Слободская и сейчас весьма недлинная, а изначально была вообще очень короткой. До улицы Ленина она не доходила, упираясь в военные казармы и плац там, где сейчас площадь Блюхера и улица Гамарника. До Волочаевской не доходила тем более, заканчиваясь в овраге и болоте примерно в районе улицы Блюхера. Название свое Слободская получила от Хохлацкой слободки (в раннесоветский период переименованной в Украинскую), главным «бродвеем» которой, собственно, и была.
Появилась Слободская вместе со слободкой примерно в конце 19 века и испокон веков славилась своей непревзойденной грязью (наряду, кстати, с улицей Пушкина, с которой теперь составляет единое целое).
- Рабочему, чтобы попасть из Украинской слободки в город, надо одевать полуболотные сапоги или обходить грязь, делая огромные лишние концы, – писала в 1933 году местная пресса.
Жили здесь очень небогатые люди, которые строили себе простейшие дома. Три образца изначальной застройки, датируемые по кадастру 1913-1914 годами, сохранились по сей день.
Два из них имеют адреса «переулок Лагерный», причем от самого переулка давно ничего не осталось.
Название Лагерный переулок получил не в честь концлагеря (хотя какая-то зона здесь была в 1930-40-е годы), а в честь армии. На картах начала 20 века вся огромная местность от Волочаевского городка до улиц Волочаевской и Ленина была обозначена как «военные лагеря».
Почти все казармы по Ленина, которые были лишь небольшим ответвлением гигантского военного городка (о нем мы частично рассказывали здесь), в 1930-50-е годы были надстроены и сохранились до сих пор, а ту, что «запирала» Слободскую, снесли.
Сделали это во второй половине 1950-х годов, когда по первому полноценному генплану Хабаровска проектировщики предусмотрели соединение Слободской с Пушкина и новую площадь, уравновешивающую площадь Ленина.
Можно подумать, что кривой перекресток получился потому, что сначала Слободскую соединили с Пушкина, «объехав» еще стоящее здание, а потом уже сделали все остальное, но нет.
Просто две улицы не совпадали на местности (хотя по картам шли вровень) и их соединили простейшим и кратчайшим путем по диагонали. При этом кривизне нового перекрестка Ленина-Пушкина-Слободская элементарно не придали значения, пожертвовав удобством автомобилистов в пользу правильных линий площади (дорожный трафик был тогда очень небольшой и сильных затруднений не предвещал).
В пользу этого объяснения говорит то, что и перекресток Пушкина-Карла Маркса тоже слегка кривоватый. А ведь появился он похожим образом и в то же время. Улица Пушкина тоже изначально была очень короткой, тоже упиралась после площади Ленина в застройку и тоже была продлена до Амурского бульвара в конце 1950-начале 1960-х годов.
Кстати, известно, что городские власти изначально хотели назвать получившуюся новую площадь именем Пушкина. Сюда же, вроде бы, хотели перенести памятник поэту от педагогического института. Но тут вмешались военные, которые имели тогда большое влияние в Хабаровске, и новое общественное пространство получило имя недавно реабилитированного маршала Блюхера.
Эта площадь, кстати, с самого начала своего существования была убогой и заброшенной, пока ее капитально не реконструировал застройщик ПИК при губернаторе Дегтяреве.
Слободская тоже пребывала в первобытном состоянии, теряясь в овраге, вплоть до наших дней, хотя на ней неоднократно планировались грандиозные проекты.
Так, по одному из вариантов генплана 1960-х годов по Знаменщикова (или Джамбула)-Пушкина-Слободской планировалось пробить главную городскую магистраль.
В 1980-х здесь, приблизительно в районе Слободской,19 – Шеронова,10 собирались строить отель международного уровня. Возводить его хотели совместно со специалистами КНДР, которые уже имели, в отличие от нас, опыт строительства высотных монолитных сооружений.
35-этажный отель на 1000 мест должен был стать самым высоким зданием в Хабаровске, но проектирование и переговоры шли так долго, что дотянулись до конца перестройки и все закончилось само собой. Оно и к лучшему - если бы это сооружение все же начали строить перед развалом СССР, оно бы сейчас представляло собой примерно то же, что руины брошенного полиграфического комплекса в Северном.
Этой улице и без того всегда везло на всевозможные недострои.
Это, например, огромный дом на Слободской, 21. Его начали возводить в 80-х для завода «Промсвязь». Проект предусматривал строительство 240 квартир в три очереди: по два подъезда в каждой. Когда четыре подъезда были сданы и заселены, развалился СССР, завод стал умирать и продал «незавершенку». Дом окончательно достроил новый хозяин лишь в 1999 году. Кстати, в этом МКД образовали одно из первых в городе ТСЖ. Точнее, сразу два – в новой и старой части. И они очень долго друг с другом воевали.
Стоявшая недостроенной почти 20 лет панелька (ее начали возводить железнодорожники, но бросили по неизвестной причине), сейчас «приписанная» к Павловича, 5, даже имела в свое время имя собственное – «Дом поршней». Здесь постоянно проводились игры в энкаунтер (в честь одной из команд которого дом и назвали), тусовались индустриальщики, сталкеры, роуп-джамперы, и вообще все, кому не лень. Уличные художники умудрились нарисовать на весь дом две огромные ноги в кроссовках, что очень выделяло эту заброшку. Купили и доделали панельку в начале 2010-х годов инвесторы из Иркутска. При достройке ее разрисовали веселенькими воздушными шарами и облаками, что, в свою очередь, похоже, дало имя современному трехкорпусному ЖК по соседству.
Ну и конечно, самый знаменитый и таинственный недострой – это казначейство на пересечении с Волочаевской. Его стали возводить в 2007 году, но в 2009-м, когда работы были уже на стадии завершения, стройка внезапно остановилась и более не возобновлялась.
Произошло это вскоре после того, как ранним утром 29 октября 2009 года Елена Ганушкина, руководитель Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, как обычно приехала проверить ход строительных работ на объекте, но в итоге, при загадочных обстоятельствах, упала с крыши и погибла.
Об этой трагедии сообщили в тот день многие СМИ, журналисты и простые горожане строили различные предположения о том, что могло произойти. Информацию об обстоятельствах смерти руководителя управления в Сети найти нетрудно, но о том, к каким выводам в итоге пришло следствие, данных в открытых источниках нет.
В прошлом году федеральный оператор недвижимости продал здание за сто с лишним миллионов. Предположительно, здесь будет бизнес-центр с офисами под аренду.
Рядом с казначейством находится еще одно знаковое для Хабаровска здание – бывший роддом № 2, 1950 года постройки. Его тихонько закрыли при никоновской оптимизации, отныне это склад КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», больше известного хабаровчанам как «Фармация».
Кстати, собственно перекресток Слободская-Волочаевская появился совсем недавно по историческим меркам – в октябре 2011 года. Ранее нормальная проезжая часть по этой улице была только до Гамарника. Далее до улицы Блюхера шло некое подобие грунтовой сельской дороги, а потом даже направление отсутствовало. Вплоть до Волочаевской шел овраг с ручьем Лагерным и обширным болотом, где квакали лягушки и гнездились утки.
С новой трехполосной автодорогой строители управились всего за полгода. При этом, как ни странно, трудоемкость и стоимость 700-метрового существовавшего направления от Гамарника и нового 300-метрового от Блюхера получилась примерно одинаковой. Первый участок был просто длиннее - там понадобится больше асфальта. А на втором отрезке было значительно больше земляных работ.
Отметим, что прокладка дороги была синхронизирована с сооружением ЖК «Дендрарий», которым занимался мэрский Фонд жилищного строительства.
На церемонии открытия реконструированной Слободской тогдашний легендарный руководитель управления дорог и внешнего благоустройства мэрии Хабаровска Олег Гроо пообещал, что покрытие здесь прослужит без ремонта лет пятнадцать и латать ямы каждый год не придется. И, в общем-то, почти не обманул. Капитальный ремонт проезжей части в итоге сделали в 2022 году, спустя 11 лет.
Кстати, во время продления Слободской городские власти вернулись к идее сделать сквозную магистраль Джамбула-Пушкина-Слободская, пожертвовав частью Амурского бульвара. Но до реальных шагов дело не дошло.
Напоследок надо сказать, что даже сейчас эта улица – самая незастроенная в центре города. Помимо островков частного сектора в ее окрестностях масса пустырей, гаражей, плюс остатки оврага. Неожиданно во дворах можно встретить разные странные объекты типа сквера, обнесенного забором, но со стоящим внутри, опять же, гаражом.
Однако в ближайшее время высоток на Слободской сильно прибавится. Например, известно, что неподалеку от Дальневосточного юридического института МВД РФ ближе к Волочаевской проектируется комплекс из 4 домов.
Кроме того, анонсировалась новая улица имени Сунгоркина, которая соединит Павловича и Слободскую в районе переулка Смены, вкупе со строительством нового микрорайона.
Напомним, ранее мы рассказывали об улице Калинина, самой многослойной и загадочной в Хабаровске; о «генеральском квартале» в границах Истомина-Калинина и вообще о всей улице Серышева; о жилом районе ХНПЗ, который построили с другой стороны Джамбула, но потом перенесли на нынешнее место; об улице Льва Толстого с цирком и другими аттракционами; странном поселке Рыбак, что появился вдали от Амура и других водоемов. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: Гродековский музей, госархив Хабаровского края