С чем у вас ассоциируется сказка? С укладыванием ребенка на ночной сон, с чем-то добрым и поучительным или с собственным детством?
Сегодня существует целое направление в психологии, которое построено на сказках — сказкотерапия. Почему именно сказки? Потому что малышам легко фантазировать о невероятном! Им не приходится долго готовиться к восприятию информации. Это делает методику более доступной.
Еще выдуманный сюжет дает ощущение безопасности: события происходят не со мной, а с Волчонком. Таким образом, на примере волшебного сюжета педагог или психолог органично прорабатывает чувства, с которыми столкнулся ребенок. Сказкотерапия развивает эмоциональный интеллект, помогает преодолеть детские страхи и улучшает социальные навыки.
Сказки делят на 2 группы: терапевтические и воспитательные. И если последние решают проблему на безопасном уровне, то терапевтические сказки создаются для проработки глубоких сильных переживаний (травматичное событие, потеря близких).
Для коррекции и решения некоторых состояний подходят уже известные нам сказки. Как правило, они хорошо прорабатывают воспитательные проблемы. Терапевтические сказки создаются таким образом, чтобы герой сюжета имел сходство с ребенком, оказался в такой же или максимально похожей ситуации. В конце сказки малыш должен справиться с трудностями.
Хочу заметить, что родители могут самостоятельно работать с ребенком при помощи сказок на воспитательном уровне. Если требуется проработка травмы, то лучше обратиться к специалисту.
Логопеды тоже могут включать в план занятий сказкотерапию с целью развития и коррекции речи. Сказка может помочь лучше адаптироваться к занятиям застенчивым детям и будет способствовать снижению эмоционального напряжения. Это хорошо отразится на дальнейшей работе.
Сказкотерапия предусматривает не только рассказ сказок специалистом. Например, на групповом занятии можно совместно сочинять сказку или рассказывать её по кругу, включая каждого ребенка в работу.
Несколько терапевтических сказок для занятий и самостоятельной работы дома
"Как слоненок перестал стесняться"
Сказка Ольги Хухлаевой «Как слоненок перестал стесняться» помогает ребенку понять, что нет ничего страшного в том, чтобы начать общаться с другими детьми. Она дает малышу чувство уверенности и веры в свои силы.
На одном острове живет маленький слоненок. Он очень добрый, внимательный, хорошо воспитан. Слоненок очень хотел найти себе друзей, но боялся подойти первым. Он часто наблюдал за тем, как другие зверята играют вместе. Он тоже очень хотел поиграть с ними, но они его не звали. И поэтому маленький слоненок ходил один и грустил.
И в один прекрасный день он встретил большого слона. Тот спросил маленького слоненка «Почему ты всегда один?». А слоненок ответил, опустив хобот, что ему одному совсем неплохо. Тогда большой слон сказал: «Посмотри, как же весело другие зверята играют вместе! А ты ходишь один и грустишь». «Ну да, мне одному грустно, но как же я могу подойти к ним?! Вдруг они не захотят со мной играть?». Большой слон улыбнулся, поднял свой хобот, обнял маленького слоненка и повел его к друзьям. Когда они подошли ближе, большой слон сказал: «Дальше иди один и ничего не бойся. Ты же такой смелый, добрый, воспитанный и просто замечательный. Ты обязательно им понравишься».
Эти слова так взбодрили маленького слоненка, что он первым поздоровался с новыми друзьями, протянув свой хобот. Зверята с интересом посмотрели на слоненка, подошли к нему и предложили поиграть вместе. Слоненок был приятно удивлен и рад тому, что с ним захотели поиграть. После игры слоненок подбежал к большому слону и воскликнул: «Ура! У меня все получилось!!» А слон ответил: «Теперь ты понял, что не нужно стесняться?».
"Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик"
«Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик» — отличная сказка для крох, которым только предстоит пойти в детский сад. Еще сказку о медвежонке можно читать детям, которые тяжело расстаются с мамой перед садом.
Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.
Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.
И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.
Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.
Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.
Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!
А вы читаете сказки ребенку? Какие сказки ваш ребенок любит больше всего?
Больше игр смотрите в подборке "Полезные материалы".