Найти в Дзене
Свободная Пресса

На автозаводе в Калуге торжественно родили очередного "покойника": почему на российско-китайском Tenet можно ставить крест уже сейчас

В Калуге на бывшем заводе Volkswagen с помпой представили новый «российский» автомобиль — очередной китайский кроссовер с переклеенными шильдиками. В планах какое-то безумное количество скрученных машин, хотя совсем рядом, на территории сборочного предприятия, все площадки до самого горизонта забиты кроссоверами Chery. Китайцы не умеют считать и вести бизнес? Нет, как раз они тут совсем не при чём.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша торжественно представил новый российский бренд — с партнёрами по проекту сфотографировался на фоне автомобиля Tenet, который вскоре будут скручивать на бывшем заводе Volkswagen.

«Сейчас начинается подготовка к запуску производства. Предстоит большая поэтапная работа с последовательным увеличением уровня локализации. От крупноузловой сборки до производства полного цикла. Планируется, что серийный выпуск автомобилей начнется уже во втором квартале», — отчитывается Владислав Шапша.

— Проект предусматривает организацию производства автомобилей Tenet на модульной платформе. Данная платформа будет интегрирована с глубоко локализованной компонентной базой, отвечающей мировым стандартам автомобилестроения.

Эта большая и сложная работа будет организована поэтапно — от крупноузловой до мелкоузловой сборки с последовательным увеличением уровня локализации.

Соглашение о технологическом партнерстве также предусматривает создание единого центра НИОКР, а также развитие кластера локальных поставщиков, — это уже заявление «АГР Холдинга».

Третий участник проекта — некая китайская компания Defetoo, о которой до сего момента никто ничего не слышал. И китайская ли — это очень большой вопрос. Юрлицо вроде как из Поднебесной, а вот всё остальное вызывает большие сомнения.

Под маркой Tenet собираются скручивать кроссоверы Chery Tiggo 7 Plus, Chery Tiggo 4 и Chery Tiggo 8 Pro Max, к которым просто присобачат другие шильдики. Крупноузловая сборка означает, что с готовых авто в КНР будут скручивать колёса и что-то ещё по мелочи, а в Калуге всё это вернут на место, не более того.

«В этом году у нас на предприятии, бывшем Volkswagen, будет выпущено уже более 110 тысяч автомобилей», — обещал недавно Владимиру Путину губернатор Калужской области.

Смело. Прямо в духе Александра Суворова, который поучал своих штабных при составлении отчёта об уничтоженных в ходе проведённой кампании турок — «Пиши больше, чего их, басурман, жалеть!»

Правда, у великого полководца имелись соответствующие достижения, а вот на бывшем заводе Volkswagen таковые отсутствуют. Но принцип тот же — проси больше, больше и дадут. В данном случае бюджетных денег.

«АГР приступил с августа месяца к серийной сборке автомобилей и планирует до конца года собрать 27 тысяч автомобилей», — обещал летом прошлого года заместитель губернатора Калужской области Владимир Попов.

Не осилили и половину, о чём нынче все скромно помалкивают. Это по той самой передовой технологии прикручивания колёс. Видать, дело это нелёгкое, не справляются.

  • При этом вся территория предприятия забита автомобилями Chery, таковых там десятки тысяч — ряды заснеженных авто уходят куда-то в бесконечность. И нужно понимать, что это всё российские машины.
  • Не в плане сборки и происхождения, а по праву собственности. Китайцы не занимаются благотворительностью и не отгружают ничего в кредит, всё исключительно по стопроцентной предоплате.
  • А дальше? Дальше по известной грубоватой поговорке — «кошка бросила котят, пусть гуляют как хотят». Авто проданы, и пусть теперь русские торговцы делают с ними всё, что пожелают.

Аналогично — по сборке. Примечательно, что Chery Automobile — государственная компания, между прочим! — никаких взаимоотношений с РФ не имеет. Основные продажи у них в США и Евросоюзе, и портить свою карму общением с подсанкционными русскими они не собираются. Однако в данном случае даже это вторично, появление вышеозначенной фирмочки под названием Defetoo имеет совсем другие корни.

Проект изначально российский, финансирование — аналогично. Причём оно, как можно догадаться, казённое, его распределение по бюджетам разных уровней источнику «СП» неизвестно, хотя сие уже несущественные детали.
-2

В КНР закупаются «машинокомплекты», то есть авто с открученными колёсами, заявляются впечатляющие цифры «производства». И никого не волнует, что на складах — и в Калуге, и в автосалонах — стоит десятки тысяч Chery. Плюс те же самые машины под маркой Xcite, их тоже немало. Нераспроданные запасы огромные, чуть ли не на год вперёд, и пополнять их лишено какого-либо экономического смысла.

Китайцам происходящее безразлично, будут русские брать у них машины — хорошо. Колёса по заявкам покупателя открутят. Но к Калуге и творящемуся там безобразию Chery Automobile де-юре никакого отношения не имеет. Де-факто, в общем-то, тоже.

В пользу этого говорит даже название нового бренда. Tenet. Те — нет. А кто — да? Чем-то смахивает на «Вкусно — и точка», креатив так и прёт.

То есть очередной никому не нужный распил средств, которые можно было бы вложить с толком. Например, организовать производство шаровых опор, рулевых наконечников, рычагов, сайлентблоков и прочих элементов подвески для японских и корейских авто. Товар очень ходовой, этих легковушек в РФ миллионы, запчасти-расходники нужны всем.

  • Подобные производства уже есть, например, «Трек» (Челябинская область) производит элементы подвески для ряда иномарок. Отзывы хорошие, товар пользуется спросом, однако ассортимент невелик.
  • Его бы расширить, да и другие аналогичные заводы очень нужны, чем больше — тем лучше. Однако везде проблемы с финансированием, банковские кредиты непомерно дороги, их не окупить, а всё бюджетное финансирование нещадно «пилится» на всевозможных заранее провальных проектах. Перспективы у Tenet тоже отсутствуют.

Более того, на основе этих автокомпонентов можно создавать уже отечественные решения (платформы), то есть двигать отрасль вперёд. Поставить в той же Калуге один небольшой заводик, начать с малого, потом продолжить. Тут ничего сложного, оборудование закупить не проблема, а далее можно развиваться. При этом совершенно логичный, устойчивый спрос и доход гарантирован, плюс перспективы. В том числе для страны в целом.

Почему по нему не пойти? А тут всё просто. Под пафосное «производим российские автомобили!» можно получить куда больше, нежели под производство заурядных автокомплектующих. Третий год под санкциями — а наверху всё так же свято верят (???) в лозунги, а не в экономическую целесообразность.

Ознакомиться с похожими материалами нашего издательства можно здесь