С 24 по 28 февраля 2025 года в Грузии пройдут мероприятия, посвященные развитию логистики и транспорта Южного Кавказа в сторону Европейского Союза, а именно
Мероприятие организовано по поручению Федерального министерства экономики и защиты климата Германии (BMWK) в партнерстве с Немецкой экономической ассоциацией (DWV), Кластером мобильности и логистики, Ассоциацией инженеров-консультантов (VBI) и Восточным комитетом немецкой экономики (OA).
Программа включает интенсивный обмен опытом и установление контактов с местными компаниями и отраслевыми экспертами. Немецкие участники по мимо всего прочего получат всестороннее представление о строительном секторе Грузии.
Кроме этого 21 января в Мюнхене состоялся Германо-азербайджанский экономический форум с участием бизнес кругов обеих стран.
Азербайджан активно инвестирует в транспорт и порты, превращаясь в стратегически важный узел южно-кавказского участка «Среднего коридора».
Несмотря на растущий интерес немецкого бизнеса, активность пока отстает от потенциала, возможно, из-за налоговой и правовой среды, отмечают немецкие эксперты. Однако Азербайджан становится перспективным экспортным рынком для технологий в сфере возобновляемых источников энергии, инфраструктуры, машиностроения, сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Германия преследует в регионе несколько ключевых экономических и геополитических целей. Активизация Берлина указывает на стремление Германии укрепить позиции в Южном Кавказе, регионе, имеющем стратегическое значение как транспортный узел между Европой, Азией и Ближним Востоком. Берлин поддерживает развитие инфраструктуры и логистики в этих странах, чтобы создать благоприятные условия для немецких компаний и увеличить товарооборот.
Кроме этого, Германия продвигает модернизацию транспортной инфраструктуры в Грузии и Азербайджане, что напрямую связано с развитием «Среднего коридора» – альтернативного маршрута для грузоперевозок между Европой и Китаем, проходящего через Центральную Азию, Каспийское море, Кавказ и Турцию в обход как России, так и Ирана.
Азербайджан позиционирует себя как страна «зеленого» роста, и Германия явно проявляет интерес к его потенциалу в области возобновляемой энергии. Это важно для диверсификации энергетических поставок и снижения зависимости от российских ресурсов, особенно после энергетического кризиса в Европе. А через экономические инициативы Берлин стремится укрепить свои политические позиции в Грузии и Азербайджане. Это важный шаг в контексте геополитического соперничества, поскольку регион исторически находится в сфере интересов России, Турции, Ирана, а теперь и Китая.
🤔 Армения
Ереван оказывается в сложной ситуации, так как ее геополитическое положение и региональные конфликты ограничивают возможности для участия в крупных инфраструктурных проектах.
Развитие «Среднего коридора», в который активно вовлекаются Грузия и Азербайджан, может означать обход Армении в логистических проектах.
Если Германия и другие европейские страны делают ставку на Грузию и Азербайджан как на ключевых участников транспортного коридора между Европой и Азией, это может означать, что Армения остается вне игры в качестве транзитного маршрута.
Причин для такого сценария много. Во-первых, это закрытая граница с Азербайджаном и Турцией, которая не позволяет Армении стать полноценным транзитным звеном.
Существует и так называемый конфликтный фактор: продолжающееся напряжение с Азербайджаном делает инвестиции в армянскую транспортную инфраструктуру рискованными. А горный ландшафт усложняет строительство крупных железнодорожных и автодорожных маршрутов.
Если логистические и инфраструктурные инвестиции сосредотачиваются на Азербайджане и Грузии, Армения рискует потерять инвестиции и торговые потоки, которые могли бы способствовать развитию экономики. В отличие от Азербайджана, который активно привлекает немецкие компании, Армения пока не предлагает аналогичных проектов с таким масштабным потенциалом.
Отсутствие Еревана в этих крупных инициативах может быть сигналом, что Запад (и в частности Германия) ожидает от Еревана определенных шагов, например:
1.) активизации переговоров по разблокировке транспортных путей, включая так называемый Зангезурский коридор,
2.) дальнейшего отхода от российской сферы влияния и углубления экономических и политических связей с Европейским Союзом.
А есть ли у Армении альтернативы? Мне кажется, да.
Чтобы не остаться в стороне, Армения во-первых может активнее развивать связи с Ираном и участвовать в транзите через южные маршруты (например, Иран – Индия – Персидский залив). Во-вторых, может привлекать китайские инвестиции в инфраструктуру, чтобы создать альтернативные маршруты. И в любом случае попытаться встроиться в «Средний коридор», например, через соглашения с Грузией.
Армения действительно рискует оказаться вне основных транспортных потоков, если не найдет способ активнее участвовать в региональных инфраструктурных проектах. В условиях углубляющегося армянскому правительству придется искать новые решения, чтобы не оказаться в экономической изоляции.
Геополитические ошибки Еревана.
После Праги-2022 Ереван согласился на мирный процесс на основе территориальной целостности Азербайджана, что фактически означало отказ от претензий на Нагорный Карабах. Однако взамен Армения, похоже, не получила ожидаемых дивидендов – ни гарантированного мирного договора, ни разблокировки границ, ни четких обязательств со стороны Запада (США и Европейского Союза) по инвестициям или безопасности.
После Праги-2022 Азербайджан шаг за шагом получил полный контроль над Нагорным Карабахом После блокады Лачинского коридора и почти однодневной военной операции в сентябре 2023 года Арцах перестал существовать как армянская территория.
Более 100 тысяч армян покинули Карабах, и теперь этот вопрос полностью закрыт для Армении.
Хотя ЕС и США поддерживали идею мирного соглашения, Баку не спешит его подписывать и продолжает оказывать давление на Армению. "Зангезурский коридор" остается предметом спора, а Азербайджан использует угрозу военной силы, чтобы добиться транзита через армянскую территорию на своих условиях. Турция также не спешит открывать границу без согласования с Баку.
Коллективный Запад не собирается дать Армении гарантий безопасности. Несмотря на политическую поддержку, НАТО и ЕС не вмешались во время событий в Нагорном Карабахе.
Париж якобы поставляет оружие Еревану, но это никак не влияет на повышение боеспособности армянских вооруженных сил и тем более не гарантирует безопасность.
Миротворческая, вернее наблюдательная миссия ЕС в Сюнике ограничена и, кроме как раздражительного фактора для некоторых соседей и союзников Еревана, никакой реальной защиты от возможных угроз со стороны Азербайджана не даёт.
С экономической точки зрения Армения не интегрирована в новые транспортные проекты, а, как минимум второе десятилетие, логистика идет через Грузию, что делает Ереван зависимой.
Реальных инвестиций от Европейского Союза и Германии пока нет, несмотря на обещания экономической поддержки, на Западе ограничиваются красивыми словами и ограниченной гуманитарной помощью.
Армения остается зависимой от России в энергетике и торговле, хотя отношения с Москвой ухудшаются.
Ситуация осложняется тем, что нынешняя власть в Армении уже совершила ряд стратегических ошибок, ослабив позиции страны. Теперь встает вопрос: сможет ли она принять правильное решение, или же ошибки продолжатся?
После поражения в Карабахской войне 2020 года и окончательной потери Нагорного Карабаха в 2023 году доверие населения к правительству продолжает падать. Недовольство растет, а вместе с ним и ощущение нестабильности.
Концепция "Перекрёсток мира" и реальность.
Армянская внешняя политика остается хаотичной и несистемной. Первоначально Ереван пытался балансировать между Россией и Западом, однако отношения с Москвой резко ухудшились, а от Запада так и не поступило конкретных гарантий.
Политика "мирного сосуществования" с Азербайджаном пока не принесла результатов: Баку продолжает оказывать давление, а Армения остается в уязвимом положении. После войны армянская армия значительно ослабла, но никаких серьезных шагов по ее модернизации и повышению боеспособности не предпринимается. При этом отказ от российской системы безопасности не привел к появлению новых надежных союзников.
Экономическая зависимость также сохраняется: Армения продолжает зависеть от России в сферах энергетики, торговли и миграции, в то время как европейские инвестиции остаются скорее символическими, чем системными.
Возможные шаги для выхода из кризиса Ереван мог бы предпринять следующие шаги:
1.) Восстановить баланс между Западом и Россией, избежав полной изоляции.
2.) Переговорить с Ираном и Грузией для создания альтернативных торговых маршрутов.
3.) Разработать реальную систему безопасности — усилить армию, наладить военное сотрудничество с новыми партнёрами, при этом не разрывая полностью имеющиеся соглашения.
4.) Добиваться выгодного мирного договора, но не поддаваться на давление Азербайджана.
Но способна ли нынешняя власть на такие шаги? Судя по прошлым ошибкам — маловероятно.
Политика Пашиняна остается непредсказуемой и популистской, лишенной четкой стратегии. Азербайджан и Турция продолжают усиливать давление, а Армения выглядит все более уязвимой. Внутренняя нестабильность мешает принятию решительных и долгосрочных решений.
В качестве промежуточных выводов можно констатировать, что Армения оказалась в стратегическом вакууме:
1.) Нагорный Карабах полностью потерян,
2.) Границы страны остаются закрытыми,
3.) Отношения с единственным стратегическим союзником — Россией — находятся на грани полного разрыва,
4.) ЕС и НАТО не предоставляют серьезных гарантий безопасности,
5.) Азербайджан и Турция продолжают давление, не торопясь ни к заключению мира, ни к открытию границ.
Теперь перед Арменией стоит дилемма: попытаться выработать новый курс или продолжать двигаться в сторону еще большей геополитической изоляции. Однако, учитывая предыдущие провалы, нынешняя власть вряд ли способна принять правильное решение. Если курс не изменится, Армения рискует не только продолжить терять позиции, но и оказаться в еще более сложном положении.
#Германия #Кавказ #Азербайджан #Армения #Грузия
Edit