Меня зовут Алена Игоревна Соколова, я – врач-патологоанатом и преподавательница дисциплины «Патологическая анатомия» в Институте медицины и здоровьесбережения Державинского университета. Как и для любого выпускника, моя alma mater для меня – особенное место, поэтому, когда в сентябре 2024 года мне предложили возглавить Музей Греха (Музей медицины), я приняла предложение.
Сама история создания музея не представляет собой ничего необычного: молодой врач-патологоанатом Юрий Щукин в 1977 г. стал преподавать «Основы патологии» у студентов Тамбовского областного медицинского колледжа, возник вопрос о демонстрации патологий студентам. Специфика работы патологоанатома такова, что все вскрытия проводятся в утренние часы, до полудня, поэтому студенты не могли регулярно посещать демонстрационные занятия. Тогда Юрий Кириллович и начал собирать свою коллекцию.
В начале это была небольшая коллекция, порядка 30 – 40 типовых патологий. Постепенно коллекция стала расширяться, более простые экспонаты заменялись на более редкие случаи, и так к 2011 году набралось 659 «влажных» препаратов медицинской части экспозиции музея. В основном, материал набирался в ходе аутопсийных исследований, но и врачи из других больниц, знакомые и друзья Юрия Щукина передавали в дар музею что-то интересное. Если говорить о юридическом аспекте, то в таких случаях в медицинской документации/расписке указывают «передано в музей/в дар музею…», поэтому сложностей с этим нет, да и в советские годы сбор медицинского материала строго не регулировался, поэтому особых документов не требовалось.
Стоит отметить, что с 1977 года по 2011 год Музей Греха располагался в патологоанатомическом отделении ТОГБУЗ ГКБ №2 им. Арх. Луки, где Юрий Кириллович долгие годы был заведующим отделением. Впоследствии отделение было ликвидировано, и Юрий Щукин перешел на работу в медицинский институт, так Музей Греха стал частью Державинского университета и учебной площадкой для нескольких поколений студентов, в том числе и меня.
Официальной датой открытия музея считается 19 июня 2004 года – день медика, поэтому официально Музею Греха 20 лет, а неофициально – 48. При входе в музей посетителей знакомят с двумя латинскими афоризмами – «Hic locus est ubi mors gaudet succurere vitae» и «Nosce te ipsum». Буквально они значат «Здесь место, где мертвые учат живых» и «Познай самого себя». Эти выражения не девиз, а философия Музея, как и Юрий Щукин не просто основатель, а его хранитель.
Для нашего края, города, института Юрий Кириллович – личность уникальная. И врач, и краевед, он издал более ста различных книг о медицине и Тамбовском крае, собрал уникальную коллекцию экспонатов, посвященную Александринскому институту благородных девиц, которая также размещена в Музее Греха. Будучи человеком энциклопедического склада ума, философом по сути своей, ему удалось собрать во едино медицину, религию и историю, тесно связав их между собой.
Большую роль сыграло и то, что как патологоанатом, Юрий Щукин имел возможность знать настоящие истории всех экспонатов. Переступая порог, посетители словно погружаются внутрь себя, проживая свои болезни, наблюдая их со стороны, а любая болезнь – следствие определенных, чаще негативных поступков. Курение, алкоголизм, запрещенные вещества тянутся красной нитью через всю экспозицию, обнажая изнанку легкомысленной, безответственной жизни, поэтому и название у музея – Музей Греха.
С внутренней стороны музея над выходом паук в паутине – символ наркомании, а еще наглядная метафора того, как вредные привычки или дурные поступки затягивают человека, словно паук в паутину своими лапами, практически не давая шанса выбраться из негативного состояния.
Центральный портрет Архиепископа Луки, разделяющий «безгрешную» часть коллекции Александринского института и «грешную» медицинскую часть, напоминает нам о том, что, даже оступившись, человек всегда имеет возможность изменить свой путь и выйти к свету, добру. Да и сам Архиепископ Лука был человеком со сложной судьбой. Всю жизнь проведя в ссылках, он не переставал оказывать помощь людям, лечить больных. В годы Великой Отечественной Войны он был хирургом-консультантом в военно-эвакуационном госпитале, располагавшемся в стенах нынешнего Института медицины Державинского университета и спас десятки тысяч жизней солдат, благодаря его знаниям в области гнойной хирургии. Сегодня же для нас Архиепископ Лука не только часть экспозиции, но и хранитель Музея Греха.
К слову, символично, что музей, демонстрирующий последствия семи смертных грехов человека, находится на одном этаже с Домовой церковью института. Сравнение такого сочетания с профессиями профессора Войно-Ясенецкого представляется несколько отдаленным, поскольку религия и врачевание, наука связаны на высоком нравственном и духовном уровнях и в основе своей содержат три кита: веру, надежду и любовь, прежде всего к жизни и человеку. Музей Греха демонстрирует состояние человека, при котором он далек от любви, не верит в добро и теряет надежду.
«Вот, что будет с тобой, если ты теряешь себя и веру, отказываешься от своих принципов», - говорят данные экспонаты. Гордыня зачастую приводит к переломам; жадность – к усугублению течения болезней; гнев – к болезням с образованием камней. Зависть олицетворяют, пожалуй, все экспонаты, за исключением врожденных уродств; прелюбодеяние олицетворяют экспонаты с врожденными уродствами, патологиями репродуктивной системы и травмы конечностей. Чревоугодие, тайноядение, а также пьянство и самобичевание можно найти среди экспонатов желудочно-кишечного тракта; уныние, тревоги, переживания демонстрируют экспонаты, посвященные болезням сердца. Таким образом, перед гостями музея предстает в полной мере физическое воплощение любых поступков людей, несущее в своей основе лишь один смысл – ничего не проходит бесследно.
В настоящее время предстоит ремонт и небольшой переезд Музея, а посетить его можно по предзаписи, поскольку музей располагается в стенах учебного корпуса, где работает пропускная система.