Найти в Дзене

Сомс и Ирэн: а как надо было? Персонажи просят совета

На самом деле персонажи, конечно, не просят. Все свои ошибки они уже совершили и даже за них расплатились. Но на этот вопрос меня натолкнул новый комментарий к одному их моих старых материалов. Боюсь, что добраться до него в ветке полуторагодовой давности смогут немногие, поэтому дублирую его сюда. Итак, пишет читательница autumn (привожу курсивом полную цитату): Вот сейчас подумалось, а что было бы, если бы Ирен, вернувшись от Босини (в легкомысленной розовой кофточке), вместо того чтобы откровенно нахамить Сомсу ("была в раю, не у вас дома") и запереться на ночь, просто призналась бы в измене и разрешила бы Сомсу подавать на развод? Бояться, собственно, ей было нечего - вряд ли Сомс опустился бы до мордобоя и откровенного насилия, но такое признание способно было дать обоим шанс. Но она, практически признавшись в измене (но оставила при этом некую недоговоренность), вызвав у Сомса дикую ревность (он представил, как где-то там разгоряченный Босини выглядывает в окно, стараясь разгляде

На самом деле персонажи, конечно, не просят. Все свои ошибки они уже совершили и даже за них расплатились. Но на этот вопрос меня натолкнул новый комментарий к одному их моих старых материалов. Боюсь, что добраться до него в ветке полуторагодовой давности смогут немногие, поэтому дублирую его сюда.

Итак, пишет читательница autumn (привожу курсивом полную цитату):

Вот сейчас подумалось, а что было бы, если бы Ирен, вернувшись от Босини (в легкомысленной розовой кофточке), вместо того чтобы откровенно нахамить Сомсу ("была в раю, не у вас дома") и запереться на ночь, просто призналась бы в измене и разрешила бы Сомсу подавать на развод? Бояться, собственно, ей было нечего - вряд ли Сомс опустился бы до мордобоя и откровенного насилия, но такое признание способно было дать обоим шанс. Но она, практически признавшись в измене (но оставила при этом некую недоговоренность), вызвав у Сомса дикую ревность (он представил, как где-то там разгоряченный Босини выглядывает в окно, стараясь разглядеть удаляющуюся Ирен, и под его окном играет шарманка), в дополнение еще и унизила его, заперев дверь общей спальни (в не своем доме), и продолжала это делать в течение долгого времени, при этом уходя к любовнику и возвращаясь назад. И когда однажды она забыла запереть дверь, и Сомс, воспользовавшись этим и тем, что она уже уснула, изнасиловал ее, и он сам, и мы, читатели, приходим в ужас от этого поступка и осуждаем его за это (действительно, разве так можно?), мы не задумываемся, а что в этой ситуации Сомс мог сделать? А действительно, что? Какое поведение нам бы понравилось? Или понравилось бы тем, кто сочувствует Ирен?

1. Продолжать весь остаток жизни жить с откровенно изменяющей, но не дающей повода к разводу женой? Записывать на себя детей, родившихся от Босини?

2. Нанять детектива, чтобы выследил Ирен и Босини, и подать на развод, где будут полоскать грязное белье на публике? Причем, как потом выяснилось, ответчики могут просто не явиться в суд, но, скорее всего, тогда Босини должен будет вынужден заплатить крупную сумму мужу любовницы и покрыть судебные издержки (и объявить себя банкротом, так как известно, что у Босини денег нет)?

3. Взять Ирен насильно, а потом запереть ее дома в ее комнате и приказать слугам подавать ей еду наверх и из комнаты выпускать только под конвоем?

4. Выделить Ирен средства, чтобы она жила с Босини и, как и в первом случае, записывать их детей на свое имя?

Чего Ирен хотела добиться от Сомса, когда просила ее отпустить? Чтобы он поступил как?

Или, может, я какой-то вариант не учла?

С удовольствием почитаю ответы читателей.

Ирэн и Босини на свидании в парке
Ирэн и Босини на свидании в парке

Мое мнение по данному вопросу такое. В тот момент, когда Ирэн - еще до сцены в розовой кофточке - напоминала Сомсу о его обещании дать ей свободу в случае неудачного брака, она ожидала, что при успешном для неё решении тот просто примет к сведению, что Ирэн уходит. То есть не будет её искать, навещать и т.д., ей нужны были гарантии этого. Дальнейшие действия были ей не продуманы. Потому что на вопрос "куда же ты денешься, если я тебя отпущу? Ведь у тебя нет своих средств" она смогла только пояснить, что "проживет как-нибудь". Иначе можно было бы ответить, например: квартиры на такой-то улице стоят столько-то фунтов, моей ренты вполне хватит.

Затем следует изгнание Сомса в проходную комнату, которое произошло после того, как он решил взыскать с Босини перерасход за отделку дома, а уж потом, видимо, Ирэн решилась на связь с Филипом = "розовая кофточка".

Когда Ирэн говорит, что была "В раю – не у вас в доме!", она вообще движима только мыслью задеть Сомса, а никаких рациональных мыслей у нее нет. Она в моменте наслаждается своим счастьем и - как и до этого, в почти подростковой манере - бросает вызов "взрослым". Вообще думать немного вперед - это опция, судя по поступкам, в Ирэн не заложенная.

А как надо было себя вести? В идеале Ирэн и Босини надо было не встречаться месяцами в режиме "утром Ирэн идет к Босини, вечером приходит, молча ужинает и запирается в спальне", а уехать вместе, оставив Сомсу письмо. Понимаю, на разговор их бы не хватило. Есть у меня и плохой совет, но правильный, как мне кажется: даже если бы Ирэн прихватила с собой эти несчастные брошки, в итоге всё обернулось бы благом. Уехать они смогли бы подальше, глядишь, начали бы достойную жизнь, возможно даже Босини мог бы работать не чертежником или помощником, а начать какое то дело. Соответственно, Сомс в этой ситуации получил бы недвусмысленные доказательства и свободу жениться повторно не через 12 лет, а хоть через полгода. Если бы Ирэн и Босини были не такими эгоистами, можно было бы в письме сказать, что, мол, извини, что у нас не получилось, ты не виноват. Но это уже из области фантастики.

Что надо было делать Сомсу в ситуации, когда жена ему начала изменять? Не знаю. Нет ни одного хорошего варианта среди предложенных autumn. Хорошие логичные варианты Сомс в семейной жизни уже испробовал: вел себя примерно, разговоры за столом разговаривал, театр посещал, подарки дарил, то есть организовать семейную жизнь пытался. (Кстати, и после "розовой кофточки" пытался - он не устраивал скандалы, за ужином делился своими мыслями, перед сном пытался поцеловать жену - это, в его понимании, знак, что они еще семья). Что Сомс был Ирэн противен, исправить было нельзя, как видят читатели. И дело не в том, что он чего-то там умел или не умел - просто с человеком, который вызывает иррациональное неприятие, умения в зачёт не идут. Что же оставалось? "Запирать, заставлять" - это плохой вариант. Но и "отпустить, пусть живет как хочет" - тоже плохой. Нельзя заставлять человека платить за чужие ошибки своей возможностью завести семью, детей. "Найти детектива и доказать" - это, получается, лучший из плохих. Но и в современном мире так трепать свое имя не всякому понравится, что уж говорить о 19 веке, да еще если учесть, что профессия Сомса требует хорошей репутации. Поэтому его нерешительность понятна. Конкретно Сомс решить проблему, так, чтобы все ее участники получили свободу, не мог. (Про помолвку Босини вообще молчу, это уже за пределами вопроса).

Мой вывод: как я ранее писала, уж если Ирэн не нужна была семейная жизнь с мистером Сомсом Форсайтом, надо было брать дело в свои руки, а не ждать неизвестно чего месяцами (а чего бы она могла дождаться?). Да и Босини нужно было хотя бы спросить себя: нормально ли это, когда любимая Ирэн каждый вечер идет на Монпелье-сквер и ночует в доме отвратительного ей мужа? Просто эти двое действовать как взрослые люди не умели, и уверена: четко сформулировать свои планы (не хотелки и мечты в стиле "вот бы Сомс куда-то делся, и никто нам не мешал") не смогли бы.

Но я допускаю, что кто-то видит картину шире. Жду ваших мнений.

Другие публикации по теме:

"Сага о Форсайтах" | A. from Wonderland. Читаю и смотрю | Дзен