Мурад-Авур-одно из самых красивых имений в окрестностях Ялты, но не так известно широкой публике, как дворцы в Ливадии, Алупке или Массандре. Имение принадлежало генералу Н.Н. Комстадиусу, а главный дом имения был построен знаменитым ялтинским архитектором Н.П. Красновым, но семья генерала лишь несколько лет наслаждалась пребыванием в этом прекрасном месте, уже в 1920-е годы здесь был открыт санаторий для трудящихся ,,Марат”, существовавший здесь несколько десятилетий.
Хозяином имения Мурад-Авур был генерал-майор Николай Николаевич Комстадиус (1866-1917), потомственный военный, командир Его Величества Кирасирского полка и начальник охраны императора Николая II. Предки Комстадиуса были выходцами из Швеции, где их род был известен с 11 века, праотцы генерала основали городок Комстад, род Комстадиус был очень богат на протяжении столетий. Дед генерала перешёл на военную службу в русскую армию, а отец Николая Николаевича был героем русско-турецкой войны, три поколения рода Комстадиус верой и правдой служили Российской Империи на высоких военных чинах.
В 1897 году генерал Николай Николаевич Комстадиус берёт в жёны Веру Малама, девушку из знатного дворянского рода. Супруги состояли в довольно близком родстве, их брак был счастливым и в нём родилось пять детей. Позже на долю Веры Владимировны Комстадиус (1876-1948, Франция) выпадут тяжёлые испытания и трагедии, которые, однако, не сломят её стойкий характер.
Семья Комстадиус постоянно жила в Царском Селе под Петербургом, а с 1904 г. стала регулярно посещать крымское южнобережье, где они снимали дачу в Нижнем Мисхоре. Со временем, Комстадиус решили обзавестись собственной недвижимостью и купили у Варвары Токмаковой участок в 1,4 гектара у деревни Гаспре Ялтинского уезда.
Участок представлял из себя непролазный лес со скалой посредине, начались работы по вырубке леса и выравнивания участка, скала была снесена для постройки на её месте господского дома. Имении получило название Мурад-Авур, что в переводе с крымсотатарского означает ,,исполнение желаний". Для постройки дома и других зданий имения был приглашён архитектор Николай Краснов. В 1910 году дворец был готов, сам Краснов обозначил стиль здания как ,,неороманский”, другие архитекторы видят в фасаде здания также черты модерна. Южный фасад дворца имеет три этажа.
Из-за неровности ландшафта северный фасад дворца Мурад-Авур имеет два этажа, здесь же находился и парадный вход в здание. Внутренние интерьеры дворца были богато украшены мебелью, предметами искусства и лепниной.
Часть красивых и старых деревьев из запущенного леса была сохранена и в имении был разбит парк с дорожками, фонтанами и скамейками, были высажены новые деревья и кустарники. В имении были также розарий, оранжереи и виноградники.
На фото все пятеро детей супругов Комстадиус в парке имения Мурад-Авур, 1910 г.
Великая княгиня Анастасия Николаевна (Стана Черногорская), владелица соседнего имения Чаир, подарила семейству Комстадиус участок на берегу моря, на котором они построили массивное здание для морских купаний. Здание купальни сохранилось, сейчас оно находится на закрытой территории государственных дач в Мисхоре.
На фото ниже: у купальни Мурад-Авур мать генерала Н.Н. Комстадиуса Софья Николаевна фон Таль (1843-1913) с внуками, 1912 г. Овдовев в 1872 г. Софья Николаевна (урождённая Синельникова) вышла замуж за генерала от кавалерии А.Я. фон Таль, героя русско-турецкой войны. Фон Таль стал отчимом и воспитывал Николая Николаевича, между ними были очень хорошие отношения. В своё время, когда Софья Николаевна осталась вдовой, ей пришлось приложить немало усилий чтобы сохранить состояние семьи Комстадиус.
Дети Николай, Софья, Вера и Мария Комстадиус на крыше купален Мурад-Авур, 1912 г. Слева неизвестная, в центре гувернантка Маргарет (Маргарита) Перкинс. Подданая Великобритании Перкинс была практически членом семьи и не оставила своих друзей в опасные годы гражданской войны. Бежав из России, Маргарет сумела вывести за границу фамильные ценности Комстадиусов, которые им позже передала в Европе.
Гражданская война застала семью Комстадиус в Крыму. Ко всем ужасам того времени их постоянно преследуют удары судьбы. Вера Владимировна остаётся с детьми без поддержки мужа, Николай Николаевич умирает в 1917 году. Тяжело больная туберкулёзом старшая дочь Софья, уже давно находившаяся в санатории в Швейцарии, умирает в 1919 году. В том же 1919 г. другая дочь вера пропадает без вести, 20-летняя девушка вышла из дома и больше не вернулась, поиски ни к чему не привели.
В 1920 г. Вера Владимировна вместе с сыновьями и дочерью Марией бежит из Крыма и вместе с частью Белой армии оказывается в Греции. Хотя Вера Владимировна лишена каких-либо средств к существованию, она организует в Афинах Комитет помощи семьям русских изгнанников.
Опустевшее имение Мурад-Авур в декабре 1920 года национализируют большевики, имущество было разграблено.
Вере Комстадиус и её детям помогает великая княжна Елена Владимировна, Вера Владимировна становится дамой её свиты.
Великая княжна Елена Владимировна (1882-1957) была внучкой императора Александра II и двоюродной сестрой Николая II. В 1902 г. Елена вышла замуж за греческого принца Николая, с которым познакомилась в Ливадии. Принц Греческий и Датский Николай был третьим сыном (очень мало шансов на престол) короля Георгия I и великой княгини Ольги Константиновны Романовой. Принц Николай подолгу находился в России у родственников при дворе и даже какое-то время состоял на воинской службе при одном из полков русской армии. Брак Николая и Елены был по взаимной любви, после свадьбы они переехали в Афины, у супругов было трое дочерей. После переворота в Греции в 1917 году, семья принца была вынуждена переехать в Швейцарию, где к ней и присоединилась Вера Комстадиус с детьми, позже они переехали во Францию. Принц Николай больше не мог содержать свиту; талантливый художник, он зарабатывал на жизнь для семьи продажей картин и преподаванием.
Принц Николай (1878-1938) смог вернуться с семьёй в Грецию лишь в 1936 году,где он скончался через 2 года. Елена Владимировна жила в Греции до своей смерти в 1957 г.
Великая княжна Елена Владимировна и Вера Комстадиус продолжали оставаться во Франции в хороших дружеских отношениях и вместе занимались благотворительностью, помогая русским беженцам. Самым их крупным благородным деянием было создание приюта Ля Пек для русских детей-сирот.
На фото Елена Владимировна (слева) в детском приюте в Ля Пек, 1930-е годы.
Николай Николаевич-младший был последним представителем русской линии рода Комстадиус, с его смертью в 1989 году в возрасте 88 лет, род угас. Его сестра Мария не оставила потомства, а младший брат Владимир пропал без вести уже в эмиграции. Друзья Николая Николаевича-младшего сохранили его архив, который в 1990-е годы передали в музей-заповедник в Алупке. Фотографии из этого архива вы видите в этой публикации.
На фото Николай Николаевич-младший Комстадиус с принцессами Ольгой и Мариной Греческими в Биаррице, 1920-е годы.
Слева Мария Комстадиус, в замужестве Эмпсон, с Верой Горчаковой, Франция, 1930-е годы. В годы Первой мировой войны Мария и Вера были сестрами милосердия в лазарете в Царском Селе.
В бывшем имении Мурад-Авур уже в 1920-е годы открылся санаторий для трудящихся ,,Марат”, названный в честь лидера якобинцев во времена Французской революции, эпохи очень популярной у большевиков. Во время войны здание дворца сильно пострадало, но позже оно было восстановлено и снова открыло двери для многочисленных отдыхающих.
На фото вид на Ай-Петри из парка санатория-пансионата Марат, 1961 г.
В 1960-е годы все хозяйственные постройки в бывшем имении Мурад-Авур были снесены и на их месте были построены новые корпуса пансионата Марат, резко контрастировавшие со зданием основного дома, созданным Н.П. Красновым.
Несохранившийся фонтан с фигурой в бывшем имении Мурад-Авур. Фигура- вольная копия известной античной статуи ,,Мальчик с гусем”.
Вход с аркой в парк Мурад-Авур, парк долгое время находился в заброшенном состоянии.
С 1990-х годов здания и территория пансионата-санатория Марат стали приходить всё в более обветшалое и запущенное состояние. В 2008 г. главное здание бывшего имения Мурад-Авур и часть парка были выкуплены и восстановлены, дворец снова стал частным имением.
Южный фасад виллы Мурад-Авур после реконструкции, место фонтана перед зданием теперь занимает огромный бассейн.
По слухам, первый раз при украинской власти дворец был продан за 27 тысяч долларов. Новой хозяйкой имения в 2008 г. стала Тамара Локоткова, супруга вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. По тем же источникам, она выкупила дворец у прежних украинских властей за 5,4 миллиона евро. К работам по реконструкции ветхого дворца Локоткова привлекала лучших специалистов-реставраторов из Санкт-Петербурга. Позже дворец выставлялся на продажу, непонятно кто им сейчас владеет.
Хозяином обширной территория бывшего имения при Украине был депутат Рады Игорь Шкиря, известный своими рейдерскими захватами, например он же присвоил себе соседний санаторий ,,Ясная поляна". Жители Гаспры с ужасом вспоминают время беспредела при власти украинского нардепа, с 2018 г. Игорь Шкиря находится под российскими санкциями. Сейчас дворец окружен многоэтажными зданиями отелей.
Copyright: Евгений Гатилов, 2025
Свидетельство о публикации №225022301607
Публикация в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/oldyalta/permalink/9329873983722408