В 1975 году гиперактивный Дэвид Боуи был сыт по горло рок-музыкой: «Рок-н-ролл, конечно, не выполнил своего обещания... Он просто стал еще одним божеством, верно? Рок-н-ролл мёртв». Вскоре о том же заявят и панки. Но на дворе был 1975 год, и Боуи стал приверженцем соула. Пусть и пластикового, как он сам иронично выражался.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Послевоенное поколение в Британии было очаровано американским ритм-энд-блюзом. Достаточно вспомнить «Битлз», которые выискивали импортные заокеанские пластинки и тут же снимали все фишки...
С юных лет Дэвид Боуи боготворил Литл Ричарда, Рэя Чарльза и Арету Франклин. Эти ранние влияния в конечном итоге помогли ему отыскать очередное альтер-эго — и записать один из лучших альбом 1970-х.
Боуи гонялся за психоделической радугой, играл в рокера и фолк-трубадура, запускал экзотический культ Зигги Стардаста, меняя костюмы и примеряя то инопланетные глаза, то марсианскую причёску, то золотой диск, вмонтированный в лоб.
Во время грандиозного тура «Diamond Dogs» в конце 1974 года Боуи отбросил последние рудименты личности Зигги Стардаста. Нужно было что-то иное. Он смотрел на Америку через тонированное стекло лимузина со смесью благоговения, увлечения и голода. И понял, что хочет записывать соул.
Ещё больше Боуи интересовало то, что происходило в клубах. Особенно танцевальная музыка, которую выпускал лейбл Philadelphia International. Во время четырёхнедельного перерыва в турне худосочный британец, измождённый неумеренным потреблением опасных веществ, забронировал студию Sigma Sound — ту самую, в которой легендарные продюсеры Кеннет Гэмбл и Леон Хафф создавали гладкое звучание Филадельфии.
Через несколько дней после окончания тура Дэвид Боуи выступил на шоу на американском телевидении. В нём уже ощущалась сырая энергия фанка, усиленная игрой саксофониста Дэвида Сэнборна.
Главной целью альбома «Young Americans» был чистый гедонизм. В нём нет ничего похожего на апокалиптические видения «Зигги Стардаста» и «Diamond Dogs». Он такой же умный, как и более ранние, но достаточно расслабленный и гибкий. И это была первая из записей, в которой принял участие Карлос Аломар — гениальный гитарист, который на годы вперёд станет музыкальным руководителем группы Боуи.
Дэвид Боуи хотел, чтобы звук на альбоме был максимально аутентичным. В течение первой части тура «Diamond Dogs» он начал набирать музыкантов, погруженных в фанк и соул. Аломар привёл с собой свою жену Робин Кларк и лучшего друга, тогда еще неизвестного вокалиста Лютера Вандросса.
По словам продюсера Тони Висконти, его мечта стала реальностью: ему довелось поработать с первоклассным сессионным басистом Вилли Уиксом, который среди прочего записал басовую партию для песни Донни Хэтэуэя «Everything Is Everything».
Боуи отказался от инопланетного имиджа и перевоплотился в новую личность — модного американского соулбоя в мешковатых брюках с красными подтяжками.
В студии британский пижон не мешал музыкантам джемовать, чтобы высвободить истинную природу соула. Сессии превратились в круглосуточные бдения. Группа фактически жила в студии. Среди ночи Боуи мог предложить что-то новое.
Фанатам, которые разбили лагерь у студии с момента прибытия группы, повезло услышать альбом первыми. Боуи вышел и радушно пригласил их внутрь, чтобы получить обратную связь. И был искренне рад, когда слушатели попросили поставить запись с начала.
Альбом действительно получился выдающимся. Заглавный трек, посвящённый последствиям поспешного брака, ознаменовал новую эру перекрестного опыления между британской и американской молодёжной культурой. В нём саксофон родом из Филадельфии сочетается с отсылками к битловской «A Day in the Life».
По своему звучанию песни «Win» и «Right» были данью уважения классическому соулу и джаз-фьюжну, слегка приправленной гитарой с Британской островов.
Трек «Fascination», написанный совместно с Лютером Вандроссом, может служить редким примером коктейля из научно-фантастического глэма и приземлённого фанка. Песня «Can You Hear Me» явно отдавала должное достижениям Марвина Гэя, Ареты Франклин и других великих соул-музыкантов.
Боуи был так увлечён новым направлением и положительной реакцией поклонников, что на полпути отбросил громоздкие и дорогие декорации тура «Diamond Dogs». К третьему этапу гастроль напрочь лишилась своей театральности.
В январе 1975 года, после завершения сессий в Sigma Sound Боуи отправился в нью-йоркскую студию Electric Lady с изменённым составом музыкантов, чтобы записать кавер-версию песни The Beatles «Across the Universe» и убедить Джона Леннона прийти в студию и принять участие в сессии. Уловка сработала.
Дэвид и Джон проводили бесконечные часы, говоря о славе и о том, каково это — больше не иметь собственной жизни. В итоге на основе риффа Карлоса Аломара они написали песню «Fame», гораздо более мрачную и блюзовую, чем остальные на альбоме «Young Americans». Летом 1975 года она стала первым хитом Боуи Номер 1 в Америке.
«Fame» была принята даже в мире чёрной музыки. Она привела Боуи в шоу «Soul Train», куда белых допускали крайне редко. Джеймс Браун сделал самый явный комплимент: его фееричный сингл «Hot (I Need to Be Loved, Loved, Loved, Loved)» практически нота в ноту повторял хит залётного британца. Боуи не обиделся, наоборот, он был чрезвычайно польщён.
По словам саксофониста Дэвида Сэнборна, «Young Americans» действительно прославил Дэвида Боуи в США: «До этого у него были поклонники и ярые фанаты, но это был первый раз, когда он действительно поразил рынок».
На обложке Боуи сохранил атмосферу инаковости через огненно-рыжие волосы и синие тени для век. На снимке, сделанном Эриком Стивеном Джейкобсом, певец был подсвечен сзади, как голливудская звезда 1940-х. Оригинальный портрет был чёрно-белым, фотограф же добавил в композицию сигаретный дым и масляные краски.
В контексте 1970-х «Young Americans» — переходная пластинка. Временами она звучит так, будто Боуи лишь изо всех сил старается продемонстрировать, насколько он непредсказуем.
В то же время альбом наметил многие дальнейшие шаги артиста-хамелеона. Он стал для Боуи поводом обратиться к одной из его любимых тем — звёздности в мире шоу-бизнеса. Способом порвать с предыдущими воплощениями. Проложить музыке диско путь в рок: ни один другой признанный рок-музыкант ещё не пытался сделать нечто подобное.
Элтон Джон, Roxy Music и Род Стюарт вскоре в той или иной форме переняли соул или диско. Рок-н-ролл не умер, но явно выучил несколько новых приёмов.
В течение года после записи «Young Americans» Дэвид Боуи жил отшельником в квартире в Лос-Анджелесе, придумывая продолжение, одновременно погружаясь в книги о том, как защитить себя от паранормальных явлений, и живя на диете из кокаина, молока, красного перца и сигарет. Впереди его ждали новые перевоплощения, о которых мы ещё не раз поговорим...
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!