Сериал «Доктор Кто» не ограничивается повествованием о Повелителе Времени и его спутниках. На других планетах и в разные временные периоды они сталкиваются с разными второстепенными персонажами, которые создают уникальную атмосферу в каждой серии, зачастую меняя ход повествования. Цель статьи — разделить таких героев по разным категориям, чтобы понять, какие повествовательные приёмы работают во вселенной.
Серия статей по сериалу «Доктор Кто» посвящена 20-летию возрождённой легенды. С другими историями вы можете ознакомиться здесь:
Когда «Доктор Кто» становится хоррором
Хоррор — вовсе не тот жанр, к которому традиционно относят сериал. Но некоторые эпизоды слишком выбиваются из того, что мы привыкли видеть. Так, например, получилось в серии «Прячься». Алек Палмер, учёный и исследователь паранормальных явлений, покупает очень страшный дом и с помощью медиума ищет в нём призрака. И довольно успешно, потому что призрак регулярно появляется, что создаёт ряд действительно пугающих моментов. Концовка эпизода более чем непредсказуема, так что крайне рекомендую к просмотру.
Не просто злодеи
Кроме приятных и милых личностей в сериале регулярно встречаются персонажи, после встречи с которыми Доктор задаётся вопросом, стоит ли ему вообще рисковать жизнью ради человечества. В эпизоде «Путешествие к центру ТАРДИС» мы знакомимся с 3-мя братьями Ван Бааленами: Грегором, Брэмом и Трики. Это миниатюрная история где-то в далёкой-далёкой галактике, но жестокость человеческой натуры она показывает лучше, чем масштабные серии с кучей персонажей, локаций и действий.
Брэм и Грегор как-то сказали Трики, что он андроид, а потому не такой, как они, и не должен выполнять каких-то важных функций. Позже мы узнаем, что Трики — настоящий человек, который в результате аварии потерял память и для выживания должен был поставить несколько имплантов. В результате этого он получил несколько способностей, включая сканирование местности, а его голос местами менялся на синтетический. Вся эта ложь появилась на пустом месте просто потому, что двум братьям было интересно подшутить над третьим. Жестокость, которая начинается с простой шутки... как это по-людски.
Серия также исследует темы жадности и её последствий. Грегор представляет собой человека, готового на всё ради достижения своих целей, включая применение запрещённых технологий, которые в том числе чуть не уничтожили ТАРДИС вместе с Кларой. Так что Доктор в этом эпизоде был как никогда зол и угрожал троим братьям уничтожением корабля, если они не успеют найти его спутницу за 30 минут. Мем «это не меня заперли с вами, это вас заперли со мной» здесь очень даже кстати.
Эпизод «Будь вечны наши жизни» напоминает зрителям, почему Доктор так ненавидит оружие. В ходе приключений, оказавшись на новом космическом корабле, Доктора, Билл, Народола и Мисси пытается задержать Жорж — один из членов экипажа. Почувствовав угрозу от человека, которым из четверых являлась только Билл, он стреляет в неё. Сцена разворачивается очень быстро, к девушке прибегают фигуры в белых халатах и уносят на нижние уровни для «починки».
Выведав всю информацию у гуманоида, Доктор вырубает Жоржа венерианским айкидо, для которого нужны четыре руки. Но, как признаётся пришелец, у него много скрытых талантов и рук.
В такие моменты мы вспоминаем, что Доктор — не тот обаятельный и мягкий пришелец, которого все привыкли видеть. Главный герой — бывший солдат, побывавший на самой масштабной войне. Если дело доходит до жизни тех людей, которых он любит, Доктор становится холодной и жестокой машиной.
Поддержка главного героя
Трио Вастра+Дженни+Стракс стало одной из лучших находок эпохи 11-го Доктора и Клары. А ещё это тот случай, когда репрезентация ЛГБТ-сообщества (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории РФ) отлично вписана в сюжет и не ломает ход повествования притягиванием гомосексуальной любви за уши.
Вместе они оказывают как интеллектуальную поддержку Доктору, когда он оказывается в Викторианской Англии, так и показывают огневую мощь. Дженни владеет рукопашным боем, сонтаранец Стракс врывается в битву с карабином. Мадам Вастра же, силурианский воин, использует более изящное холодное оружие.
Жертвенность, человечность и лидерство
Что получится, если совместить нежелание 1-го и 12-го Докторов регенерировать и капитана Первой мировой войны? Получится рождественский спецвыпуск «Дважды во времени». Говоря о единственном человеке во встретившейся троице, его имя мы узнаем только в последние минуты серии, что является некоторым спойлером, так что я продолжу его звать просто - Капитаном.
Капитан — обычный человек, сражающийся против Германии в 1914 году. 24 декабря был ранен и оказался внутри некоего кратера, целясь в такого же раненого немца, который целился в него. Однако что-то вырывает его из этого неприятного положения, и он оказывается рядом с двумя Повелителями Времени. Они берут его с собой, пытаясь выяснить, что вообще происходит.
Подслушивая разговор Докторов с похитившим их всех пилотом другого космического корабля, капитан узнаёт, что стеклянный аватар хочет выменять его на Билл Поттс. Понимая, что дни его всё равно сочтены, он бы и рад предложить такую сделку, своей смертью спасая другого человека. Опуская прочие подробности, в конце Докторам приходится вернуть Капитана на поле битвы с одной хитростью — вернуть его спустя несколько часов, когда 24 декабря 1914 года началось реальное историческое событие — Рождественское перемирие — одно из нечастых проявлений человечности на войне.
В эпизоде «Пожиратели света» Доктор, Билл и Нардол пытаются найти ответ на вопрос, что стало с IX Испанским легионом во II веке нашей эры. Очевидно, что и здесь не обошлось без инопланетного вмешательства.
Кар, будучи лидером племени пиктов, стерегла некие врата. Узнав о приближении легиона, она выпустила из них пожирателя света, так как для защиты своих дома и людей была готова на всё.
Эпизод исследует темы жертвенности и лидерства, а интересы легиона и племени пиктов оказываются очень схожи. В этой серии, несмотря на недавно прошедшую битву, мы имеем дело не с солдатами, а с совсем ещё молодыми и напуганными юношами и девушками, которые столкнулись с угрозой похлеще друг друга.
Чудовище, выпущенное Кар, перебило большую часть легиона. Остатки спрятались и затаились, пытаясь придумать, что делать дальше. Совсем ещё мальчишки, и самому старшему было 18 лет. И предки шотландцев не то чтобы были старше.
Пришло время взрослеть, и, став союзниками с бывшими врагами, они коллективно загоняют чудовище обратно в его портал. Кар решает войти в него и биться, давая миру спокойно жить и развиваться без страха, что Солнце и звёзды съедят. Тогда её поддерживают и остатки легиона.
Имя Кар увековечивает её племя, научив ворон выкрикивать её имя. Так история показывает, что лидерство может быть как благословением, так и проклятием.
Война и мир
Ледяные воины появились в сериале с 1960-х годов. Древняя раса марсиан, такая же противоречивая, как и человечество. Не могла её приписать ни к злодеям, ни к героям, так что пусть лучше побудут здесь. Описание 12-го Доктора прекрасно отражает их суть, поэтично, как и всегда:
Ледяные воины, они могут построить город под пустыней и залить снега Марса невинной кровью. Они способны уничтожать цивилизации и плакать над сломанным цветком.
Ледяные воины символизируют разрушительную силу войны и её влияние на цивилизации. Их история показывает, как конфликты могут уничтожить даже самые развитые общества. Их встреча на Марсе с солдатами Викторианской Англии (да-да, это Доктор Кто, а вы чего ждали?) поднимает проблему войны и мира, а заодно является очередной попыткой сценаристов осмыслить британское колониальное прошлое. Прибыв на другую планету, они решили сделать её частью Британской империи, что, естественно, не понравилось пробуждённым коренным жителям.
А заодно в серии поднимаются вопросы целей войны, трусости и смелости, жадности и тяжёлого выбора Доктора: кого из двух агрессивных сторон ему поддержать — тех, кто является захватчиком, или тех, кто непременно уничтожит всех захватчиков до единого.
Связь с реальностью
Доктор вечно куда-то бежит, летает или ходит. Несмотря на частое пребывание на Земле, наши будни ему кажутся невероятно скучными. И вот в серии «Сила трёх» на улицах планеты появляются чёрные кубы. Они ничего не делают, кажется, что ничем не угрожают. Однако Доктор уверен, что это нечто появилось из космоса и может быть опасно, поэтому остаётся у Эмми с Рори наблюдать, когда они начнут проявлять агрессию, чтобы вовремя предупредить гибель его любимого человечества. Однако очень скоро он начинает изнывать от скуки.
В противоположность ему ставится отец Рори — Брайан Уильямс, которого Доктор оставляет на 4 дня в ТАРДИС наблюдать за кубами. И он даже не замечает, как пронеслось это время.
Так по-человечески, но такой расклад вещей не устраивает Доктора, и он умоляет Эми с Рори отправиться хоть куда-нибудь во Вселенной, чтобы развеяться. Медбрат осаживает путешественника во времени, говоря, что их жизнь не менее важна, чем процессы, происходящие на других планетах. Доктор, разумеется, подобное не понимает.
Однако, оставшись надолго на Земле, в конце концов у главного героя получается отметить преимущества спокойной и размеренной человеческой жизни. Брайан Уильямс действительно добавляет эмоциональной глубины истории, даря Доктору, Эми и Рори ощущение семьи, теплоты и поддержки.
Другая связь с реальностью — это добавление исторических персонажей. Уинстон Черчилль появлялся в сериале многократно, и примера лучше не найти. Пожалуй, это самый известный британский политик. Его роль — это не только отсылка, но и напоминание о том, как Доктор влияет на ключевые моменты человеческой истории. Черчилль символизирует силу человеческого духа и решимость в трудные времена.
Немножко сумасшествия
Пожалуй, одной из самых ярких и красочных серий ньюскула является «Серебряный кошмар» («Кошмар в серебряных тонах»), когда Доктор, Клара и двое детей — Энджи и Арти — прибыли на планету с парком аттракционов, потому что последние умели шантажировать няню. Семейный отдых не удался, и первый, кого они встретили, был Уэбли, что-то вроде сторожа-коллекционера. По приказу императора парк был закрыт, а он остался.
Судя по всему, в затворничестве был он достаточно долго, поэтому оброс замечательной коллекцией со всего парка. Любителям отсылок первые 10 минут серии очень понравятся.
Заключение
Второстепенные персонажи в «Докторе Кто» — это не просто фон для приключений Доктора. Они добавляют глубину, эмоции и смысл каждой истории. От жадных братьев, которые заставляют задуматься о природе зла, до реальных исторических деятелей, которые сталкивают вселенную научной фантастики с реальным миром — каждый из них играет свою уникальную роль. Именно благодаря этим персонажам «Доктор Кто» настолько богат, многогранен и любим своей аудиторией.
Как говорил сам Доктор: «В конце концов, мы все — истории… Просто постарайся быть хорошей, ладно?» И второстепенные персонажи — это те, кто вносит свой не второстепенный вклад в становление этих историй великими и запоминающимися.