Посещение ремонтной мастерской привлекло внимание стоматолога и взволновало исследователей по всему миру.
Древняя челюстная кость, сохранившаяся в камне в течение миллионов лет: это своего рода открытие, над которым ученые работают годами. Но что, если челюстная кость случайно застряла в травертиновой напольной плитке?
Это история, которая недавно развернулась в Reddit, когда анонимный автор поста в Турции загрузил изображение того, что выглядело как поперечное сечение человеческой нижней челюсти, вставленное в плитку в недавно отремонтированном доме их родителей.
Это может звучать как очередная интернет-сказка, даже несмотря на то, что анонимный автор сообщения добровольно заявил, что он стоматолог по профессии, и узнал челюстную кость с первого взгляда. Но никого не могут не убедить фотографии: в полированной поверхности травертина аккуратно заключена нижняя челюсть, разрезанная сбоку по крайней мере через пять зубцов.
Открытие открывает тайну. Кому принадлежала эта древняя челюстная кость, как она оказалась в плитке ванной комнаты и где находится остальная часть тела?
Истории в камне
Травертин образуется возле источников, где вода насыщена растворенным карбонатом кальция. Этот карбонат кальция образует слои породы, своего рода массивную естественную версию известковых отложений на трубах и арматуре домов с жесткой водой. По мере своего формирования скала может заключать в себе листья, древесину и останки животных, в том числе древних гомининов. Эти слои травертина могут образовывать впечатляющие каскады, подобные тем, что находятся в Маммот-Хот-Спрингс в Йеллоустонском национальном парке.
Подобные образования можно увидеть в провинции Денизли на юго-востоке Турции. Поразительные полосы залежей травертина в этой местности делают камень популярным для использования в домах и коммерческих зданиях. В 2002 году Мехмет Джихат Альчичек, профессор геологии в Университете Паммукале, изучал окаменелости в грубо обработанных травертиновых панелях недалеко от деревни Коджабаш, когда увидел очертания черепа, похожего на человеческий. Альчичек и специалисты по анатомии и геологии в конечном итоге определили, что череп принадлежал человеку Homo erectus, который жил между 1,6 и 1,2 миллионами лет назад. Все, что осталось, — это скошенный срез от брови к задней части черепа, толщиной всего полтора дюйма. Никаких других частей так и не было найдено.
Тем не менее, этот кусочек черепа бесценен. Турция и окружающий регион имеют решающее значение для понимания связей и миграций предков человека между Африкой, Азией и Европой. Гоминины появились в Африке и жили там по крайней мере четыре миллиона лет, прежде чем о них узнали из Евразии. Внешний вид Homo erectus Окаменелости 1,8 миллиона лет назад в Дманиси, в Республике Грузия, сопровождались многими новшествами в форме тела и поведении. Этот ранний успех быстро привел Homo erectus в Китай и Индонезию. Но летопись окаменелостей в Турции, вероятном перекрестке для Homo erectus, перемещающегося из Африки на Кавказ и указывающей на восток, хранила молчание до открытия черепа из Коджабаша, который показывает, что наши очень древние предки также оставались в этом регионе. Что в конечном итоге произошло с эректусами в этом районе, остается неизвестным.
Потрясающий образец
Войдите в новую челюстную кость, застрявшую в травертиновой плитке, у которой еще нет названия или известной личности. По мере того, как появлялись обновления в посте на Reddit, стало ясно, что источником камня была Турция, и антропологи по всему миру ухватились за возможность изучить челюсть.
Хотя никаких планов пока нет, любое исследование, скорее всего, начнется с удаления челюсти и окружающего травертина в лабораторию для компьютерной томографии, за которой последует кропотливая работа по удалению кости из породы.
Сегодняшние подходы могут вырвать удивительное количество информации из такой окаменелости, как эта.
Первая цель будет заключаться в том, чтобы определить возраст кости. Чтобы определить возраст черепа из Коджабаша, команда международных исследователей использовала метод, известный как космогенное нуклидное датирование. Высокоэнергетические частицы, известные как космические лучи, бомбардируют Землю все время, но редко проникают более чем на пару ярдов в поверхность нашей планеты. Когда эти частицы сталкиваются с минералами, содержащими кислород и кремний, они превращают некоторые атомы в радиоактивные изотопы. Будучи закопанными достаточно глубоко, эти изотопы больше не производятся новыми космическими лучами и медленно распадаются. Взяв образцы кристаллов кварца из травертиновой плитки и измерив скорость распада радиоактивных изотопов, можно определить, как давно владелец древней челюстной кости подвергся воздействию на поверхности Земли.
Челюстная кость также имеет важную часть, которой нет в черепе Коджабаша: зубы. Зубы являются капсулами времени многих частей ранней жизни человека и могут быть самыми мощными инструментами для размещения окаменелостей на более широком генеалогическом древе. Изучая приращения роста эмали, исследователи могут изучить сроки многих событий, включая рождение, отлучение от груди и созревание. Сезонные стрессы и периоды, когда человек страдал от болезни, могут быть зарегистрированы в эмали. Вокруг корней зубов образуются слои вещества, называемого цементом, которое также может сохранять следы значительных жизненных нагрузок.
Другие следы сохраняются на поверхности зубов в твердой грязи, известной как зубной камень, который может содержать крошечные окаменелости частиц пищи и микробов. Химические следы жиров, белков и даже дыма также могут задерживаться в конкремне.
Самым большим из всех потенциальных источников информации о древнем человеке является ДНК. Исследователям удалось секвенировать древний геном — 6 миллиардов пар оснований — из нескольких миллиграммов костного порошка. Полученные данные помогают связать древние группы, такие как неандертальцы, с сегодняшними человеческими популяциями и позволяют изучать их иммунную систему, метаболизм и другие адаптации.
Но ДНК не вечна. Его сохранность в древних костях зависит от температуры и химической среды. Лучше всего сохранившиеся древние геномы происходят из холодных пещер. Формирование травертина в теплых источниках не кажется столь перспективным. Тем не менее, невозможно быть уверенным в этом, не попробовав. К счастью, генетикам не нужно брать образцы самой челюсти, чтобы получить представление о том, сохраняется ли ДНК, потому что они могут экспериментировать на костях животных или зубах из того же месторождения.
Самый дальний из дальних планов — это шанс найти больше скелета. Большинство окаменелостей гоминидов представляют собой лишь одну часть или фрагмент кости. Но, по крайней мере, где-то может существовать другая сторона травертиновой панели с челюстью, которая удерживает половину нижней челюсти и другие зубы внутри. Другие кости также могли быть разрезаны на панели, большинство из которых гораздо менее узнаваемы. Но если кто-то не смотрел на множество поперечных сечений человеческих костей, они вряд ли будут выделяться, даже если они встроены в кафельный пол.