Помните, как в детстве нас учили, что не надо брать конфетки у незнакомых людей и есть еду, найденную на улице? Вот японцы хорошо знают, почему это опасно. На восьмидесятые годы пришёлся какой-то жуткий бум массовых отравителей - целых три резонансных дела с 1977 по 1985 год. Причём речь не про халатность при производстве или экологические катастрофы, а именно про злой умысел. Давайте разбираться.
Инцидент с отравленной кока-колой в 1977
Третьего января 1977 года группа старшеклассников возвращалась домой с подработки. Неподалёку от станции Синагава они нашли в телефонной будке открытую, но полную бутылку Кока-колы. Решив, что кто-то поставил бутылку, пока делал звонок, и просто забыл её, один из юношей (возраст - 16 лет) забрал бутылку домой. Дома, сделав из неё глоток, он ощутил странный вкус, и сразу выплюнул напиток и промыл рот водой. Немного времени спустя он потерял сознание и вскоре умер в больнице от отравления цианидом.
На следующий день в шестиста метрах от места, где школьники подобрали Кока-колу, был обнаружен в бессознательном состоянии сорокашестилетний мужчина, который также скончался от отравления цианидом. Рядом с ним нашли бутылку из-под Кока-колы. Позже выяснилось, что и он подобрал её в телефонной будке.
Полиция принялась обыскивать окрестности, и обнаружила в другой телефонной будке вокруг станции Синагава ещё одну бутылку с отравленным цианидом напитком. Как выяснилось, пятнадцатилетний сын местного торговца из лавки по соседству уже присмотрел бутылку и собирался выпить её на обратном пути домой, так что ему сказочно повезло - концентрация яда в коле в 60 раз превышала смертельную дозу.
Спустя месяц после этих событий, в феврале, в Осаке тридцатидевятилетний мужчина нашёл возле публичного телефона рядом с алкомаркетом наполовину заполненную бутылку с колой и отпил из неё. Почти сразу он потерял сознание от отравления цианидом. Его оперативно доставили в больницу и спасли, но на следующий день он покончил с собой. Записки мужчина не оставил, но по свидетельствам семьи он терзался мыслью о том, как стыдно ему будет смотреть в глаза людям после того, как он попался в такую очевидную ловушку при том, что знал о событиях в Токио.
После в Токио произошла ещё пара инцидентов с найденными в общественных местах упаковками шоколадных конфет, отравленных цианидом (тут никто не пострадал), но неясно, связанны ли эти случаи напрямую с отравленной колой. Преступника так и не нашли несмотря на все усилия полиции.
Инцидент с компанией Глико-Моринага в 1984 году
Это очень масштабное и громкое дело, про которое написано немало статей и даже книг («Голос греха» Такэси Сиота, переведённая на русский, как раз про него, в художественной обработке, конечно). Там были и похищения, и шантаж, и ограбление, и вообще много всего. Но нас интересует только та часть дела, где преступники начали требовать денег, шантажируя компанию тем, что отравили некоторые упаковки со сладостями производства этой компании на полках супермаркетов.
Впрочем, в этом случае целью преступников был шантаж, а не убийства, и подброшенные отравленные упаковки они даже специально помечали, чтобы усилить всеобщую панику. Компании пришлось убрать текущую продукцию с полок, что привело к серьёзному ущербу. Отравленные сладости, кстати, действительно были, но к счастью никто не пострадал, кроме кошелька сотрудников и владельцев компании.
Отравления паракватом в 1985 году
В префектуре Хиросима, городе Фукуяма, 30 апреля 1985 года 45-летний водитель грузовика по дороге на работу остановился у торгового автомата по продаже напитков и купил бутылочку газировки под названием Oronamin C. В лотке, куда выпадают напитки, он обнаружил вторую такую же. В то время в некоторых автоматах устраивали акции, когда при покупке одной бутылки могла с некоторой вероятностью выпасть вторая, призовая. Мужчина решил, что прошлому покупателю как раз повезло, но свой приз он не забрал. Водитель взял обе бутылки, что стало роковым решением. Три дня спустя он скончался в больнице от отравления токсичным гербицидом паракватом, который был подмешен в напиток из загадочной бутылки.
В сентябре того же года точно такая же трагедия случилась с другим мужчиной в Осаке. Харуо Оцу (52 года) по пути с рыбалки купил бутылку Oronamin C в торговом автомате и обнаружил в лотке две бутылки. Также, как прошлая жертва, он ничего не заподозрил. Вскоре после того, как он начал пить из одной из бутылок, Харуо стало плохо, и два дня спустя он скончался в больнице. В бутылке, из которой пил Харуо, обнаружили паракват. Почти одновременно с этим произошёл ещё один точно такой же инцидент с 22-летним студентом.
Всего в период с апреля по декабрь 1984 года от отравления паракватом из напитков, найденных в торговых автоматах, скончалось как минимум 13 (!) человек. Почти все - мужчины (только одна женщина, студентка из Сайтамы, она стала последней жертвой). У этих инцидентов был большой размах, все они произошли в разных городах и даже префектурах - видимо, преступник (или преступники) активно перемещались.
Камер видеонаблюдения в те времена в городах было мало, улик оказалось тоже недостаточно, и убийца так и не был найден. 25 ноября 1985 года зафиксирован последний случай смертельного отравления паракватом, и после него инциденты прекратились по неизвестным причинам.
Перечисленные выше резонансные случаи сильно повлияли на японскую пищевую индустрию, а также на отношение к общественной безопасности. С одной стороны - компании в то время серьёзно пересматривали дизайны упаковок, чтобы сделать их безопаснее, и подход к маркетингу (отчасти именно рекламные компании с «призовыми бутылками» поспособствовали последней трагедии). С другой стороны - среди населения были проведены работы по информированию с громкими призывами не потреблять напитки и продукты, вскрытые неизвестно кем и найденные на улице. Кроме того, такие дела привели к ужесточению правил приобретения и хранения ядовитых веществ.
Помимо этих дел, в Японии уже ближе к нулевым был всплеск страшных случаев убийств посредством отравления, связанных с мошенничеством по страховкам, начиная с дела Масуми Хаяси, но это уже отдельная история.