Найти в Дзене
Arzamas

Габсбургский подбородок и другие признаки вырождения

Мраморный бюст императора Леопольда I создан австрийским скульптором Паулем Штруделем в 1695 году. Этот портрет типичен для эпохи барокко: на императоре — драпировки и пышный парик, голова динамично повернута относительно плеч. Но внимание привлекает в первую очередь лицо Леопольда с невероятно длинным подбородком и выдвинутой вперед нижней челюстью — знаменитая особенность династии Габсбургов. Эти наследственные черты, свойственные многим представителям знатнейшего европейского рода, были признаками вырождения. К XVI веку Габсбурги правили всей Центральной Европой: помимо Австрийской и Священной Римской империи они воцарились в Испании и Португалии. В мире не существовало династии, которая могла бы сравниться с Габсбургами. Поэтому от поколения к поколению они заключали браки исключительно внутри собственного рода. Бюст работы Штруделя находится в венском Музее истории искусства. Там же висят портреты инфанты Маргариты художника Диего Веласкеса: именно Маргарита стала первой женой Лео
Оглавление

Мраморный бюст императора Леопольда I создан австрийским скульптором Паулем Штруделем в 1695 году. Этот портрет типичен для эпохи барокко: на императоре — драпировки и пышный парик, голова динамично повернута относительно плеч. Но внимание привлекает в первую очередь лицо Леопольда с невероятно длинным подбородком и выдвинутой вперед нижней челюстью — знаменитая особенность династии Габсбургов. Эти наследственные черты, свойственные многим представителям знатнейшего европейского рода, были признаками вырождения.

Могущественная династия

К XVI веку Габсбурги правили всей Центральной Европой: помимо Австрийской и Священной Римской империи они воцарились в Испании и Португалии. В мире не существовало династии, которая могла бы сравниться с Габсбургами. Поэтому от поколения к поколению они заключали браки исключительно внутри собственного рода.

Бюст работы Штруделя находится в венском Музее истории искусства. Там же висят портреты инфанты Маргариты художника Диего Веласкеса: именно Маргарита стала первой женой Леопольда. Веласкес писал ее портреты для того, чтобы будущий муж мог на расстоянии наблюдать, как растет и взрослеет его невеста.

Три брака Леопольда I

Леопольд и Маргарита поженились в 1666 году. Ему было 26 лет, ей — 15. Молодая жена называла мужа дядюшкой: он действительно был ее дядей по матери и одновременно двоюродным братом по отцу. То есть родители Маргариты, испанский король Филипп IV и королева Марианна Австрийская, тоже приходились друг другу дядей и племянницей.

Известно, что брат Маргариты Карл II, наследник Филиппа IV, обладал крайне слабым здоровьем. Его нижняя челюсть была выдвинута настолько, что он не мог закрывать рот и жевать, с трудом говорил, страдал рядом других болезней и был бесплоден. На нем испанская ветвь Габсбургов закончила свое существование.

Брак Леопольда и Маргариты принято считать довольно счастливым: они весело проводили время и хорошо понимали друг друга. Но из четырех детей, рожденных Маргаритой, трое умерли в младенчестве. Сама она скончалась, не дожив до 22 лет.

Вторым браком Леопольд тоже женился на представительнице рода Габсбургов — ее звали Клавдия Фелицита. Она родила двух дочерей, и эти девочки тоже умерли в младенчестве, а их мать скончалась в 22 года.

В третий раз император женился не на родственнице. Элеонора Магдалена Нойбургская из Дюссельдорфа родила ему десятерых детей, семеро из которых прожили довольно долгую жизнь. Двое сыновей Леопольда и Элеоноры один за другим стали императорами Священной Римской империи — это Иосиф I и Карл VI. Сам Леопольд отличался довольно крепким здоровьем и прожил 65 лет.

Генетические заболевания

Испанские генетики из Университета Сантьяго-де-Компостела провели исследование, установив связь между характерными внешними особенностями Габсбургов и известными сегодня генетическими заболеваниями. Исследование подтвердило, что удлиненный подбородок свидетельствовал о серьезных проблемах со здоровьем.

Отклонения заметны уже у самого первого испанского Габсбурга — императора Карла V. Он очень стеснялся своей внешности, и ему было настолько сложно жевать из-за несовпадения верхней и нижней челюстей, что император предпочитал есть в одиночестве. Возможно, это один из факторов, повлиявших на строгость испанского придворного этикета: король, конечно, не мог есть в одиночестве всегда — следовательно, необходимо было поддерживать ритуал таким образом, чтобы трапеза оставалась цивильной при любом раскладе. Король не должен был терять достоинства, даже если еда выпадала у него изо рта.

Реалистичный бюст

-2

Императору Леопольду понравился бюст Штруделя: он сделал скульптора придворным художником и заключил с ним контракт еще на 32 мраморных портрета членов своей семьи. Возникает вопрос: почему скульптор не приукрасил свою модель и почему заказчик остался доволен настолько реалистичным портретом?

Дело в том, что эпоха барокко характеризуется двумя важными тенденциями: стремлением через помпезные образы четко передать статус человека и склонностью к натурализму. В отличие от эпохи Возрождения, когда черты модели нужно было приблизить к идеалу, заимствованному из Античности, в эпоху барокко изображения старались приближать к оригиналу.

Соответственно, и император Леопольд, хотел видеть в образе влиятельного властителя себя, а не идеал, лишенный портретных сходств с ним. Кроме того, к концу XVII века у габсбургского подбородка была большая история, и этой отличительной чертой представители династии уже начали гордиться.

Музеи
137 тыс интересуются