Маркион потряс раннее христианство, и его идеи до сих пор сохраняются — нравится это церкви или нет.
Маркион, возможно, был одним из самых крупных бузотёров в раннем христианстве. Этот парень вошёл во второе столетие, взглянул на Ветхий Завет и, грубо говоря, заявил: «Это мусор». И он точно не был пустым местом. Он был громким, ужасно богатым и влиял на церковь настолько, что её вынудили вычеркнуть из христианского учения изрядную порцию, лишь бы он, наконец, замолчал.
Евангелие Маркиона
Маркион отвергал идею о том, что существовали пророчества, предсказывавшие приход Иисуса. В его глазах Иисус не имел ничего общего с ворчливым боевым богом Ветхого Завета, который только и делал, что карал людей и раздавал странные, произвольные законы. Поэтому он взял то, что мы сейчас называем Евангелием от Луки, и подверг его жёсткой редактуре. Он вырезал всё, что звучало «слишком по-иудейски», убрал все ссылки на то, что Иисус исполнял пророчество, и ясно дал понять, что Иисус возник словно из ниоткуда, как некий божественный наёмник, посланный выручить людей от угрюмого Бога Ветхого Завета.
И каков был результат? Вместо того чтобы родиться, Иисус просто появляется из воздуха. Нет сцен Рождества, нет родословной, показывающей связь с царём Давидом, нет ни Марии, ни Иосифа. Иисус Маркиона — не еврейский мессия, а нечто совершенно иное, представитель Бога, который не управляет людьми жёстко.
Проблема «двух богов»
Именно тут Маркион особо взбесил окружающих. Он не верил, что Бог Ветхого Завета — тот самый, что топил планету, приказывал геноциды и устраивал истерики из‑за пищевых запретов — это тот же самый любящий и милосердный Отец, о котором говорил Иисус. На самом деле он считал, что это два совершенно разных существа. Бог Ветхого Завета (или, как называл его Маркион, Демиург) был более низшим, несовершенным творцом, который сделал материальный мир, и именно поэтому жизнь такая ужасная. Боль, страдания, болезни? Виноват Демиург. А вот высший, истинный Бог — тот, от которого пришёл Иисус, — весь про любовь, благодать и спасение.
Это был прямой удар по лицу официального христианства, которое всё ещё пыталось связать Иисуса с еврейской традицией. Лидеры церкви восприняли это как полную ересь, а не какой-то там небольшой разногласие. Ведь если люди начнут верить, что Бог Ветхого Завета — неудачник и вовсе не Отец Иисуса, тогда всё, что строила церковь — весь фундамент христианства, — окажется под угрозой.
Маркион против церкви
Маркион не сидел тихо в каком-то закрытом кружке. Нет, он пошёл ва-банк. Он основал собственные церкви, и они стремительно росли. Его версия христианства была проста: мир плох, потому что его создал более низший бог, но Иисус, посланный истинным Богом, пришёл, чтобы спасти нас от этого. Не нужно следовать еврейским законам, не нужно бояться Яхве — нужно просто верить Иисусу. Всё было ясно, радикально и нравилось людям, которым не по душе были все эти странные правила и противоречия Ветхого Завета.
Церковь, всё ещё находившаяся в зародыше, ужаснулась. Его отлучили от церкви в 144 году и потратили последующие столетия на то, чтобы поливать его грязью. Такие отцы церкви, как Тертуллиан, писали целые книги, посвящённые высмеиванию Маркиона. Они не только отвергли его идеи — они объявили им войну. И вот что занятно: движение Маркиона было настолько распространено, что ранним христианским лидерам пришлось формировать собственные убеждения в противовес ему. Большая часть канона Нового Завета в том виде, в каком мы его знаем, была сформирована во многом как прямая реакция на влияние Маркиона.
Вы знаете, как современные христиане любят говорить, что Библия — это Слово Божье? Так вот, одна из главных причин, почему у нас вообще существует «официальная» версия Библии, — это Маркион. Он вынудил церковь решить, какие тексты считать священными. До него христианские писания были в полном разнобое, и никто не определил окончательный список. Но после того как он составил собственную отредактированную версию Евангелия от Луки и писем Павла, церковь поняла: «Чёрт, нам нужно сделать так, чтобы люди не думали, будто этот парень прав». Так начался процесс официальной компиляции и утверждения того, что в итоге стало Новым Заветом.
Итак, был ли Маркион прав?
Зависит от того, насколько тщательно вы читаете Ветхий Завет. Если вы из тех христиан, кто перескакивает сразу в Новый Завет, потому что Ветхий кажется слишком неприятным, поздравляю — у вас есть кое-что общее с Маркионом. Его аргумент был, по сути, точен: Иисус проповедовал Бога любви и прощения, тогда как Ветхий Завет полон историй о божестве, которое убивает людей за малейшие проступки. И если честно? Он был прав.
Вместо того чтобы использовать Ветхий Завет как доказательство пророчеств, церковь была вынуждена выставить его «еретиком», чтобы не растратить оставшийся у них авторитет перед народом. Хотя Маркион и показал, что существуют разные боги с разными (порой противоречивыми) посланиями, он всё же отчаянно стремился защитить то христианство, которое исповедовал. Идея, что он был готов признать «многовариантность» путём полного отрыва от прежних взглядов, никогда бы не сработала. Это был великий план, но в чём-то чересчур натянутый. Да.
Призрак Маркиона жив
Христианство в версии Маркиона не исчезло в одночасье. Его церкви просуществовали веками, и его влияние до сих пор видно, даже если большинство христиан этого не осознают. Когда вы слышите, как кто-то говорит: «О, это же Ветхий Завет — Бог уже не такой», — это типичное маркионитское мышление. Идея о том, что Иисус про любовь, а Ветхий Завет уже устарел? Вот так Маркион и пробирается обратно в современное христианство.
Правда в том, что многие люди сегодня частично придерживаются взглядов Маркиона, сами того не зная. Им нужен Иисус без груза Ветхого Завета. Им нужен Бог любви без геноцидов и странных законов о моллюсках и смешанных тканях. Но церковь по-прежнему цепляется за Ветхий Завет, потому что признать правоту Маркиона означало бы пересмотреть всё своё учение.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos