Найти в Дзене
Minsknews.by

Этот фильм в СССР снял японский режиссер. Во что обошлась «Мосфильму» оскароносная картина «Дерсу Узала»

Оглавление

Как знаменитый японский режиссер Акира Куросава расторгнул контракт с голливудской студией, уехал снимать в СССР «Дерсу Узала», а потом вернулся в США с триумфом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

О чем кино

Фильм рассказывает об опасных путешествиях писателя Владимира Арсеньева и его проводника Дерсу Узала в Уссурийской тайге в начале ХХ века.

Несговорчивый мастер

Японского режиссера Акиру Куросаву почитали кинематографисты во всем мире за особое умение выстраивать сюжет и композицию. Его подходы к драматургии перенимали американские, европейские и некоторые советские постановщики. К слову, в конце 1960-х Куросаву пригласили в Голливуд в качестве режиссера ленты «Тора! Тора! Тора!». Она повествует об атаке японского флота на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Акира привык к главенствующей роли в вопросах кинопроизводства. Но в американских фильмах последнее слово остается за продюсерами. С оглядкой на мировой прокат они хотели видеть в картине постельные сцены, лирическую линию, а постановщик наотрез от этого отказывался. Не устраивало его и число предоставленных самолетов для сцены нападения на корабли. Назревали еще конфликты. В итоге Куросава расторгнул контракт, заплатив огромную неустойку. В 1970-м на родине снял ленту «Под стук трамвайных колес», которая провалилась в прокате. Череда неудач привела мастера к депрессии. Он пытался покончить с собой. Информация просочилась в прессу, так как режиссера долго спасали в больнице.

В кинематографическом сообществе Союза коллегу уважали и после неурядиц в его жизни пригласили в Москву. Здесь ему предложили создать что-то по мотивам русской классики на базе «Мосфильма», тем более опыт имелся. Неожиданно для всех он захотел экранизировать повести «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» русского путешественника, географа Владимира Арсеньева. Прототип главного героя — Дерсу Узала — невымышленный. Это реальный человек, который был проводником в экспедициях по Дальнему Востоку. Он погиб в 1908 году от рук беглого каторжника.

Руководство студии удивилось выбору, но дало согласие. Прекрасный кинодраматург Юрий Нагибин написал сценарий. Однако адаптация повестей не устроила Куросаву. Он сам попытался создать литературную основу. Ее не приняла советская сторона. Нагибина направили на месяц в Страну восходящего солнца для соавторства. Строптивый постановщик отвергал все предложения сценариста, настаивал на собственной интерпретации. Юрию ничего не оставалось, как поставить подпись под сценарием Акиры, иначе проект не состоялся бы. Соавторство — условие Госкино СССР.

-3

Формально картина советско-японская. Но у студии Куросавы «Ателье-41» не имелось средств. Все расходы взял на себя «Мосфильм», вложив в производство, как зафиксировано в документах для последующих кинофестивалей, свыше 4 млн долларов. Примерно столько же в 1960-х стоила каждая лента о Джеймсе Бонде.

Искали на вертолете

Подготовительный период растянулся надолго, в том числе в связи с подбором актеров. Режиссер планировал позвать на главную роль Дерсу японского исполнителя Тосиро Мифунэ, который часто снимался в его картинах. Но тот находился на гребне популярности, не смог отказаться от других проектов. Тогда Акира начал отсматривать советские фильмы с участием тувинских, бурятских артистов. В ленте «Пропажа свидетеля» он увидел актера Тувинского музыкально-драматического театра Максима Мунзука и попросил привезти его на пробы. Ассистент полетел в Кызыл. Оказалось, что 63-летний артист был в отпуске и находился в тайге на охоте! Семья знала: это надолго. По просьбе Госкино СССР Минобороны распорядилось направить на его поиски вертолет. В итоге актера разыскали и доставили прямо в охотничьей одежде военным спецбортом в Москву. Когда он вошел в павильон, Куросава воскликнул: «Узала!»

На роль Арсеньева режиссер искал кандидата тоже отсматривая фильмы. Юрия Соломина он приметил в «Адъютанте его превосходительства». Очевидцы говорят, что, принимая решение, постановщик посмотрел все пять серий. Все думал. Хотя наверняка Акиру просто увлек сюжет шпионской саги!

-4

Шаман-режиссер

Чиновники Союза оказались не такими принципиальными, как американские продюсеры. Когда картину предложили снимать в Подмосковье, Куросава взбунтовался, сказав, что будет работать только в местах реальных событий. Но в начале 1970-х почти вся территория Дальнего Востока была закрыта для посещения иностранцами. Пришлось просить помощи у Комитета государственной безопасности. Там разрешили съемки в Ядринском районе Чувашской АССР. Команду поселили в военной гостинице, пищу на площадку привозили из военной части, в группе дежурили сотрудники КГБ.

Для съемок сцены встречи героев с тигром специально за полгода до событий изловили настоящего уссурийского молодого хищника. Однако за шесть месяцев нахождения в клетке в душе животного что-то надломилось. Когда настало время входить в кадр, бедное создание отказалось покидать доставленный на место вольер. Его выгнали плетьми. Тигр стал прятаться за кустами и не делал того, что от него требовали. В процессе ловли хищнику повредили палками нос, у него хлынула кровь. Тогда уже Соломин и Мунзук в ультимативном порядке потребовали от Куросавы пересмотреть концепцию съемок и оставить животное в покое. Сцену потом отсняли в московском павильоне с участием дрессированного тигра из цирка под присмотром укротителя Вальтера Запашного.

Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м она получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Это говорит о том, что киноакадемия в те времена еще не была политизирована. Ведь после голливудского конфликта Куросавы сегодня в такой ситуации он не увидел бы статуэтки, тем более за русскую ленту. Фильм получил призы на фестивалях в Испании, Италии, во Франции, в Финляндии и Перу. А исполнитель главной роли Максим Мунзук после съемок перестал ходить на охоту, осознав: грех убивать живых существ. Вернее, ему об этом сказал Куросава, которого он называл бакшы, что в переводе означает «шаман».

Еще материалы рубрики:

Фильм «Девушка без адреса» стал лидером проката 1958 года. Как сложилась судьба исполнительницы главной роли

Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»

Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия