Найти в Дзене

«Вывожу на чистую воду по реакции»: Как следователь Максим Завацкий из Карелии раскрыл одни из самых загадочных убийств

К 23 февраля «КП» взяла интервью у одного из самых классных специалистов СУ СК по Республике Карелия

Мужчину судят по его делам. Особенно, если он следователь. В преддверии 23 февраля о раскрытии уголовных дел рассказал Максим Завацкий, капитан юстиции и старший следователь контрольно-следственного отдела СУ СК РФ по Республике Карелия.

ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА В СЛЕДОВАТЕЛИ

Работники СК часто слышат фразу «следователем нужно родиться». Максим Завацкий с ней в корне не согласен. Он родился в простой семье: мама - учительница начальных классов, отец - машинист спецтехники. Максим мечтал быть как папа - водителем большой машины. Судьба занесла его на железные дороги. До 27 лет он работал дорожным мастером, но параллельно получал образование в Российской правовой академии.

- Так получилось, что мне нужно было пройти практику. Предложили поработать в Следственном комитете. Все свои рабочие и учебные отпуска я проводил там. Был общественным помощником, помогал следствию и одновременно работал на железной дороге. По окончании практики руководитель отдела заинтересовался мной, предложил трудоустроиться. Я даже не рассчитывал стать следователем, но сама судьба подтолкнула к смене профессии. Работа железнодорожником дала опыт руководства и дисциплину, - делится капитан юстиции.

-2

О романтике следствия говорит с улыбкой: «У меня было обычное представление, как и у всех людей. Ходят, думают, размышляют, изучают. Но на самом деле это не так. Работа занимает все твое время. 24 на 7 ты думаешь о делах, а они не сокращаются. Бывали даже периоды, когда по 3 месяца жил без выходных. В такие моменты понимаешь, что так может работать только человек, который любит свое дело».

Образование, по мнению Максима Завацкого, тоже важно, но практика всегда отличается от того, что написано в книжках.

- Если это убийство, расследование идет проще. А если коммерческий состав - уже сложнее. Бывает так, что люди, совершившие такие преступления, больше осведомлены и подкованы в отдельных вопросах, чем сам следователь. И тут важно разбираться во всем. Преступления могут отличаться кардинально, будь то падение воздушного судна, кража денег со счета, нарушение требований охраны труда или преступления против жизни и здоровья, везде нужен свой подход. С каждым новым преступлением начинаешь разбираться в какой-то новой теме.

ДВА ЗАГАДОЧНЫХ УБИЙСТВА

На «полке памяти» у Максима Завацкого есть несколько интересных дел. Одно из преступлений произошло в марте 2009 года. Тогда «черные» риелторы хотели завладеть квартирой женщины, для чего решили убить её, задушив шарфом. Тело пролежало в лесу какое-то время, пока его не нашел лесник. Установить причину смерти было уже невозможно. Подумали, что женщина просто ушла в лес и потерялась. В возбуждении дела отказали. Но спустя 10 лет один из участников преступления, задержанный сотрудниками органов внутренних дел за совершение административного правонарушения, будучи в состоянии алкогольного опьянения, обмолвился сотрудникам полиции о соучастии в совершении убийства. Они приняли это на заметку и отправили информацию в Петрозаводск. Завацкий и коллеги вывели риелтора и его напарника на разговор. В итоге преступление раскрыли, а убийцам по результатам расследования дали 15 и 19 лет колонии.

Второе дело - бытовой конфликт. Казалось бы, распутать его элементарно. Семейная пара решила скрасить день алкоголем, но веселья не случилось. Супруги поссорились, и женщина ударила своего партнера маленьким ножом в грудь. Крови почти не было - мужчина ничего не почувствовал, протер место пореза салфеткой и, словно ничего не случилось, отправил свою даму на дачу к друзьям. К этому времени супруги уже помирились, созванивались, делились новостями. Мужчина даже сходил в магазин, чтобы обновить содержимое бокалов дома. Вернулся домой, вышел на балкон и… умер. Упал с балкона пятого этажа. На место вызвали дежурных следователей: все указывало на суицид. Осмотрев тело, Максим Завацкий понял, что здесь что-то не так, повреждений на одежде не было, как и следов крови, при этом на теле имелось ножевое ранение в области сердца. В квартире слишком чисто.

- Наверное, мужчину где-то убили, подумал я тогда, - вспоминает следователь. - Переодели, смыли кровь и скинули с пятого этажа. Начал искать улики. Оказалось, что супруга попала ножом прямо в сердце. В течение дня оно наполнялось кровью, не выдержало и остановилось. Дело раскрыли за день, женщина во всем созналась. Ей дали срок за убийство.

Тяжелее всего Завацкому дается расследование преступлений в отношении детей. Он даже написал диссертацию на эту тему.

- Трудно с моральной точки зрения. Особенно, когда есть свои дети. Да и доказывать их очень сложно. Преступления латентные, имеются только показания ребенка, а их еще нужно получить. Нужно быть немножко психологом, уметь к себе расположить. Я хотел и сам разобраться в этом всем, и опыт коллегам передать, поэтому написал методику расследования, - делится капитан юстиции.

САМАЯ ЛУЧШАЯ РАЗГРУЗКА – СКАЗКИ ДОЧКИ

Допрос – одна из самых интересных частей в работе, считает Завацкий. За годы работы он четко понял, как поймать фигурантов дел на лжи.

- У тебя подготовлены вопросы. Ты знаешь, что будешь спрашивать, на какие детали обращать внимание – они очень важны. Хорошо, когда ты знаешь чуть больше информации, и обвиняемый об этом не догадывается. Я часто веду видеозапись. Крупным планом. На ней всегда видна реакция подозреваемого. Это тоже хорошо выводит на чистую воду. Например, без камеры адвокат обвиняемого может попросить изменить протокол, мол, мы такого не говорили. С видео так не получится.

В свободное время Максим Завацкий любит ездить в походы, в лес, на рыбалку и охоту. Говорит, что в школе его увлек кружок резьбы по дереву, где он часами вырезал узоры на фигурках. Это научило будущего следователя усидчивости. Помогла и служба, которую проходил в морфлоте. - Ты приходишь после армии и можешь буквально все. Есть какая-то уверенность в себе. Это бесконечная дисциплина, субординация и самоконтроль. Тебя учат всему, что должен знать и уметь любой мужчина.

Несмотря на загруженность, следователь с радостью возвращается домой к семье и тепло отзывается о любимой жене.

- Многое зависит от супруги: она должна входить в твое положение. Мы вместе 12 лет. Было такое, что жили в одном доме и не видели друг друга. Но жена очень мудрая, понимающая. Дочке 5 лет, говорит, что хочет стать учителем, как мама. В свободное время ездим в развлекательные центры, катаемся на снегокате, гуляем. Все-таки с появлением семьи начинаешь больше хотеть возвращаться домой. Ребенок ведь ждет. Приходишь, читаешь сказки, пока не заснет. Это самая лучшая разгрузка для меня.

Добавим, что в коллекции наград у Максима Игоревича много благодарностей, звания «Лучший следователь» и «Лучший сотрудник контрольно-следственного отдела» разных годов.

- Конечно, это приятно, когда твой труд оценен, но для меня это не первостепенно. Если тебе действительно работа нравится, то и мотивация не нужна. А мне она как раз нравится.

Читайте на WWW.SPB.KP.RU: https://www.spb.kp.ru/daily/27664.5/5052738/