Найти в Дзене

Анатолий Солоницын жил, превозмогая болезни. С самого детства

Про кинорежиссёра Андрея Тарковского (1932-1986) всегда писали и пишут, что был он человек загадочный, «весь в себе», и не отчитывался ни перед кем за свои решения. Когда он назначил на заглавную роль в фильме «Андрей Рублев» (1966) никому не известного артиста из Свердловска Анатолия Солоницына (1934-1982), то, мягко говоря, все были удивлены. После фотопроб провинциального актера (хоть и вполне удачных), худсовет все равно был против него. Против были коллеги и даже сам Михаил Ромм отговаривал Тарковского. Как известно, режиссёра утвердил в мысли снимать именно Солоницына сам Савелий Ямщиков – выдающийся реставратор древнерусского искусства, научный консультант фильма «Андрей Рублев». В фотопробе он увидел полное соответствие неуловимого душевного настроя артиста и персонажа. Самое удивительное, что Анатолий Солоницын прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий Кончаловского и Тарковского «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев») и решил ехать в Москву, к незнакомым людям, к неизвестном
Оглавление

Про кинорежиссёра Андрея Тарковского (1932-1986) всегда писали и пишут, что был он человек загадочный, «весь в себе», и не отчитывался ни перед кем за свои решения.

Когда он назначил на заглавную роль в фильме «Андрей Рублев» (1966) никому не известного артиста из Свердловска Анатолия Солоницына (1934-1982), то, мягко говоря, все были удивлены.

После фотопроб провинциального актера (хоть и вполне удачных), худсовет все равно был против него. Против были коллеги и даже сам Михаил Ромм отговаривал Тарковского.

Как известно, режиссёра утвердил в мысли снимать именно Солоницына сам Савелий Ямщиков – выдающийся реставратор древнерусского искусства, научный консультант фильма «Андрей Рублев». В фотопробе он увидел полное соответствие неуловимого душевного настроя артиста и персонажа.

Фотопортрет актёра Анатолия Солоницына
Фотопортрет актёра Анатолия Солоницына

Самое удивительное, что Анатолий Солоницын прочитал в журнале «Искусство кино» сценарий Кончаловского и Тарковского «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев») и решил ехать в Москву, к незнакомым людям, к неизвестному режиссёру, в неведомую киногруппу просить сделать пробу. Солоницын сказал брату, что за такую роль и жизнь можно отдать.

Жизнь не жизнь, но из театра Солоницын уволился, приехал во Владимир на съёмки и, поразив Тарковского, решил быть с группой с первого и до последнего дня. Съёмки были очень сложные, мучительные даже, здоровье разрывающие.

Результат мы знаем. Фильм – до сих пор среди лучших. Отдельный и штучный.

***

Солоницын поступал в ГИТИС несколько раз. Ему всегда указывали на нестандартную внешность как на недостаток. Возвращался он из Москвы ни с чем и начинал работать в местах, очень далеких от театра.

Работал в геологической партии на Иссык-Куле, корчевал пни в болотах на Кинешме, потом устроился на завод сельхозмашин.

Москва не принимала, поэтому Солоницын поступил в студию Свердловского театра драмы.

Жил крайне тяжело. Когда перед выпуском к нему приехал брат, то обнаружил, что у Анатолия развилась цинга. Десны кровоточили, зубы шатались.

Родители ничем не могли помочь. Мать работала машинисткой, отца исключили из партии, уволили из газеты.

Брат приложил немало усилий, чтобы спасти будущего актера.

Возможно, домашние проблемы, подорванное здоровье, истерзанная душа будут потом «работать на роли».

Солоницын сыграл 47 ролей. Его любимая – Писатель в «Сталкере» (1979).

С Андреем Тарковским
С Андреем Тарковским

А я больше всего ценю его Рыбника в «Легенде о Тиле» (1976). Прямо эталон мерзости и человеческого ничтожества.

«Сталкер», наверное, отнял часть жизни у Солоницына. Снимали в болотистой местности под Таллинном. Тарковскому нужны были актеры, полностью отдающиеся его идее. Поэтому Солоницын ходил по горло в воде, долго не снимал мокрое пальто, его с детства слабые лёгкие страдали от сырости. Но он всегда послушно шёл за волей Тарковского.

У Солоницына были и другие известные роли. Как не вспомнить «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Солярис» (1972), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980).

Он еще успел сыграть Гамлета, которого в Ленкоме режиссировал все тот же Тарковский.

На съемках "Свой среди чужих, чужой среди своих"
На съемках "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Но в начале 1980-х Солоницыну поставили страшный диагноз. Отняли половину легкого. Работать стало почти невозможно, жить было очень трудно.

Одна из последних главных ролей Солоницына – непростой фильм «Остановился поезд» (1982). Режиссёр Вадим Абрашитов создал максимально хорошие условия быта именно для Анатолия Солоницына. Он видел только этого актера в сложной психологической роли. И тот не подвел.

Он очень хотел не подвести и «своего» режиссёра. Тарковский писал «Ностальгию» под Солоницына. Но уже не сложилось. Сниматься в Италию поедет Олег Янковский.

***

Не хочется писать о том, что Тарковский просто вычеркнул Солоницына. А, с другой стороны, не будет же режиссёр отказываться от съёмок, если его артист мучительно умирает от рака? Кто бы на это пошел? Тарковский всегда думал о результате.

В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", 1980 г.
В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", 1980 г.

Есть добротная книга воспоминаний Алексея Солоницына, брата актера. Он с большой обидой пишет о Тарковском, который, в каком-то смысле, создал Солоницына, но потом отказался от него.

Навестил актера в болезни только один раз.

Не нам судить. Я всегда так думаю. Тем более, что после «Ностальгии» сам Тарковский уйдет из жизни довольно быстро.

Пишу и думаю, стоило ли так жить, чтобы всего лишь сыграть роль? Лежать под капельницей в промежутках съёмок, превозмогать боль, отказываться от благополучных условий? Прожить всего 47 лет?

Или лучшие фильмы только так и получались?

Солоницын умел «молчать в роли», наверное, он бы и сейчас промолчал и не ответил.

Замечу напоследок, что надгробие Анатолию Солоницыну напоминает о его работе в фильме «Андрей Рублев».

Могила Анатолия Солоницына на Ваганьковском кладбище в Москве
Могила Анатолия Солоницына на Ваганьковском кладбище в Москве
Что думаете, дорогие подписчики?