Найти в Дзене
VIKENT.RU

КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР

Оглавление

Статья написана в рамках работы над Первым русскоязычным словарем по креативности.

Идея Словаря — Игорь Леонардович Викентьев

Автор статьи — Ксения Александровна Калугина

Изображение сгенерировано leonardo.ai
Изображение сгенерировано leonardo.ai

Ты да я, да мы с тобой...
Ты да я, да мы с тобой...
Землю обойдём, потом махнём на Марс.

Песня из фильма «Тихие троечники» (1980). Слова — Потоцкий Владимир, музыка — Иванов Валерий.

! КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР — объединение результативных творческих личностей, в котором есть свои порядок, правила и инфраструктура, помогающие решать творческие задачи на потоке (рабочее определение).

Честный, Начитанный, Умелый, Общительный и Амбициозный встретились и начали работать, долго и результативно.

ОТКУДА «КЛАСТЕР»?

Существует так называемая Кластерная теория Майкла Портера:

Термин кластер в 1990 году предложил американский экономист Майкл Портер. В его концепции это группа предприятий и организаций, которые взаимосвязаны, действуют в определенном секторе экономики и соседствуют географически.

https://iq.hse.ru/news/655845137.html (Дата обращения 28.04.2024) (Прислал И.Л. Викентьев)

Хотя, конечно, слово «кластер» уже давно в ходу в английском языке в смысле некого собрания или множества.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ:

Сейчас ни для кого не секрет, что когда появляется что-то Новое, то для этого сначала даже нет названия, а когда появляется термин, то он еще долго пере-формулируется. Так было (и пока будет) и с Креативными кластерами.

Прототипы Креативных кластеров появились вовсе не в XXI веке, а уже до нашей эры в Греции. Например, в 3 веке до нашей эры существовал Александрийский Мусеон, это был Исследовательский центр и музей одновременно.

Там работали Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие.

Также можно привести в пример школы древнегреческих мыслителей и ученых Пифагора, Аристотеля, Платона.

Так в школе Пифагора точно были ученики, регулярные занятия, а еще были определенный порядок и организация. У учеников были четко определены права в и первый год сидеть, молчать, слушать и запоминать. На второй год можно было говорить перед старшими учениками и так далее, то есть чем старше был ученик, чем больше испытаний он прошел, тем больше у него было прав. У Пифагора было свое Пифагорейское учение.

Самые первые университеты также строились по типу кластера. Например, считается, что Болонский университет был «основан» в 1088 году. Однако, на самом деле его организовала группа студентов, не по приказу или плану, а по личной инициативе в Болонье, поселении с несколькими тысячами жителей. Притом сначала занятия и собрания проходили в монастырях или частных домах, которые сдавались в аренду. Потом именно университет превратил это поселение в «мегаполис», куда стали стекаться все студенты, желавшие изучить настоящее Римское право.

«Это случай с Ирнерием, которого часто ошибочно считают основателем Alma Mater Studiorum. Выдающийся магистр, как и многие другие, вероятно, уже приобрёл большой опыт в качестве светского преподавателя гуманитарных наук (тривиума: грамматики, риторики и логики), но по сравнению со своими коллегами он был одним из первых, кто изучил и популяризировал с помощью научного метода Corpus Iuris Civilis, римский правовой текст, на котором основывалось преподавание в Болонском университете, а также вся правовая система современной Европы».

https://www.unibo.it/en/university/who-we-are/our-history/nine-centuries-of-history/the-birth-of-the-studium-and-the-commune

И позже, в эпоху Возрождения во многих странах и городах Европы ремесленники объединялись в цеха, гильдии, и братства и т.д. Там тоже существовали определённые порядки и иерархия, но такие объединения могли уже защищать общие права в городских советах.

«Как и повсеместно, гильдии в XIV в. превращались в „закрытые цеха“. Правила ограничивали количество учеников двумя или тремя для одного мастера, допустив рост количества подмастерьев и все более затрудняя процесс получения звания мастера. Помимо высоких взносов, взимаемых за вступление в гильдию и доступ к городским привилегиям, мастерство следовало доказать. Такое требование выдвинули уже в 1313 г. штеттинские кузнецы, в 1360 г. — рижские ювелиры, а десять лет спустя — кожевники из Любека».

Филипп Доллинrep Ганзейский союз. Торговая империя Средневековья от Лондона и Брюгге до Пскова и Новгорода, Центрполиграф. Эл. книга

В нашей стране в недавнем прошлом аналогами Креативных кластеров были «наукограды» в СССР, которые до сих пор успешно функционируют в современной России и показывают результаты.

«Научные городки создавали, чтобы добиваться более высоких результатов работы, экономить ресурсы и обеспечивать хорошие условия для научных сотрудников и инженеров. Исследовательский институт, лаборатории для испытаний, завод, на котором собирают продукцию, жилье работников — всё находилось неподалеку».

Наукограды: от Химок до Сарова https://www.culture.ru/materials/257752/naukogrady-ot-khimok-do-sarova

Общие элементы прототипов Креативных кластеров
Общие элементы прототипов Креативных кластеров

Как мы видим из истории, прототипы Креативных кластеров появлялись для более эффективной передачи знаний, навыков, совместной работы и продвижения результатов работы. Но что же их всех объединяет?

Итак, общие элементы:

— ученые или мастера (или иные Творческие личности) и ученики, то есть работает Передача знаний/умений/идей;

— общие правила и порядок взаимодействия, даже иерархия;

— часто база данных или база знаний в виде библиотек и собраний;

— есть ремесло или учение, то есть некая Методика;

— обучающие площадки для экспериментов и работы.

КАК ЗАРАБОТАЕТ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР?

Лавочки, гирлянды и кофейня? Хм... Есть в каждом городском парке. А когда пойдет Креатив? Как это (за)работает?

Поэтому я отправила вопрос Эксперту № 1 по Креативу в нашей стране, Игорю Леонардовичу Викентьеву на его бесплатную онлайн-консультацию и вот как он отвечает (эта статься во многом написана на основе его ответа):

Скриншот из онлайн-консультации № 361 VIKENT.RU
Скриншот из онлайн-консультации № 361 VIKENT.RU

361-я онлайн-консультация VIKENT.RU от 02 Февраля 2024 года СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСТВА — 2025, минута 19:00. // YouTube https://www.youtube.com/live/Voz1xW5aoMM?si=3ZlXVV9i5RCcuwfY // VK https://vk.com/video-97091082_456239233

Особенно неочевидным и жестким мне представляется пункт третий:

«Соответственно, пункт третий, который вообще очень сильный удар под дых, соответственно, — наличие творческих результатов у всех Участников. Если в сообществе появляется какой-то человек — милый, вежливый, замечательный, но который хронически НЕ имеет результатов — это, соответственно, некое сообщество, творческий коллектив расслабляет».

И.Л. Викентьев (там же)

Ферштейн? или ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ:

1. После прочтения статьи и просмотра онлайн-консультации составьте список всех составляющих Креативного кластера, предложите свои составляющие и обоснуйте их.

2. Что должен делать участник Креативного кластера?

3. Какие могут быть Ошибки в работе Креативного кластера?

PS. После Ваших ответов выйдет статья про Ошибки современных креативных кластеров.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕМЫ ОНЛАЙН-КУРСА VIKENT.RU:

№ 1702: Механизмы (множ, число) деградации новых идей / направлений

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Креативные поселения / города https://vikent.ru/enc-list/category/344/

СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСТВА — 2025 // YouTube https://www.youtube.com/live/Voz1xW5aoMM?si=3ZlXVV9i5RCcuwfY

#ТВОРЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ, как ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ https://www.youtube.com/watch?v=_AV1B6ln_T4

#Креативныйкластер #Креативныеиндустрии #Творческаясоциальнаясеть #Креативность #Кластер #Конкурентоспособность