные поступки.
Немало забот у Тевье: он отец пяти дочерей и конечно мечтает для них о лучшей жизни, которая в его понимании непременно связана с возможностью выбиться из нищеты, удачно выйти замуж. Однако сам он и его жена Голда создали семью будучи бедными молодыми людьми исключительно по любви и согласию, прожили вместе долгую жизнь, преодолевая невзгоды. Видимо, это стало примером для юных девушек: они выбирают исключительно сердцем.
К неудовольствию Тевье и помогающего ему в качестве свата дальнего родственника Менахема, старшая Цейтл, несмотря на сватовство богатого пожилого мясника Лейзара, выбрала себе в мужья нищего портного Мотла, средняя Годл влюбилась в киевского студента-революционера Перчика, изгнанного из университета за свои политические взгляды, а третья - Хава и вовсе выбрала русского парня Федора и приняла православие, чтобы связать себя с ним узами брака. Именно вероотступничество третьей дочери и подводит к названию пьесы: Тевье по канонам иудаизма проклинает ее, намереваясь отслужить по ней заупокойную.
Через некоторое время тяжело заболевает и умирает Голда.
А потом в жизнь героев вмешиваются внешние обстоятельства: царским указом изменяются границы черты оседлости для евреев, семье Тевье и другим иудеям приходится покидать родную Анатовку.
Пьеса, конечно, удивительная. Мне кажется, многое в ее восприятии зависит от возраста и собственного житейского опыта зрителя. Одним эта драма кажется сентиментально-лирической: в первую очередь люди видят любовь, семейное тепло, способность прощать. Другие в основном видят трагедию обычного человека на фоне исторических событий. Третьим импонирует особенный юмор.
Могу сказать, что эта история для меня стала очень яркой в плане образов и поступков главных героев. Глядя на них, четко понимаешь, как важна эмоциональная гибкость, способность меняться, договариваться друг с другом, подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, где-то отнестись с юмором, где-то опереться на традиции, где-то поступить им вопреки.
Сейчас я имею в виду не какие-то выгоды, переобувания по поводу общечеловеческих или политических ценностей, а исключительно внутреннюю жизнь человека. Способность беречь психику, не впадать в отчаяние, не рубить с плеча, давать окружающим шанс.
Герои проходят через это, зритель наблюдает, делает выводы: театр становится своего рода образовательной в плане психологии площадкой, когда играется такой материал.
Мне кажется, достичь чего-то сверхнового в режиссуре в случае самодостаточной и емкой пьесы сложно. Важно не испортить, быть аккуратным, не добавлять отсебятины, не подчеркивать какие-то одни смыслы и затирать другие. Спектакль поставлен Георгием Долмазяном в 2018 году, у него счастливая зрительская судьба, мне кажется это говорит о том, что все сделано правильно. Пьеса, безусловно, имеет национальный колорит, еврейское бытование и традиции - в центре повествования, но тема соседства, сосуществования с другими нациями, затрагивается, как мне кажется, весьма корректно, с уместной долей юмора.
Театр «Мост» маленький, сценическое пространство не позволяет разгуляться с декорациями. Так что предметно на сцене ничего особо не меняется, но в то же время нет чувства, что ты наблюдаешь одну и ту же картинку. Важны, конечно, и световые акценты, и костюмы героев, но в целом самое важное для «Поминальной молитвы» -это, конечно, актеры.
Во-первых, Тевье и Голда: Всеволод Гусейнов и Людмила Давыдова. Потрясена их работой, оба великолепные! В масс-медиа мы привыкли видеть одних и тех же людей, чьи актерские качества со временем зачастую становятся сомнительными, от этого вдвойне радостно находить такие сокровища в профессии.
Очень понравились также Владимир Волжин (Менахем) и Михаил Васьков (мясник Лейзер) - колоритные, харизматичные персонажи получились, просто восторг!
Молодежная часть актерской братии в спектакле: дочери, их избранники, односельчане – все хорошо играют, никаких нареканий, но как будто бы «отцы» на порядок ярче «детей», их работы попадают в самое сердце.
Любопытно, что и Гусейнов, и Волжин, и Васьков – приглашенные актеры.
МОСТ считается театром молодежным, он создан на базе студенческого театра МГУ в 1999 году, а в целом декларирует свое преемство аж от Театра Московского Университета, который был основан в 1756 году.
Интересная история у театра, читать здесь
То есть один из самых известных спектаклей театра – это и правда своеобразный мост, связывающий поколения.
Стало любопытно, насколько молодежь этого театра работает сама по себе, обязательно схожу в этот театр на что-нибудь еще.