«Советская власть хочет снять купола с нашей церкви, но их можно оставить, так как это сделали верующие Апраксинской и Любовниковской церквей, которые не только отстояли колокола, но и имеют звон. Оставление колоколов зависит от вас- хотите, то примите меры.» - слова отца Александра после службы перед жителями села и прихода Успенской церкви, что в Иванниково.
Это и другие высказывания в дальнейшем послужат основой в заключении по делу №1414 по обвинению служителя религиозного культа.
На трех отсканированных пожелтевших листах с потрескавшимися краями запечатлен момент, который буквально не укладывается у меня в голове. Можно долго скользить взглядом по строчкам, где вменялось за «…антисоветскую агитацию», «…ведение контрреволюционной деятельности» и тд. Суть в том, что за этими шаблонными фразами стояло одно- любой ценой уничтожить того, кто пошел против системы, взято с
Какая-то часть истории села Иванниково безвозвратно утеряна.
Так, для примера, возле церкви стояла усадьба Павла Петровича Протасьева, на чьи средства и была возведена в 1819 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы. Или для понимания масштабов населенности этих костромских земель, стоит отметить, что деревни по округе быстро набирали силу. Так, прихожанами на момент середины 19 века числились около 800 человек, а в 1911 г. их уже было 1.100.
Этот пост начат с цитаты. А началось всё с того, что, согласно постановлению колхозников, Горсовета и Облисполкома на 19 декабря 1934 г. было назначено снятие колоколов с Успенской церкви.
Нам с вами, как части современного общества, наверно, никогда не понять той «бюрократической мясорубки тридцатых». На момент ведения следствия о.Александр находился под стражей Костромской ЗИТК, впоследствии признал себя виновным. Приговор от 01.04.1935 г. гласил, что обвиняемого переведут для отбывания наказания в ИТК сроком на пять лет. Больше об этом священнослужителе никто не слышал. Реабилитирован 16 июня 1989 г.
Успенская церковь, согласно найденным документам, была закрыта в 1942 г. Далее, по просьбе Облисполкома в 1954 г. была передана в пользование Костромского райпромкомбината, и тогда в пустых стенах церкви разместили швейный цех. Заброшена с 1960-х гг.
На стенах и сводах остались еле читаемые следы росписи (выполнена в первой половине 19в.) – Саваоф, парящий ангел на восточной стене и сохранившийся левый край «Тайной вечери» на алтарном своде мне запомнились более всего. Церковь, которой изначально не было в маршруте от слова «совсем», так как не было на нее времени, буквально задала настроение перед въездом в Кострому.
Ну а то, во что превратилась Успенская церковь видно на фото. Грустно. Печально. Внутри подготовлены стройматериалы в небольшом количестве. Будет радостно и интересно однажды увидеть, что ее возрождают.
Но, знаете о чем я думаю- голос одного человека был заглушен молчанием огромной толпы. Как говорит моя бабуля «страшное время было, Марин». И некий итог - как же всё иначе видится спустя время…