Найти в Дзене
Немного Историк

Спасение Франции началось с колыбели: Детство короля Филиппа II

В конце XII века политическое устройство французского королевства напоминало Священную римскую империю. Центральная власть была ослаблена. Вассалы не воспринимали короля всерьёз. На исходе правления Людовика VII (1175 год) французское королевство пребывало в глубоком кризисе. Развитие единого государства казалось невозможным с действующими институтами и вольностями вассалов. Решить проблему могли лишь коренные изменения в модели феодальных отношений, но король не мог ничего сделать. Он был слишком слаб и нерешителен. Через четыре десятилетия, к 1223 году, власть французского монарха станет неоспоримой, а королевский домен расширится более чем в два раза. Доходы правящего дома увеличатся почти на 200%, а традиционный государственный совет феодалов сменится на аппарат умелых чиновников. Архитектором нового порядка стал Филипп II Август, сын Людовика VII. Он смог построить устойчивую систему государственного управления, проводя изменения с 1180 по 1223 гг. Эпоха правления Филиппа II – эт
Оглавление

В конце XII века политическое устройство французского королевства напоминало Священную римскую империю. Центральная власть была ослаблена. Вассалы не воспринимали короля всерьёз.

На исходе правления Людовика VII (1175 год) французское королевство пребывало в глубоком кризисе. Развитие единого государства казалось невозможным с действующими институтами и вольностями вассалов. Решить проблему могли лишь коренные изменения в модели феодальных отношений, но король не мог ничего сделать. Он был слишком слаб и нерешителен.

"Король Филипп II Август" - Луи Феликс Амьель, 1837 год.
"Король Филипп II Август" - Луи Феликс Амьель, 1837 год.

Через четыре десятилетия, к 1223 году, власть французского монарха станет неоспоримой, а королевский домен расширится более чем в два раза. Доходы правящего дома увеличатся почти на 200%, а традиционный государственный совет феодалов сменится на аппарат умелых чиновников.

Архитектором нового порядка стал Филипп II Август, сын Людовика VII. Он смог построить устойчивую систему государственного управления, проводя изменения с 1180 по 1223 гг.

Эпоха правления Филиппа II – это история о целеустремленности и тяжелой борьбе с обстоятельствами. Славный король достоин отдельной серии статей, и я хочу поделиться его историей с вами! Добро пожаловать в средневековую Францию!

Немного о Людовике VII

Отец Филиппа был очень набожным человеком. Король традиционно поддерживал хорошие отношения с Римом и даже участвовал во Втором крестовом походе. Во время правления Людовика VII произошло множество интересных событий. Некоторые из них перевернули с ног на голову привычную систему международных отношений.

"Людовик VII" - Анри Декен, 1837 год.
"Людовик VII" - Анри Декен, 1837 год.

В 1154 году, вассал Людовика VII, Генрих Плантагенет стал королем Англии. С этим человеком у французского монарха будут особые отношения. Мало того, что Генрих был самым могущественным человеком во Франции, так ещё и женился на бывшей жене своего сюзерена – Алиеноре Аквитанской.

В качестве приданого английский король получил целый регион – Аквитанию. Таким образом, вассал Людовика VII обладал большими доходами и территориями, чем он. Но не только в политике Генрих II оказался успешнее своего сюзерена. У английского короля появилось несколько наследников от Алиеноры Аквитанской, когда Людовик VII, прожив с ней почти 20 лет, так и не смог произвести на свет ни одного мальчика.

Королю нужен наследник

Именно с таким запросом Людовик каждый раз обращался к небесам. Сколько раз он не пытался, на свет появлялись лишь девочки. Невозможность представить двору наследника мужского пола компрометировала как монарха, так и его супругу, да ещё и ставила целое королевство на грань войны за престол после смерти короля.

Особенно рьяно Людовик VII пытался произвести на свет наследника вместе со своей третьей супругой – Адель Шампанской. Ночью, 21 августа 1165 года, во дворце Ситэ появился на свет будущий король Франции – Филипп.

Адель Шампанская держит новорожденного Филиппа. Midjorney 6.1
Адель Шампанская держит новорожденного Филиппа. Midjorney 6.1

На момент рождения сына Людовик VII находился в дороге. Когда ему доставили радостную весть, он велел наградить гонца и распорядился освободить нескольких крестьян в своём домене. Тем временем, новость о рождении наследника разнеслась по улицам Парижа. Город ликовал, колокола громко трезвонили, площади озарялись огнями факелов, а люди радостно пели песни.

Моментальное крещение

Филипп родился в субботу, а уже на следующий день он был крещён в часовне Сен-Мишель де ла Плас. Такая спешка служит лишь очередным подтверждением важности факта появления наследника.

Учитывая фанатичную религиозность Людовика VII, небезопасное решение крестить младенца сразу после родов – ничто иное как надежда на поддержку свыше, пусть и вопреки здравому смыслу.

Будущий король Франции получил сразу трёх крёстных матерей – сестра короля и две вдовы-парижанки, а крёстных отцов было четверо – три настоятеля аббатств и Филипп Эльзасский, могущественный французский феодал, приходившийся родственником Людовику VII. Такое большое количество людей, вовлечённых в крестины – стандартный обычай того времени, особенно среди монархов.

Обучение наследника

Юный Филипп грызёт гранит науки.
Юный Филипп грызёт гранит науки.

В отличие от своего отца и деда, посещавших школу при аббатстве Сен-Дени, юный Филипп учился «на дому». Людовик VII старался огородить сына от любой опасности, исходящей извне, предотвратить «падение кирпича с крыши» или «ухабы на дороге».

Сложно сказать насколько это эффективно и правильно, однако, у такого подхода ещё будут свои последствия.

Наследник получил лучших учителей, с которыми быстро освоил азы чтения, письма и счёта. По мере обучения он демонстрировал успехи в риторике, арифметике и геометрии. Филипп проявлял интерес и к королевским делам. Его наставником стал Робер Клеман, представитель небольшого феодально-рыцарского рода из Мез-ан-Гатинэ. Он помог будущему королю освоить искусство управления. Робер показал Филиппу как проходят заседания курии, в которых мальчик мог иногда высказывать своё мнение и общаться с чиновниками.

Домашнее обучение Филиппа несколько отдалило его от типичных занятий сверстников. Да и интересы у него были другие. Пока вся Европа взахлёб читала рыцарские романы и проникалась куртуазной культурой, Филипп намеренно игнорировал «поп-культуру», сосредоточившись на научных книгах.

Международные дела

Юный наследник французского престола начал погружался в политику едва ли не с пелёнок. Уже в 10 лет Филипп сопровождал отца на заседаниях королевской курии, где внимал речам баронов и духовенства.

"Генрих II Плантагенет" - неизв. художник, 1626 год.
"Генрих II Плантагенет" - неизв. художник, 1626 год.

Людовик VII стремился подготовить сына к будущим испытаниям. В 1175 году король взял его на переговоры с Генрихом II Плантагенетом в Нормандии. Это событие стало первым серьёзным испытанием для мальчика: он наблюдал, как отец пытается оспорить права англичан на Овернь и Берри, но терпит поражение из-за недостатка ресурсов.

Во время этой поездки Филиппу удалось пообщаться с английским королём. По просьбе Генриха они обменялись «поцелуями мира», после чего наследник французского престола обратился к Плантагенету с речью, в которой напомнил, что тот должен: «любить его отца, королевство Французское и его самого, если желает снискать милость Божью и расположение людей».

Доподлинно неизвестно как отреагировал Генрих II на такой выпад. Скорее всего, он даже не придал этому значения. Вряд ли английский король мог даже представить, что этот странноватый мальчик в будущем переиграет его в политической схватке.

Внутренняя политика

В 1177 году Людовик VII перенёс инсульт и временно удалился от государственных забот. Юному принцу пришлось проверять и подписывать документы вместо отца. Его подпись – «Philippus filius regis» («Филипп, сын короля») появлялась на указах о налогах, земельных пожалованиях и даже на мирных договорах с вассалами.

Полномочия соправителя должны быть подтверждены соответствующей процедурой.
Полномочия соправителя должны быть подтверждены соответствующей процедурой.

Французские феодалы отчетливо ощущали слабость центральной власти и не воспринимали принца всерьёз. Людовик VII понимал это и решил не затягивать с коронацией. Филиппу предстояло стать соправителем отца. Этот необычных ход впоследствии станет надёжной опорой института преемственности для французских королей в течение двух столетий.

Но прежде чем стать соправителем, юному Филиппу предстоит пережить ужасающее эмоциональное потрясение, которое окажет огромное влияние на его характер и стиль управления.

Об этом событии я расскажу в следующей статье!

✅ Друзья, если понравился материал, ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Впереди много интересных статей!

Немного про англо-французские дела при Людовике VII: