Найти в Дзене
Отцы-молодцы

Приговор современной школе. Или «О школьном состоянии души»

«Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе: то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка. То странное психологическое состояние, которое я назову школьным состоянием души, которое мы все, к несчастию, так хорошо знаем, состоит в том, что все высшие способности: воображение, творчество, соображение, уступают место каким-то другим полуживотным способностям произносить звуки независимо от воображения, считать числа сряду: 1, 2, 3, 4, 5, воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы, - одним с
А. Пластов. Лев Толстой с яснополянскими школьниками. 1959 год
А. Пластов. Лев Толстой с яснополянскими школьниками. 1959 год
«Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе: то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик.
Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка. То странное психологическое состояние, которое я назову школьным состоянием души, которое мы все, к несчастию, так хорошо знаем, состоит в том, что все высшие способности: воображение, творчество, соображение, уступают место каким-то другим полуживотным способностям произносить звуки независимо от воображения, считать числа сряду: 1, 2, 3, 4, 5, воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы, - одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимания...
Как скоро ребенок дошел до этого положения, утратил всю независимость и самостоятельность, как только проявляются в нем различные симптомы болезни - лицемерие, бесцельная ложь, тупик и т. п., так он уже ...попал в колею, и учитель начинает быть им доволен».

Комментарии здесь излишни. За сто лет мало, что изменилось. Педагогика свободы и творчества Толстого в умах современных учителей попросту отсутствует. Почему? Ответ один - страх. В качестве небольшого дополнения отметим следующее. Не от этого ли русский язык в школе - самый нелюбимый, самый скучный предмет. Да и может ли быть что-то скучнее орфографии и пунктуации? Но ведь русский язык это гораздо шире и интереснее этого! Но в конечном итоге все или почти все сводится к правописанию. Как в хороших семьях родители специально детей не воспитывают (это происходит автоматически), так и на уроке русского языка обучение грамматике и всему остальному из области чистого языкознания должно происходить параллельно (автоматически) решению главных задач - формированию умения пользоваться языком и радости владения им. На русском языке нужно прежде всего заниматься сочинительством! То есть творчеством! Учиться писать на нем художественные, научные, технические и другие тексты. Писать письма и дневники, стихи. А еще важно научится анализировать тексты, самые разнообразные, и по содержанию и по стилю. Глубоко (а не поверхностно) понимать морфологию родного языка. Его происхождение. Его богатство и разнообразие! Отсюда большая работа должна проводится со словарями - благо их много и хороших! Здесь огромное поле для творчества Учителя. Тогда и отношение к этому предмету будет иным. Совсем иным.