Вчера наш день начался в три утра. Мы проснулись от громкого удара, на крышу автодома упала сосновая ветка с тяжёлым снегом. Через пару минут прозвучал второй удар. Данил встал, оделся, вышел на улицу. К счастью, ветки были не очень большие, автодом цел. Но! Вокруг нападало столько снега, что некоторые деревья сильно прогнулись, прямо над нами весела огромная и опасная ветка.
- Не, Тань, надо собираться, уезжать куда-то. Тут в нас точно может что-то прилететь.
Я убрала посуду, которая сохла после вечерней мойки, закрыла все шкафы, развернула водительское и пассажирское кресла. Даня завел мотор, немного прогрели автомобиль, тронулись.
На дороге лежали сантиметров 10 снега. Мы проехали пару метров и начали буксовать.
Напомню, что у нас летняя резина. По плану мы должны были переждать пока снег, лежащий в горах, растает, чтобы поехать в сторону России, но снежные осадки нашли нас и на побережье Черного моря.
Данил достаточно уверенно вёл автодом по такой дороге, нам удалось хотя бы отъехать от опасных деревьев. Но… впереди оказались небольшие бугры и лужи, где нам было проехать сложнее. Мы снова начали буксовать.
Данил вышел осмотреться, я вышла за ним. Мы стояли точно под электрическим проводом. Данил оценил ситуацию, решил, что для начала нужно по-хорошему сдать назад, затем взять немного правее, чтобы проехать сложный участок. Сел за руль, отъехал на метр назад. Я залезла в автодом греться. Перед новым манёвром Данил вышел на улицу с фонариком, в этот момент ярко сверкнула искра, провод, под которым мы стояли минуту назад, оборвался и упал на землю.
Я всерьёз начинаю верить, что высшие силы оберегают нас от неприятностей. Я не знаю, что произошло бы, упади этот провод на нас, но проверять не хотелось)
А ещё, знаете, когда принимаешь решение ночью сорваться с места из-за возможной опасности, всё равно чувствуешь себя слегка параноиком. Вдруг мы надумали? Вдруг опасности нет и мы просто так теряем время? Однако после оборванного провода, после нескольких упавших в лесу с громким треском веток, поняли, что проснулись не зря. Решили, на всякий случай, предупредить всю нашу компанию: семью на автодоме из Казахстана и мужчин из VW T4 и Lada Largus. Данил дошёл, постучал в каждую машину, объяснил ситуацию.
В итоге Ларгус и Т4 решили тоже выехать с территории пляжа, а казахстанская семья – только сменили своё расположение, встали где-то посередине между пляжем и забором дендропарка, спрятавшись за туалетом.
Вводные такие. У нас летняя резина и отсутствие цепей, зато высокий клиренс. У Т4 летняя резина, есть цепи, чуть ниже клиренс. У Ларгуса зимняя резина, цепи, проходимость тоже чуть хуже. И это тот случай, когда наличие зимней резины и цепей не спасло бы в этой ситуации. Наша компания из трёх машин уехала не очень далеко.
Первым ехал Т4 – буксовал, ехал, снова застревал, в конечном итоге было принято решение надеть цепи. После этого он смог ехать беспроблемно, но набирал слишком много снега перед собой, оставался единственный вариант – рыть, а расстояние до выезда значительное, поэтому рациональность такого подкопа была под вопросом.
За Т4 ехал Ларгус, который тоже периодически буксовал. За Ларгусом ехали мы и нам было сложнее всех. Мы достаточно часто и крепко застревали – передние колёса просто прокручивались на льду.
В общем, мы все втроём по очереди друг друга откапывали, проезжали немного, снова откапывали. В какой-то момент начал идти крупный снег.
Атмосфера была так себе, её неплохо передаёт это видео.
Ехали, рыли, снова немного ехали, снова рыли, уехали недалеко, сдались. Звание самых медленных улиток можно смело присваивать нам – за 4,5 часа мы проехали 250 метров. В 7.30 утра отправились отсыпаться.
Проснулись в 11 и первым делом пошли обратно на пляж, посмотреть, какая там ситуация.
Оказалось, уехали мы не зря. Большая ветка, которая весела над нам, упала. Скорее всего, от её падения пострадал бы Ларгус. Кроме этого, в сосновом лесу лежали и другие обломанные ветки, очень много веток.
Снега за время нашего сна только прибавилось.
Давайте ещё раз проясним контекст, в котором мы оказались.
Во-первых, ночью было действительно неспокойно из-за падающих веток. Это было причина номер раз, чтобы сменить своё расположение. Можно было отъехать совсем недалеко, остановиться, переждать снежную бурю. Но есть причина номер два.
Вторая причина – прогнозируемое штормовое предупреждение на черноморском побережье на 23-24 февраля – порывы ветра до 23-25 м/с.
Самым правильным для нас было бы уехать подальше от моря, т.к. там порывы ветры ощутимее всего. У нас были два варианта: парковка возле Дендропарка (до неё оставался 1,1 км, но самый сложный, нечищенный), либо стоянка в Кобулети (до неё ехать 8 км, сначала тот нечищенный километр, а потом 7 по дороге, которая немного укатана другими автомобилями). Но мы застряли, и пока не могли двигаться совсем.
Ну, и в-третьих, ограниченность запасов топлива, продуктов и энергии - тоже веская причина, почему нам нужно было двинуться хоть куда-нибудь. В Шекветили на пляже мы стояли «на розетке», и это было важным фактором существования для Т4 и Ларгуса, у них совсем небольшая автономность в сравнении, например, с нами.
Пока ребята стояли «на розетке», они могли пользоваться электрическими отопителями. Отключившись от розетки, они потеряли эту возможность, настала очередь дизельного отопителя, однако при его длительном использовании у Т4 может сесть штатный аккумулятор автомобиля (отопитель питается от него), а у Ларгуса может закончится запас дизеля (у него отдельный небольшой бак для него). До ближайшей заправки – 5 км вдоль шоссе, Яндекс вообще не строит туда пешеходный маршрут. Работающих магазинов с продуктами рядом тоже не наблюдается.
После того, как мы осмотрели пляж, решили прогуляться до основной дороги, тот самый километр. Когда подошли к автодомам встретили бодро едущий по сугробам полноприводный Tiguan. Водитель остановился, на русском спросил:
- У вас проблемы?
Данил с улыбкой ответил ему:
- Ну, если вы сейчас проедете до дороги, то, возможно, проблема решится.
И действительно, если будет колея до дороги, у нас появится шанс выехать. Tiguan поехал дальше, а мы по колее от его авто направились к дороге, смотреть, что выйдет из его попытки. Буквально в паре метров от выезда на дорогу застрял и он. Мужчина оставил автомобиль, пешком возвращался домой, мы встретили его по пути, он сказал:
- Всё, гулянка кончилась, застрял.
Данил спросил, чистят ли тут тракторы, мужчина ответил, что он позвонил, трактор должен приехать. Кроме этого, грузин объяснил, где живёт, сказал, чтобы при необходимости, если потребуется какая-то помощь, обращались к нему. Мы душевно поблагодарили его и пошли дальше. Дошли до дороги, убедились, что по ней машины ездят – накатана одна колея в середине дороге, но трактор тут не пока не чистил.
Возвращаясь к автодомам, встретили коров. Так непривычно было видеть их в таких декорациях)
Мы вчетвером ещё немного прогулялись по окрестностям, а потом разошлись по автодомам, греться.
В четыре часа дня у нас появилась надежда, что мы сможем выехать. Во-первых, снег немного подтаял за день (днём было +2 и до обеда даже иногда появлялось солнце), а во-вторых, до основной дороги проложили путь – Тигуан откопался лопатой и выехал, а ещё по этой дороге несколько раз проехал Jeep Wrangler. Данил прогулялся пешком и убедился, что шанс проехать есть.
Мы сообщили об этом нашей компании и стали собираться в путь. Вторая попытка выехать из сугробов началась. Расскажу о ней уже в следующей статье)
P.S. спасибо, что продолжаете читать.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех мужчин с Днём защитника Отечества! Желаю сил, энергии и крепкого здоровья!