Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю... К. Паустовский
Остановиться и вдохнуть воздух невероятного искусства...прикоснуться к живой душе природы, окрашенной нотками поэзии и легкой меланхолии...в работах этого художника чувствуется печаль и особая грусть, бережно выраженная на полотне...нежное очарование, как легкий мотылек опускается на твое плечо, готовый в любое мгновение взлететь...
В жизни Левитана было много печальных страниц. Казалось, что чаша испита до дна. Вселенная испытывала его на прочность каждый раз, желая присмотреться повнимательнее, сумеет ли он сохранить, удержать свое невероятное дарование. Художник не только устоял, но с огромной любовью, нежностью показал нам особую поющую красоту и легкое дыхание... Он совершенно не считал русскую природу скучной или угрюмой, а упорно замечал в ней то, что другим было неподвластно...
Исаак Ильич Левитан - великолепный художник-пейзажист, оставивший нам огромнейшее творческое наследие. Он родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты в обедневшей еврейской семье. Дед Исаака по линии отца был раввином. Отец же служил контролером на железной дороге, давал уроки французского и немецкого языка. В семье было четверо детей. Жили бедно. Глава семейства, решив поправить свое финансовое положение, в конце 1860-х привез свою семью в Москву. Только ожидаемого благополучия они так и не обрели. Отец Левитана преподавал французский язык, перебивался дополнительными заработками. Однако, несмотря ни на какие сложности, родители, как живительные источники, наполняли свой дом благоприятной и теплой атмосферой.
В 1873 году Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, вслед за своим старшим братом. Отцу было удобно, что дети учатся в одном учебном заведении и держатся вместе. Братьев прозвали просто - Левитаны.
Годы учебы Исаака пришлись на самый яркий и плодотворный период жизни училища. Преподавали самые знаменитые художники: В. Перов, А. Саврасов, Д. Поленов. Именно они смогли передать, вложить своим ученикам неподдельное восхищение природой и желание упорно, вдохновленно работать.
Исаак попадает в класс к художнику В. Перову, но практически сразу его замечает А. Саврасов и буквально выпрашивает ученика. Неповторимый Алексей Саврасов! Как путеводная звезда, он вел студентов за собой в парк, лес, к речке, на просторы московских окраин, где дышится легко и хочется распахнуть объятья миру. Он мог принести веточку вербы на занятия и просить учеников прочувствовать ее тонкий весенний аромат...требовал наблюдательности и проникновенности... Левитан оказался его родственной душой и понимал учителя без слов, вопросы не казались странными...работы оживали...шумели, волновались, печалились и радовались...
Финансовое положение стало легче, когда Исаак Левитан стал получать стипендию московского генерала-губернатора. Но наступил 1879 год и художника ждало еще одно испытание - после покушения на государя, евреев выселяли из Москвы. Левитану было не привыкать... Художник с братом и сестрой переезжает в Подмосковье.
Пройдет совсем немного времени и для него выхлопотают разрешение на возвращение в столицу. И в том же году, на ученической выставке юный художник представит свою работу "Осенний день. Сокольники".
С этой картиной связана интересная история. Николай Чехов - товарищ Левитана по училищу решит, что на картине должна быть женская фигура. Благодаря Чехову женщина появилась, но стала ли работа лучше? Саврасов с этим был крайне не согласен, но изменить ситуацию было уже нельзя.
На выставку приехал П. Третьяков, он очень долго смотрел на работу, будто старался понять замыслы и видение художника, рассмотреть то, что скрыто, заглянуть в душу... Коллекционер долго не отходил от картины, было то, что волновало и трогало его...уходящая вдаль аллея, высоченные сосны и юные клены, засыпавшие парк листвой...клочья туч, гонимые ветром по осеннему небу и одинокая женская фигура...гармония и бессловесная песня природы... После раздумий Третьяков попросил познакомить его с художником. Коллекционер оценил работу в 100 рублей. Для Левитана это было началом великого творческого пути...
Свои летние каникулы Исаак проводил в Подмосковье или в Саввинской слободе под Звенигородом. Он постоянно бродил по живописным местам и очень много работал, стремясь передать свое отношение к увиденному и не важно, что это было - дуновение ветра или шепот листвы.
Подобные этюды очень тонко передают внутреннюю поэзию художника. Он научился этому у Алексея Саврасова и Василия Поленова. Именно они передали юному ученику красочную силу цвета. Этюд написан с натуры. И с первого взгляда все обычно - старые доски, небольшой овражек, избы поодаль... И сила этой работы не в предметах, а в их удивительном природном звучании. Солнечный свет, пульсация воздуха, голубоватые тени на траве, шелест листвы - все это делает обыденный мир прекрасным, удивительным, звучащим...и все меняется, дышит, живет...
Годы училища остались позади. Диплома "классного художника" талантливый Левитан получить так и не смог. Алексей Саврасов стал совсем сдавать, до студентов доходил редко, много пил. Левитану приходилось разыскивать его по трактирам и ночлежкам, чтобы показать свою выпускную картину. Саврасов посмотрел и написал на обороте мелом "Большая серебряная медаль", только руководители училища это заключение не приняли. А может быть прав был Константин Паустовский, который сказал, что "талантливый еврейский мальчик раздражала иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа".
Исаак снимает дешевые комнаты, часто за аренду расплачивается этюдами, пишет декорации к оперным спектаклям, но все-же весной 1886-го года уезжает в Крым на заработанные деньги. Он пробыл там целых три месяца, написав около пятидесяти этюдов, большая часть из которых была представлена на выставках Москвы и Петербурга. "Сакля в Алупке" и "Улица в Ялте" были выкуплены П. Третьяковым.
Чувствую себя превосходно, как давно не чувствовал, и работается хорошо (уже написал семь этюдов и очень милых), и если так будет работаться, то привезу целую выставку... (из писем И. Левитана А. Чехову)
Но буквально через месяц почувствовал жуткую скуку и, стремясь к новым впечатлениям, перебирался из Ялты в Алупку. Эмоции конечно же были и достаточно сильными, палитра художника светилась южным солнечным светом. Открытые, чистые цвета, охристые тона создают живописный контраст синевато-лиловым теням. Очень легкий и прозрачный этюд, обладающий невероятной силой звучания.
К Крыму художник сильно охладел, его тянуло на Волгу...он давно мечтал об этой поездке, предчувствуя сильные впечатления. Левитан не ошибся! Волжские просторы нашли живые отклики в его душе и не отпускали до тех пор, пока не поселились в его картинах.
Окрестности Плеса были исхожены Исааком Левитаном вдоль и поперек. Он бродил в любую погоду, неустанно наблюдая и пропуская через свое сердце и душу, работал не покладая рук, прописывая этюд за этюдом. Художник был крайне требователен к себе и очень переживал, когда не мог передать на холсте то, что чувствовал сам.
Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие выразить эти большие ощущения… (из писем И. Левитана А. Чехову)
Великая река с одиноко брошенными на берегу лодками...веет сыростью и прохладой...серое пасмурное небо с едва пробивающимися просветами, чувствуется небольшая тревожность и плавное движение реки - все это "волжская сюита" Левитана. Именно здесь художник раскрыл в полной мере свое дарование, обретая состояние спокойствие и гармонии, отдаваясь полностью творчеству. День за днем он оттачивал свое мастерство, усложняя живописные задачи.
"Вечер. Золотой плес" является одной из самых лучших и проникновенных работ этого цикла. Светлая грусть, покой и звенящая тишина в предвечерний час перед заходом солнца. Легкая туманная дымка сглаживает очертания предметов...гладь воды почти сливается с небом, чувствуется вечерняя прохлада, а церковь с колокольней буквально парят над землей. Полная гармония природы и человека, невероятная возвышенность и немного щемящее чувство...
Эти картины имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России. (биограф Левитана С. Глаголь)
Известность, пришедшая к художнику, избавила его от безденежья и нужды. Промышленник С. Морозов отдал Левитану мастерскую, в которой приятно работалось. Жизнь стала более спокойной и комфортной. И уже на девятнадцатой выставке Передвижников художник представляет свою работу "Тихая обитель", в которой и передает все свои чувства и размышления.
Тихий летний вечер опускается легкой прохладой, пряча в своей зелени небольшой скит. Шаткий деревянный мостик...сколько же человек перешли через него, желая избавиться от напасти и печали, оставив все суетное и грешное. Земная обитель от тревог и волнений будто зазывает в свои объятья, обещая благоденствие и светлую радость.
Казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазанных сапог... А. Бенуа
Каким же был в жизни Исаак Левитан? Пытливый взгляд, немного исподлобья с легкой усмешкой...взлохмаченная шевелюра, но красивое одухотворенное лицо, выразительные, чуть с грустью глаза, в которых только утонуть...элегантная аристократическая внешность - все это делало художника незабываемым. Эмоциональный и невероятно притягательный.
Софья Кувшинникова - дочь крупного чиновника и жена успешного врача была старше Левитана на тринадцать лет, но это не помешала ей влюбиться. О романе, который продолжался восемь лет, судачила вся Москва. Муж отдавался работе, в то время как Софья со всей страстью погружалась в искусство. Она недурно рисовала и попросила уроки у Исаака Левитана. Статный, высокий, щегольски одетый, с немного печальными бархатными глазами...как хорош собой!
Софья же безусловно была интересна, изящна и поэтична, прекрасно одевалась, могла создать красоту и уют даже в самом необычном месте. Они пропадали на этюдах в Подмосковье, под Тверью или на Волге. Кувшинникова легко переносила раздражение и резкость художника, но вселяла в его беспокойную душу ощущение надежности, покоя и радости. Мир Левитана наполнялся новыми, волнительными красками. А Чехов в свою очередь утверждал, что в картинах художника появилась улыбка. Людские пересуды их не интересовали.
Этот роман ляжет в основу произведения А. Чехова "Попрыгунья", после которого Левитан не будет целых три года подавать руки писателю. Отношения будут продолжаться до тех пор, пока с художником не захочет познакомиться поближе супруга помощника петербургского градоначальника Турчанинова с тремя дочерьми. Была ли счастлива Софья с Левитаном, закрывая глаза на его параллельные романы, сказать сложно. Только ее любовь и преданность художнику не вызывали сомнений.
Воспоминание о Левитане навсегда осталось для нее самым дорогим в жизни, и написанные ею после его смерти страницы о нем — необыкновенно трогательны и прекрасны: она не дала никакой личной обиде вкрасться в свои воспоминания о нем...Татьяна Щепкина-Куперник
А у художника вспыхнет новый страстный роман. Анна Турчанинова пригласит Левитана в свою усадьбу "Горки", только не все пойдет так гладко...старшая из трех дочерей Варя добавит поленьев в этот костер. Не ясно был ли роман, или они ограничились лишь любовными письмами, однако вышел страшный скандал. Мать и дочь превратились во врагов, а художник пытался застрелиться. Антон Павлович Чехов станет вразумлять своего старого друга, напишет "Анну на шее" и "Дом с мезонином". Как же изменится почерк художника...работы засияют солнцем и страстью...
Варя уедет в Петербург, Анна станет выхаживать раненного, а Левитан 1895-м году напишет свою "Золотую осень", которая зазвучит на полотне прекрасным аккордом. С невероятным талантом мастер передаст теплый воздух с летающими паутинками и жизнеутверждающими звонкими красками.
22 июля 1900-го года художник Исаак Левитан умрет на руках Анны Турчаниновой, не дожив до своего сорокалетия.
Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может, потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует... Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном... Исаак Левитан
За два года до своего ухода Исаак Левитан станет академиком живописи и будет преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он станет прекрасным учителем. А поэт Николай Рубцов посвятит этому невероятному художнику свое стихотворение...
И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть,
И обнимать ромашки, умирая…
И очень хочется верить в то, что этот невероятно талантливый художник нашел ответ на свой вопрос: "А что дальше?"...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))