Найти в Дзене
Кинокультура

«Бруталист» (2024) – монументальный эпос с Эдрианом Броуди в роли архитектора

Три с половиной часа, две главы и 15-минутный антракт – всё это про одного из главных фаворитов грядущего «Оскара» за звание лучшего фильма. «Бруталист» долго добирался до цифрового релиза, но всё-таки успел выйти за несколько недель до церемонии награждения. О том, почему кино вызвало у меня сильные впечатления, рассказываю в новой рецензии. 1947 год. Из темного трюма корабля появляется Ласло Тот, венгерский архитектор, который был вынужден покинуть свою страну и оставить жену-еврейку наедине с ужасами войны. По прибытии в США его встречает перевернутая статуя Свободы, намекающая, что иммигрантские надежды героя эфемерны. Ласло предстоит стоять в голодных очередях, искать работу и крышу над головой. Всё меняется с приходом первого заказчика: сын местного олигарха хочет устроить сюрприз отцу Ли Ван Бюрену, прося отстроить библиотеку с высокими потолками. Ласло старательно применяет навыки, полученные в Баухаусе. Через время Ли Ван Бюрен предлагает ему еще более смелый проект – соединит

Три с половиной часа, две главы и 15-минутный антракт – всё это про одного из главных фаворитов грядущего «Оскара» за звание лучшего фильма.

«Бруталист» долго добирался до цифрового релиза, но всё-таки успел выйти за несколько недель до церемонии награждения. О том, почему кино вызвало у меня сильные впечатления, рассказываю в новой рецензии.

1947 год. Из темного трюма корабля появляется Ласло Тот, венгерский архитектор, который был вынужден покинуть свою страну и оставить жену-еврейку наедине с ужасами войны.

По прибытии в США его встречает перевернутая статуя Свободы, намекающая, что иммигрантские надежды героя эфемерны. Ласло предстоит стоять в голодных очередях, искать работу и крышу над головой. Всё меняется с приходом первого заказчика: сын местного олигарха хочет устроить сюрприз отцу Ли Ван Бюрену, прося отстроить библиотеку с высокими потолками.

Ласло старательно применяет навыки, полученные в Баухаусе. Через время Ли Ван Бюрен предлагает ему еще более смелый проект – соединить церковь и ратушу в одно здание.

-2

Автор фильма Брейди Корбет тоже однажды совершил эмиграцию, но скорее творческую. Оставив актерскую карьеру и пересев за режиссерский стул, он взялся рассказывать про сложные судьбы выдуманных людей.

В дебютном фильме «Детство лидера» (2015) Брейди исследовал процесс воспитания диктатора, живущего лишь в пространстве кино. В «Вокс Люкс» (2018) мы смотрим на придуманную эстрадную жизнь Селесты, которую ожидают трагические события.

«Бруталист» схож с этими двумя лентами, исследуя как общественную трагедию Холокоста, так и личную трагедию никогда не существовавшего архитектора Ласло, который находит больше любви в холодном бетоне, чем в человеческих отношениях.

-3

Общественные ужасы в фильме остаются за кадром и только на слуху, и это уже сильно отличает фильм от «Пианиста» с Эдрианом Броуди. Здесь же у актера стояла совершенно другая задача: изобразить фигуру сломленного человека, который самостоятельно губит личную жизнь.

Раскрыться главному герою помогает усатый Гай Пирс в образе двоякого олигарха. В моменты наблюдения за архитектором он кажется хорошим другом, но его внутренняя природа даст о себе знать далеко не сразу.

Единственное, что станет ясно с первой сцены, Эдриан Броуди и Гай Пирс заслуживают уверенный «Оскар» за такие перфомансы.

-4

Сможет ли сам фильм взять главную награду, вопрос по-настоящему сложный. Кажется, что «Субстанция» может забрать это звание (да и для меня она остается фаворитом 2024 года). Но, пожалуй, кинематограф давно не видел таких масштабных олдскульных фильмов.

Корбет щепетильно относится к каждому кадру, снимает на 16-милимитровую пленку с оглядкой на творчество Стэнли Кубрика и Орсона Уэллса. Еще больше покоряет музыка британца Дэниела Блумберга, где за тревогу отвечает фортепиано, а за смену настроения – восхитительный джаз.

Кино идет три с половиной часа, но благодаря цифровому релизу его можно разделить на два вечера, не нарушив при этом художественную целостность – сам режиссер делит свое кино на две главы с антрактом. Отличная возможность самому решить, какой длины будет антракт.