Найти в Дзене
Исторические мелочи

О высокой значимости цвета галстука (при атрибуции портретов)

Всем знакомым с многочисленными на Дзене материалами из серии «Амурные тайны Романовых», безусловно, известен портрет офицера-кавалергарда Алексея Яковлевича Охотникова (1780-1807). А.Я. Охотников вошел в историю прежде всего как (предполагаемый) возлюбленный императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, возможный отец ее ребенка. Одеяние Алексея Яковлевича на портрете я всегда идентифицировал как «ранний», то есть начала александровского царствования, темно-зеленый (не «парадный», в отличие от красного) вицмундир Кавалергардского полка. В недавно мною раздобытом сборнике материалов второй конференции «Габаевские чтения» есть статья О.Г. Леонова и Г.В. Протасенко, которая в целом подтверждает такой мой вывод. С той разницей, что в регламентирующем документе 1802 г., устанавливающем такой предмет одежды, он назван не вицмундиром, а сюртуком («сертуком»). Он имел фрачный покрой (!) и был однобортным. Таким образом, в этот период термин «сюртук» употребляется в России в том же знач

Всем знакомым с многочисленными на Дзене материалами из серии «Амурные тайны Романовых», безусловно, известен портрет офицера-кавалергарда Алексея Яковлевича Охотникова (1780-1807). А.Я. Охотников вошел в историю прежде всего как (предполагаемый) возлюбленный императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, возможный отец ее ребенка.

Одеяние Алексея Яковлевича на портрете я всегда идентифицировал как «ранний», то есть начала александровского царствования, темно-зеленый (не «парадный», в отличие от красного) вицмундир Кавалергардского полка. В недавно мною раздобытом сборнике материалов второй конференции «Габаевские чтения» есть статья О.Г. Леонова и Г.В. Протасенко, которая в целом подтверждает такой мой вывод. С той разницей, что в регламентирующем документе 1802 г., устанавливающем такой предмет одежды, он назван не вицмундиром, а сюртуком («сертуком»). Он имел фрачный покрой (!) и был однобортным. Таким образом, в этот период термин «сюртук» употребляется в России в том же значении, что во французском языке, для обозначения предмета одежды фрачного покроя, а не в более привычном для русского языка значении длинного одеяния с прямыми полами (по французской классификации – редингота).

Итак, кавалергардский офицерский сюртук образца 1802 г. был темно-зеленым, однобортным, имел черный воротник и серебряного цвета пуговицы. При этом он также должен был иметь на левом плече погон, которого на портрете Охотникова не наблюдается.

А теперь посмотрим, вот, на этот портрет

-2

На портретируемом темно-зеленый однобортный предмет одежды с черным высоким воротником и серебряными пуговицами. Неужели еще один кавалергард в сюртуке образца 1802 г.? Прическа в виде напудренных волос, но без буклей, позволяет датировать данный портрет также первыми годами царствования Александра I, то есть периодом ношения сюртука 1802 г.

Вот только галстук на этом молодом человеке не черный, как у Охотникова, «военный», а белый, ставший с начала XIX в. признаком статского мундира. Таким образом, перед нами чиновник статского ведомства, мундиры которого имели тот же «основной» цвет, приборный цвет (цвет отделки) и приборный металл (цвет пуговиц), что и вицмундиры (сюртуки) Кавалергардского полка.

Это ведомство иностранных дел. К счастью, имя запечатленного на последнем портрете молодого человека известно. Это Сергей Васильевич Шереметев (1786-1834). С 1801 г. он состоял на службе в Государственной коллегии иностранных дел, в 1806-10 гг. был переводчиком при посольстве в Вене.

А еще у Н.И. Аргунова есть вот такой портрет 1801 г.

-3

Официально он числится как «Портрет неизвестного в зелёном кафтане», но, по одной из версий, является изображением Якова Петровича Реметева (1775 – 1845) – побочного сына графа Петра Борисовича Шереметева (1713 – 1788), а, следственно, дальнего родственника Сергея Васильевича Шереметева с предыдущего портрета. Я не располагаю сведениями об этапах служебной карьеры Я.П. Реметева, известно лишь, что был он «капитан Л.-гв. Преображенского полка, потом действительный статский советник». Однако на портрете изображен опять-таки чиновник ведомства иностранных дел. Если Я.П. Реметев служил здесь, это может быть он, если нет, то соответственно, это не он.

Вот насколько важна, казалось бы, незначительная деталь – цвет галстука. Галстук черный – и перед нами кавалергард. Он белый – и портретируемый оказывается чиновником ведомства иностранных дел.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.