Найти в Дзене
ProNestory

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В СОВЕТСКОМ АНЕКДОТЕ

В советском обществе 1917-1991 годов анекдот выполнял функцию перепускного клапана в тех случаях, когда внутриполитические и социальные проблемы становились очевидными, но высказаться о них в открытую не было возможности. Эту возможность забирала у советского человека господствующая идеология однопартийной коммунистической системы. Идеологический гнёт на разных этапах существования Советского государства действовал жёстче или слабее, но всегда исключал возможность критики действующего политического режима. Критика могла идти только по локальным линиям – например, можно было покритиковать проблему брака при производстве товаров широкого потребления или бюрократизм. Однопартийный режим сам спускал сверху и определял темы для критики. При этом, табуированной темой являлась критика самого политического режима, который провозглашался безупречным и идеальным. В соответствии с 6 статьёй Конституции СССР 1977 года «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 2. С. 8)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 2. С. 8)

В советском обществе 1917-1991 годов анекдот выполнял функцию перепускного клапана в тех случаях, когда внутриполитические и социальные проблемы становились очевидными, но высказаться о них в открытую не было возможности. Эту возможность забирала у советского человека господствующая идеология однопартийной коммунистической системы. Идеологический гнёт на разных этапах существования Советского государства действовал жёстче или слабее, но всегда исключал возможность критики действующего политического режима. Критика могла идти только по локальным линиям – например, можно было покритиковать проблему брака при производстве товаров широкого потребления или бюрократизм. Однопартийный режим сам спускал сверху и определял темы для критики.

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1930. № 5. С. 12)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1930. № 5. С. 12)

При этом, табуированной темой являлась критика самого политического режима, который провозглашался безупречным и идеальным. В соответствии с 6 статьёй Конституции СССР 1977 года «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась коммунистическая партия Советского Союза». Тем не менее, советский человек предпринимал попытки заострить внимание на назревших проблемах в СССР и очень часто это выражалось в остроумной форме политического анекдота.

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 6. С. 11)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 6. С. 11)

Советская власть и однопартийная коммунистическая система утверждала свои основы в тяжёлых условиях Гражданской войны 1917-1922 годов. После победы большевистского режима и формирования тоталитарной диктатуры РКП(б) в советской стране появляются первые анекдоты, высмеивающие однопартийную идеологию.

Так, возможность получить срок за неловкое слово против советской власти, спровоцировало появление следующего анекдота 1920-х годов: «Вы, товарищ, скажите прямо, не виляя... Стоите ли вы за советскую власть? — Конечно! Лучше стоять за неё, чем сидеть!».

Постепенное ужесточение тоталитарной системы и формирование «культа личности» И.В. Сталина в 1930-е годы, делало, организуемые в стране выборы в Советы различного уровня, фарсом. В связи с этим из уст в уста передавался такой анекдот: «Когда были проведены первые свободные демократические выборы советского типа? — Когда Бог создал Еву из ребра Адама и сказал: «Выбирай себе жену».

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 7. С. 1)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1925. № 7. С. 1)

В условиях гнёта коммунистической диктатуры, поддерживаемой многочисленными репрессивными органами, остро вставал вопрос о проблемах существования в советской системе порядочных людей. Этому был посвящён следующий, популярный в 1930-е – 1940-е годы анекдот: «Можно ли купить честного и нравственного человека? — Купить нельзя. Продать можно».

Вообще, в годы правления И.В. Сталина (1924-1953), несмотря на жестокое во всех смыслах проявление советского режима, блуждало достаточно много смешных историй с грустным смыслом. Например, такая смешная история: «В чем различаются взгляды оптимиста и пессимиста? Оптимист считает, что «хуже уже быть не может», а пессимист — «погодите, ещё не то будет». Или следующий анекдот: «В чем состоит кредо советского обывателя? — Лучше смотреть на все сквозь пальцы, чем сквозь решетку».

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1930. № 1. С. 12)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1930. № 1. С. 12)

Главным печатным органом коммунистической партии Советского Союза была газета «Правда», название которой само по себе было насмешкой над излагаемыми в ней фактами советской действительности. В 1940-е – 1950-е годы в СССР был популярен такой анекдот: «Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдают парад войск на Красной площади. — Если бы у меня были советские танки, — говорит Александр Македонский, — я был бы непобедим! - Если бы у меня были советские самолеты, - говорит Цезарь, — я завоевал бы весь мир! А если бы у меня была газета «Правда», — сказал Наполеон, — мир до сих пор не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо!».

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1949. № 5. С. 16)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1949. № 5. С. 16)

Интересно преломлялись в остроумных умах советских людей конкретные кампании, осуществляемые советскими руководителями. Например, после оглашения речи лидером страны Н.С. Хрущёвым 22 мая 1957 года, о начале кампании, в рамках которой СССР предстояло "догнать и перегнать Америку" в советском обществе стал популярен такой анекдот: «Президент США Д. Эйзенхауэр предложил Хрущеву: — Зачем нам втягивать наши народы в дорогостоящее соревнование? Давайте лучше посоревнуемся друг с другом, например, в беге. Н.С. Хрущев согласился. На следующий день советские газеты сообщают: В завершившихся соревнованиях лидер СССР Н.С. Хрущев занял второе место. Президент США Д. Эйзенхауэер — предпоследнее». (Д. Эйзенхауэер – 34-й Президент США, находившийся у власти два срока, с 1953 по 1961 гг.)

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1955. № 28. С. 3)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1955. № 28. С. 3)

Годы «застоя», ассоциирующиеся с правлением в СССР Л.И. Брежнева в 1964-1982 годы, стали временем создания многочисленных анекдотов, в которых высмеивались пороки советской системы. Например, в таком анекдоте: «Цензурируется ли переписка советских граждан? — Нет, но письма антисоветского содержания адресатам не доставляются».

Особенности повседневной жизни советского человека эпохи «застоя» хорошо были переданы в следующем анекдоте 1970-х годов: «Шесть парадоксов советской системы: 1. Нет безработицы, но никто не работает. 2. Никто не работает, но растет производительность труда. 3. Растет производительность труда, но в магазинах пусто. 4. В магазинах пусто, но в домах кое-что есть. 5. В домах кое-что есть, но все недовольны. 6. Все недовольны, но единогласно голосуют «за»».

Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1977. № 18. С. 1)
Советская карикатура, освещающая проблемы агитации и пропаганды в условиях коммунистической идеологии. (Крокодил. 1977. № 18. С. 1)

В середине 1980-х годов, в преддверии «перестройки», в СССР становится популярным такой анекдот об особенностях свободы слова в коммунистическом обществе: «Встречаются американец и русский. Американец говорит: — У нас свобода. Я могу выйти к Белому Дому, закричать «Рейган - дурак!» и мне ничего за это не будет. Русский отвечает: «Подумаешь! Я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть «Рейган - дурак!» и мне тоже за это ничего не будет!» (Р. Рейган – 40-й Президент США, находившийся у власти два срока, с 1981 по 1989 гг.).

В этот же период пользовался популярностью следующий анекдот: «Сидят на диване два друга и смотрят телепередачу об акциях протеста в Сирии, где на улицы вышло 2 млн. протестующих. Один другому задаёт вопрос: – Как ты думаешь, возможно ли в СССР, повторение сирийских событий? Второй отвечает: - Конечно, нет! Откуда мы 2 млн. сирийцев возьмём!».

Советский анекдот является кладезем народной мудрости и в то же время письменным, историческим артефактом, который позволяет нам раскрыть особенности мировосприятия обычного советского человека в его повседневной жизни. Мы обязательно продолжим изучать советскую историю через призму анекдота в следующих статьях.

Автор статьи:

кандидат исторических наук,

доцент,

Блонский Леонид.