Привет, друзья. Для рубрики Фильмы прошлых лет я выбрала сегодня "Сонную лощину" Тима Бёртона 1999 года. В мире фильм вышел в ноябре 1999 года, а у нас в России в марте 2000, поэтому сегодня ровно четверть века с выхода этого мистического фильма ужасов, одного из лучших фильмов Бёртона и третьего, снятого с его любимцем Джонни Деппом.
О самом фильме расскажу совсем немного, вероятно мои молодые подписчики о нём даже и не слышали, возможно им захочется с фильмом познакомиться. Те, кто постарше, наверняка фильм хорошо помнят. Я до сих пор помню свои эмоции после первого просмотра фильма.
"Сонная лощина" США, Германия фэнтези, ужасы, триллер, детектив 1999г.
Краткое содержание
Нью-Йорк, 1799 год. Молодого констебля Икабода Крэйна отправляют расследовать загадочные убийства в местечко Сонная Лощина. Все жертвы погибли от меча всадника без головы - они обезглавлены, а головы исчезли. Крэйну приходится убедиться, что это не легенда, а страшная правда.
Параллельно развивается линия истории любви Крэйна и единственной наследницы очень богатого банкира Лощины Катрины Ван Тассел . В борьбе за наследство и произойдёт эта жуткая кровавая история, повинной в котором окажется мачеха Катрины.
Лично мне гораздо интереснее история создания фильма. Вот об этом и расскажу. У фильма множество наград разных кинофестивалей. Особенно фильм хвалили за визуальные эффекты, а работа художника-постановщика даже отмечена "Оскаром".
На создание фильма Бёртона вдохновила повесть Ирвинга Вашингтона 1820 года. Только в ней Икабод Крэйн скромный суеверный учитель, который ввязывается в соперничество за руку и сердце юной красотки Катрины, дочери и единственной наследницы богатого фермера. А сам Ирвинг видимо почерпнул идею из немецкой сказки с похожим сюжетом, а быть может из рассказов голландских американцев, участвовавших в войне за независимость. История о том, как одному из наёмников снесло голову пушечным ядром упоминается в мемуарах ветеранов войны за независимость. Сам Ирвинг по этому поводу воспоминаний не оставил, поэтому мы можем строить предположения.
Успех фильма во многом принадлежит мексиканскому оператору Эммануэлю Любецки, который вместе с Бёртоном стоял по ту сторону камеры.
Именно он предложил приём делать акцент в кадре на мелочах, как бытовых, так и мистических. Этот приём очень хвалили критики, это было революционным прорывом. Кстати, фильм Бёртон первоначально хотел снимать чёрно-белым в духе старых фильмов ужасов. Но пробы показались ему мало эффектными.
Тогда они сделали фильм цветным, но максимально монохромным, да ещё и снимали сквозь голубой фильтр. Так усиливалась "волшебная атмосфера" и эффектнее выглядела кровь в кадре.
Деппа Бёртон выбрал молниеносно, хотя студия предлагала Лиама Нисона и даже Брэда Питта, но Бёртон настоял на своём. Они уже дважды работали вместе, а после этого фильма их творческий дуэт ещё более окреп.
Депп воодушевленно подошел к роли Икабода — ему давно хотелось сыграть в классическом фильме ужасов. Он посчитал, что герой изображён в сценарии слишком миловидным, и предлагал сделать ему гротескный грим с огромным носом и большими ушами. Но у Бёртона было своё видение персонажа. Ему нужен был совсем другой Икабод - симпатичный молодой человек, странноватый, по-юношески застенчивый и истерично пугливый. В итоге такая трактовка персонажа прекрасно вписалась в мистический хоррор.
Для съёмок создатели пытались найти аутентичный городок в исторических местах, где селились голландские иммигранты. В штате Нью-Йорк сохранилось множество построек начала XIX века и живописных лесных массивов, но ни одна локация не передавала атмосферу уединённости и колдовской жути.
В Букингемшире, в местечке Хэмблден, за четыре месяца и 1,3 миллиона долларов была отстроена старинная деревня. На тот момент это были самые масштабные съёмочные декорации на территории Англии, созданные с нуля. Архитектурный комплекс включал 12 зданий с полной внутренней отделкой и интерьерами.
Деревня получилась настолько настоящей, что у всей съёмочной группы возникало ощущение реальности происходящего. Съёмки прошли гладко без всяких мистических проклятий. Было и несколько курьёзных моментов.
Так Кристофер Уокен, исполнивший роль Всадника, несмотря на опыт съёмок в вестернах, боялся ездить верхом. Для некоторых кадров использовали аниматронный макет лошади, а во всех экшен-сценах играл каскадёр Рей Парк. Просто отдать роль Парку не решились, нужна была "звезда", да и загримированный под исчадье ада Кристофер Уокен был гораздо фактурнее.
А вот Депп обошелся без каскадёров. В сцене, где Икабода тащат через лес две лошади, он снялся сам, поддев для страховки специальный защитный костюм под одежду. Единственное, чего актёр боялся, по его словам, - не приспичит ли одной из лошадей справить на него нужду.
Впечатляющую сцену с пожаром на мельнице снимали в самом большом съёмочном павильоне Британии. Стены ангара, где был построен интерьер мельницы в натуральном масштабе, убрали, чтобы освободить место для камер и службы пожарной безопасности. Несмотря на все предосторожности, кусок горящего дерева ударил по голове одного из актёров и его ненадолго отправили в больницу.
К отрубленным головам в фильме вообще подошли с большим вниманием. Так, для эффекта их вращения использовался специальный механизм, а с лиц "жертв" делались точные слепки. Майкл Гэмбон, сыгравший купца Балтуса ван Тассела, оставил свою отрубленную голову себе и использовал для розыгрышей после съемок.
Бёртон настоял на том, чтобы компьютерную графику использовали как можно меньше. С помощью графики делали только зловещий туман, присутствующий почти во всех кадрах, а ещё голову кошмарного Всадника. Рэй Парк снимался в специальной маске с хромакей-эффектом, и его голову просто стерли на постпродакшене.
Получилась отличная страшная сказка, которая и сегодня смотрится великолепно, фильм не потеряет своей актуальности и через 50 лет, я так думаю.
На сегодня всё. Если не смотрели - рекомендую, тем, кто смотрел, будет интересно повторить.
В следующий вторник вновь окунёмся в атмосферу старого кино.
Предыдущие публикации по теме
Благодарю, что читали.
До встречи на канале.