Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь фельдмаршала Румянцева. Часть 10. Взятие Кольберга, 1761 год

Кольберг являлся довольно сильной прусской крепостью на побережье Балтийского моря. Причем сила ее определялась не только и не столько собственно стенами Кольберга, сколько дополнительно рядом расположенным укрепленным лагерем на целый корпус. В августе 1761 года гарнизон крепости Кольберг доходил до 5 тысяч человек при 150 орудиях. В укрепленном лагере стоял корпус принца Вюртембергского силой до 12 тысяч. Часть корпуса была выделена в летучий отряд Платена. Он должен был действовать на коммуникациях русской осадной армии. Со своими 11 тысячами Румянцев, пожалуй, был не в состоянии взять такую позицию. Однако в помощь сухопутной армии была выделена эскадра вице-адмирала Полянского. С ней прибыл десант около 6 тысяч человек. Нельзя забывать, что действовать русской армии приходилось в Померании. То есть на территории, где население настроено враждебно и готово оказывать содействие пруссакам. Румянцев приближался к Кольбергу без спешки. Он поджидал эскадру Полянского. Наконец в августе
Оглавление
Фрагмент картины Александра Коцебу "Взятие Кольберга".
Фрагмент картины Александра Коцебу "Взятие Кольберга".

Кольберг

Кольберг являлся довольно сильной прусской крепостью на побережье Балтийского моря. Причем сила ее определялась не только и не столько собственно стенами Кольберга, сколько дополнительно рядом расположенным укрепленным лагерем на целый корпус.

В августе 1761 года гарнизон крепости Кольберг доходил до 5 тысяч человек при 150 орудиях. В укрепленном лагере стоял корпус принца Вюртембергского силой до 12 тысяч. Часть корпуса была выделена в летучий отряд Платена. Он должен был действовать на коммуникациях русской осадной армии.

Со своими 11 тысячами Румянцев, пожалуй, был не в состоянии взять такую позицию. Однако в помощь сухопутной армии была выделена эскадра вице-адмирала Полянского. С ней прибыл десант около 6 тысяч человек.

Нельзя забывать, что действовать русской армии приходилось в Померании. То есть на территории, где население настроено враждебно и готово оказывать содействие пруссакам.

Румянцев приближался к Кольбергу без спешки. Он поджидал эскадру Полянского. Наконец в августе корабли прибыли и высадили десант. Теперь операцию можно начинать по-настоящему.

Схема осады Кольберга 1761 года.
Схема осады Кольберга 1761 года.

Сентябрь 1761 года

Первой целью корпуса Румянцева стал отряд генерала Вернера (2 тысячи кавалерии и полтысячи пехоты) в Трептове. Теперь Румянцев наступал быстро. Вернер не успел опомниться, как был окружен.

3 (14) сентября последовала не менее стремительная атака. Пруссаки не удержались. Около 600 человек их пало на месте. Еще столько же включая самого Вернера попало в плен. Румянцев попытался развить успех и 7 (18) сентября атаковал передовые укрепления лагеря принца Вюртембергского. Неудачно.

Генерал собрал военный совет. Большинство высказалось за отступление. Дескать, нечего и думать осенью брать такую мощную позицию.

Румянцев не принял решения совета. Будем продолжать операцию. Попытаемся блокировать пруссаков, перекрыв им пути снабжения. Параллельно предполагалось вести постепенную атаку на лагерь противника, забрасывая его артиллерийскими снарядами.

Твердость командующего не передалась подчиненным. 28 сентября (9 октября) на новом военном совете большинство вновь высказалось за отступление.

Принц Вюртембергский.
Принц Вюртембергский.

Октябрь 1761 года

Против русских активно действовал летучий отряд Платена. Прежде чем сосредоточить силы осадного корпуса на блокаде крепости, следовало отогнать эту назойливую муху. В погоню за Платеном бросился отряд Долгорукова. И хотя он так и не смог захватить противника, но к началу октября сумел вытеснить его с оперативного простора в границы лагеря.

30 сентября (11 октября) шторм на море разметал корабли эскадры Полянского. После такой трепки вице-адмиралу оставалось только уйти восвояси. Румянцев остался без поддержки с моря.

Зато 14 (25) октября Румянцеву удалось в большем масштабе повторить успех под Трептовом. Городок был занят отрядом прусского генерала Кноблоха. И вновь быстрым маневром пруссаки были окружены.

Кноблох решил не испытывать судьбу и сдался. Взято в плен 1600 человек, 15 знамен и 7 орудий.

Несмотря на эту победу, положение Румянцева было незавидным. Прежде всего, ему не хватало сил для полного окружения противника. Затем он испытывал значительные затруднения со снабжением. Главнокомандующий Бутурлин рекомендовал снять осаду и отходить на зимние квартиры.

Вид на Трептов с картины 1809 года.
Вид на Трептов с картины 1809 года.

Ноябрь-декабрь 1761 года

Однако и принц Вюртембергский испытывал схожие затруднения. Но он, в отличие от Румянцева, не собирался упорствовать. В начале ноября принц тишком вывел свой корпус из лагеря и отступил на запад.

Румянцев похвалил себя (наверное) за упорство и 5 (16) ноября занимает укрепления лагеря. Теперь Кольберг обречен, если… Да, если на помощь ему не придет полевая армия.

Фридрих II приказал принцу Вюртембергскому, собрав все доступные силы, прорваться к крепости, доставив туда подкрепления и снабжение. И вновь точкой напряжения стал Трептов. 1 (12) декабря принц пошел на прорыв. Румянцев встретил его под Трептовом. Нападение, которое, видимо, велось без должного упорства, было отражено.

Вот теперь всё, Кольберг доживал последние дни. Комендант это понял и признал. 5 (16) декабря он согласился на ультиматум Румянцева. Крепость сдалась. Упорный генерал-поручик довел дело до победного конца.

Здесь обычно отмечают тактические новинки, применённые Румянцевым в кольбергской операции. Прежде всего, это создание двух батальонов егерей. Они формировались из добровольцев и приспосабливались к действиям в рассыпном построении. К ведению прицельной стрельбы.

В ряде атак (на Трептов) Румянцев сворачивает линейное построение в батальонные колонны. Кроме того, пускает по тылам неприятеля летучие отряды. Одним из таких отрядов командовал Александр Суворов. То есть он служил под началом Румянцева еще в Семилетней войне.

За такую яркую победу Румянцев от государыни не удостоился не только награды, но и доброго слова. И тут дело не в пренебрежении к заслугам генерала или в чьих-то интригах. Просто донесение о взятии Кольберга прибыло в Сенат 24 декабря (4 января), а императрица Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

До Румянцева ли тут стало, когда все понимали – грядет радикальная смена курса. На престол взошел Петр III.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":

Фельдмаршалы России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен