Найти в Дзене

Цвета эпохи или История экспоната №3

В моем восприятии советский канцелярский мир ассоциируется, прежде всего, с Московским заводом пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти. Очень уж «харизматичны» были карандаши с маркировкой «Кремль», воплощая в себе стабильность и мощь эпохи. Кто еще мог бы себе позволить затратить столько древесины на один карандаш? Причем карандаш не юбилейный или сувенирный, а вполне себе обычный. Хотя в детстве такие карандаши воспринимались мною как нечто особенное и в каком-то смысле ритуальное. Красным карандашом с маркировкой «Кремль» на Пасху наносили обозначение «ХВ» на отдельные крашенки. Они обладали особым статусом и церемониальным значением. Такие крашенки, по-моему, надо было съесть первыми. После выполнения своей миссии, красный карандаш опять прятали до следующего торжества. Конечно, Фабрика им. Сакко и Ванцетти - это не самое первое подобное советское производство. Да и не совсем изначально советское… И вот почему. В апреле 1926г. в Москве начала свою работу американская промышлен

В моем восприятии советский канцелярский мир ассоциируется, прежде всего, с Московским заводом пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти. Очень уж «харизматичны» были карандаши с маркировкой «Кремль», воплощая в себе стабильность и мощь эпохи. Кто еще мог бы себе позволить затратить столько древесины на один карандаш? Причем карандаш не юбилейный или сувенирный, а вполне себе обычный. Хотя в детстве такие карандаши воспринимались мною как нечто особенное и в каком-то смысле ритуальное. Красным карандашом с маркировкой «Кремль» на Пасху наносили обозначение «ХВ» на отдельные крашенки. Они обладали особым статусом и церемониальным значением. Такие крашенки, по-моему, надо было съесть первыми. После выполнения своей миссии, красный карандаш опять прятали до следующего торжества.

Конечно, Фабрика им. Сакко и Ванцетти - это не самое первое подобное советское производство. Да и не совсем изначально советское… И вот почему. В апреле 1926г. в Москве начала свою работу американская промышленная концессия – Карандашная фабрика А. Гаммера (или Хаммера). Напомню, что в этот период была сделана попытка провести Новую экономическую политику (НЭП), одним из важных аспектов которой было привлечение иностранного капитала в форме концессий. Но, как все помнят из школьного курса истории, НЭП достаточно быстро свернули и 19 февраля 1930г. предприятие перешло в ведение государства. Если не ошибаюсь, то за все время существования СССР Карандашная фабрика А. Гаммера была единственным частным производством. Появление такого неординарного для советской экономики субъекта рынка стимулировало развитие рекламы в карандашной сфере. Если среди читателей есть маркетологи, то очень рекомендую почитать статьи на эту тему в сети и изучить рекламные плакаты. Также интересна история семьи и самого Арманда Гаммера, а также его взаимоотношения с СССР, которые отнюдь не закончились огосударствлением карандашной фабрики и коммунист и промышленник еще много чего сделал полезного для советского производства. Кстати, в сети есть совместные фотографии А.Гаммера и Л.Брежнева.

Карандаши "ИСКУССТВО". Московский завод пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти. Почему-то сохранились карандаши только коричневых (1959 г., 1960 г.) оттенков. Еще есть белый (1959 г.). Автор дизайна неизвестен.
Карандаши "ИСКУССТВО". Московский завод пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти. Почему-то сохранились карандаши только коричневых (1959 г., 1960 г.) оттенков. Еще есть белый (1959 г.). Автор дизайна неизвестен.

При выборе названия для новой государственной собственности подошли с отменным сарказмом. В честь кого назвать бывшую американскую промышленную концессию? Конечно! В честь активистов американского рабочего движения Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти.

Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти были казнены 23 августа 1927г. на электрическом стуле в тюрьме Чарльзтауна (США). Они были осуждены за двойное убийство и разбой. Якобы, при нападении на инкассаторов, которые доставляли зарплату работникам обувной фабрики «Альфред Кокс», они убили бухгалтера и охранника, украв 15 776 долларов. Никаких оснований задерживать Сакко и Ванцетти у полиции не было. Пожалуй, единственным, за что уцепилась правоохранительная система США, стало то, что во время обыска у них нашли оружие. Ни то, что оба обвиняемых имели алиби, ни то, что Ванцетти не умел вообще водить машину (а скрылись они именно на машине голубого цвета, за рулем которой был Ванцетти и в которой сидели еще трое сообщников) – не остановило судебную систему. Хотя для мирового сообщества невиновность итальянских иммигрантов была очевидна. В их защиту выступили Альберт Эйнштейн, Томас Манн и даже Папа Римский. По миру прокатилась волна протестов направленных против несправедливого приговора. Всем было понятно, что единственная вина Сакко и Ванцетти в том, что они выходцы из другой страны, участники движения за права рабочих и анархисты, но на волне американской фобии «красной чумы» этого было достаточно. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (И.Крылов). Кстати, в 1977г. губернатор Массачусетса Майкл Дукасис реабилитировал Сакко и Ванцетти.

Вот так благодаря резонансному делу Сакко и Ванцетти карандашная фабрика получила свое запоминающееся название. За годы своего существования фабрикой были выпущены такие серии карандашей как «Деловой», «Живопись», «Пятилетка», «Особый», «Конструктор» и другие.

Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти
Мои фото-фантазии с карандашами Ф-ки Сакко и Ванцетти

К сожалению, как и многие предприятия, фабрика перестала существовать после развала СССР. В 2007г. завод был снесен для строительства элитного жилого комплекса «Парк Сити», а производство перенесено.

Да, для меня эти карандаши - это цвет эпохи и цвета эпохи. В том числе ими исполнены рисунки моей мамы, которые демонстрируются в видео-превью к этой статье, а также другим будущим статьям, посвященным советскому детскому рисунку. И как же эти рисунки отличаются от современных! Они наполнены какой-то особенной высотой и чистотой восприятия: тут и революционерки, и княжна Мери, и плач Ярославны...

P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши истории – это наша История!