"...Проводы Масленицы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами.
Проводы честной Масленицы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поезде по городу и селам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней.
В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг его пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками. Прощальный поезд в Ярославле называется: околка, в Нерехте: обоз, в Туле: круг и конец. В Нерехте на проводах сожигают Масленицу. Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины, девицы и дети, из своих дворов с соломою. При пении песен сожигается солома.
Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища утром и на могилах просят прощения у покойников. С кладбищ заходят прощаться к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
Новобрачные ездят по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков, приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: Кого люблю, того дарю. – От милого подарок дороже золота. – Чин чина почитай, и подарок не забывай. – Милости просим нашей хлеба-соли. – За все благости наше низкое челобитьице. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.
На прощеный день ездят отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье...
...О русской Масленице между народом сохранились поговорки: Не житье, а Масленица. – Не всегда коту Масленица. – Масленица семь дней гуляет. – Милости просим к нам об Масленице с своим добром, с честным животом. – Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых на показ. – Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай. – Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы..."
И.П. Сахаров "Сказания русского народа"
"...Проходил «прощеный день» – после него и «честная госпожа» уходила, уносила с Земли Русской до будущего года и свои перепелиные косточки, и свое бумажное тельце,и сахарные уста – с речами сладкими-медовыми. Русая коса, красная краса, со всей ее повадкой повадливою, оставалась только в воспоминании, не выходившем из головы, одна-ко, у иных весельчаков – как видно из крылатых присло-вий простодушной народной мудрости, – вплоть до самой Радоницы. Широкая боярыня давала себя знать предкам современного русского пахаря-деревенщины! «Масляница объедуха, денег приберуха», – говаривали они, добавляя в час широкого размаха веселости: «Хоть себя заложить, да Маслену проводить!» Зазорно хлебосольной русской душе слышать молвь соседей о том, «что была-де у двора Масля-на, да в избу не взошла».
«Мы Масляницу состречали, мы Масляницу состречали, люли-люли, состречали, гоголек, гоголечик! – разливается еще и в наши дни величающая трехматерину дочку старая песня. – На горушки не бывали, сыром гору набивали. Наши горушки катливы, наши девушки игривы, молодушки веселыя; ста-ры бабы воркотливы: ены на печке сидять, на нас воркотять. Вы, бабушки, не ворчите! Дайте Масляницу нам прогулять, с ребятами поиграть, с ребятами, со холостыми неженатыми, люли-люли, неженатыми, – гоголек, гоголечик!»
Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в бли-нах валялась, в масле купалась. Но «не все коту масленица»: на восьмой день наступали проводы. На этих последних со-жигалась зима-Морана. За околицы деревень и сел, за город-ские заставы вывозили-выносили безобразное чучело чудища и, возложив на соломенный костер, сожигали под песни мо-лодежи, устраивавшей на месте казни поминальную игрушку. Пиво хмельное, вино пьяное лились здесь в изобилии, слов-но олицетворяя собою всеоживляющий, опьяняющий недра земные дождь. Были местности, где сожигалось не чучело, а расписанное изображениями «темной силы» колесо; в иных – ставили по пути-дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали. Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломою. Справив все эти, предписанные суеверной стариною обряды народ расходился по до-мам. Здесь начиналось «прощанье», повсюду уцелевшее и до настоящего времени. Просили прощенья и обоюдно прощали родные, знакомые и все первые встречные. Таким образом, масленичный разгул завершался обрядом чисто христианского свойства, хотя начало его также коренится в сокровенных тайниках древнеславянского язычества. Обряд этот общеизвестен и с XVII-гo столетия изменился очень мало. Прощеный день соединял в себе еще и поминки по родителям. Празднование Масленицы («семиковой племянницы»), ведущей за собою Великий Пост, не ограничивалось в старину, однако, только этим. К разгульному веселью присоединялись, шли рука об руку с ним и дела милосердия. Так, например, устраи-валось о Масленице кормление нищих и убогих...
...Народные приметы – устами старых, знающих лю-дей – гласят, что, если в воскресенье перед масленой не-делею будет ненастье, то надо летом ждать большого уро-жая грибов. «Какой день на Масленицу красный – ясный да теплый, в тот сей (по весне) и пшеницу!» Это советует деревенский сельскохозяйственный опыт, не изменяющий воим обязанностям погодоведа и во время бесшабашно-го разгула широкой, веселой, семь дней потешающейся на Руси Масленицы, заставляющей иных молодых мужиков забывать о поговорке – «Пируй-гуляй, баба, на Масляну, а про пост вспоминай». Но, – словно наперекор последнему присловью умудренных жизненным опытом людей – повторяет народная Русь относящийся к честной гостье Масленице сложившийся на (малорусской-полтавской) окраине, приходящийся по сердцу всем нетерпеливо ожидающим «поднесеньева дня» гулякам припев:
Ой, Масляна, Масляна!
Яка ты чудна!..
Як бы в тоби симь недиль,
А в посту одна!
Курская, провожающая развеселую неделю молодежь деревенская в свой черед вторит этому залихватскому припеву своим, не менее выразительным:
А Масляна, Масляна-полизуха!
Полизала блинцы да стопцы
–На тарельцы.
А мы свою Масляну провожали,
Тяжко-важко по ней вздыхали,
А Масляна, Масляна, воротися,
До самого Велика Дня протянися!.."
А. А. Коринфский «Народная Русь»