К завершению подошёл 75-й Берлинский кинофестиваль: открывающий "троицу" года смотр, что представил на обозрение публике самые чистые, традиционные и, нельзя побояться этого слова, классические представления несменяемых жанровых правил. В сегодняшней статье обсудим всех победителей первого смотра этого года и обделённые наградами кинокартины, претендующее на получение внимания со стороны поклонников классического авторского кино. Приятного прочтения!
"Золотой медведь": "Мечты" (реж. Даг Йохан Хёгуеруд)
О чём это: завершение тематической трилогии норвежского режиссёра Дага Йохана Хёгуеруда. разговаривающей о самых личных и сокровенных желаниях человека. Третий фильм ведёт историю уже от лица семнадцатилетней школьницы - Йоханы, в голове которой появляются связанные со своей же учительницей любовные фантазии. В попытках укротить разум девушка вымещает накопленные эмоции на страницах личного дневника: его же обнаруживают мать и бабушка (каждая - со своими потаёнными тараканами), планирующие опубликовать строчки Йоханы и превратить её душеизлияния в мировой бестселлер
Чем впечатлил жюри: первая часть тематической трилогии, "Секс", была показана в параллельной программе прошлогоднего Берлинале, а вторая, "Любовь", - в конкурсе последней Венеции. "Мечты" же, по словам первых посмотревших, скомпилировали в одной уздечке все постулаты бывших работ режиссёра: ребяческая наивность, пробивающие рациональную брешь чувства и яркие актёрские выступления на переднем плане. Хёгуеруд заявил, что хотел показать любовь с трёх разных сторон: нетрадиционной, запретной и юношеской. И, кажется, автору это удалось
Гран-при жюри: "Голубая тропа" (реж. Габриэль Маскаро)
О чём это: действие развивается в Бразилии недалекого будущего, где царит тоталитаризм, а моральное настроение общества приходит в медленный упадок. Там правительство разрабатывает новый закон: по достижении восьмидесятилетия всех стариков увозят в неизвестном направлении, подальше от молодых. В тот же момент семидесятисемилетняя старушка решает воспользоваться последним шансом на обретение свободы, сбегает из собственного дома и отправляется навстречу приключениям: приоритетная цель героини - полетать на самолёте, в первый и в последний раз в своей жизни
Чем впечатлил жюри: чувством умиротворённости, расслабленности и кроткой эмпатии. Несмотря на все вводные типичной книжной антиутопии, "Голубая тропа" остаётся фильмом житейским и глубоко личным, локальным. Фильмом, что рассказывает историю одного конкретного человека и его стремлений к обретению широких жизненных воспоминаний. К слову, именно картина Габриэля Маскаро является самой высокооценённой из всей конкурсной программы для журнала Screen: в опросе принимали участие все крупные представители мировой кинопрессы
"Серебряный медведь" - приз жюри: "Сообщение" (реж. Иван Фунд)
О чём это: в аргентинской "глубинке" небольшое семейство отправляется в дорожное путешествие по стране, чтоб заработать себе на жизнь. Тёмная лошадка бабушки и её близкого друга - девочка, обладающая экстраординарным даром: она умеет в коммуникацию с животным миром. Таким образом опекуны хотят эксплуатировать ребёнка, пока сама героиня познаёт все прелести окружающего бытия и вступает в контакт с представителями местной флоры и фауны - в том числе, с капибарами!
Чем впечатлил жюри: чёрно-белая драма отказывается погружать мир автора в разнообразие цветов и красок. "Сообщение" - не столько типичное западное роад-муви, сколько глубоко проницательное и духовное приключение, повествующее уже о традиционном поиске смысла жизни. Пресса не смогла проигнорировать визуальные и атмосферные достоинства фильма Фунда, вследствие чего жюри отметили его следующим по важности призом после "Золотого медведя" и Гран-при
"Серебряный медведь" за режиссуру: Хо Мэн ("Жить на земле")
О чём это: социальные и экономические изменения на территории Китая ранних 1990-х показываются сквозь точку зрения десятилетнего мальчика Чжуана, чьи родители работают в большом городе и оставляют сына на попечении бабушки и дедушки в маленькой деревушке. Там же герой познаёт все причинно-следственные связи трансформации Китая и его граждан: строящиеся мегаполисы пожирают крохотные посёлки, молодая кровь же - отбрасывает традиционные устои и покидает места своего детства
Чем впечатлил жюри: "тройка" кинофестивалей крайне импонирует авторским работам про социально-экономические перемены на территориях каких-либо стран. Хо Мэн представил аудитории крайне реалистичную, болезненную, но от того же не менее уютную и территориальную работу с ярко выраженным азиатским подтекстом, что прямо заявляет публике: перемены - важны. Не столько для развития государства, сколько для самых граждан. Пускай действие "Жить на земле", по словам первых посмотревших, почти что не покидает пределов той самой далёкой деревушки
"Серебряный медведь" за сценарий: Раду Жуде ("Континенталь 25")
О чём это: судебный пристав Клуже (главного города Трансильвании), Орсоля, выселяет несчастного бездомного из подвала. Героиня действовала в нормах закона и человеческих прав, но в разум Орсоли резко вторгается всепоглощающее чувство вины и ответственности за жизнь выселенного. В одиночку девушке придётся решить, на чьей стороне находится её закалённый, казалось бы, характер: закона или морали
Чем впечатлил жюри: Раду Жуде - завсегдатай Берлинале, уже бравший тут же "Золотого медведя" четырьмя годами ранее за своё "Безумное кино для взрослых". Теперь же Жуде ушёл в более приземлённую и человечную степь, вдохновившись для написания сценария картиной Роберто Росселлини - "Европой 51" (параллели прослеживаются как в названии или постере, так и в самой истории). И пускай критики признали, что "Континенталь" теряется на фоне прошлых, более выдающихся фильмов Жуде, его новое выступление просто не могло не покорить членов жюри: кажется, впервые за долгое время режиссёр предстал перед зрителями в хрупком и милосердном обличии
"Серебряный медведь" за лучшую роль: Роуз Бирн ("Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула", реж. Мэри Бронштейн)
О чём это: жизнь матери-одиночки, Линды, летит под откос: она страдает от отсутствия любящего мужа, получает нагоняи от коллег по работе и пребывает в перманентном конфликте с собственным психотерапевтом. Кажется, чувство идиллии женщина никогда не познает: она глубоко несчастна внутри, и это несчастье высвобождает самые страшные и потаённые фантазии, которые материализуются в реальности
Чем впечатлил жюри: "Если бы у меня были ноги..." уже показали на кинофестивале "Сандэнс" месяцем ранее, теперь же картина стала доступна для журналистов с Берлинале. Это крайне грустный и в то же время до боли точный и реалистичный микс сюрреалистичных кошмаров Дэвида Линча, религиозных метафор "мамы!" Даррена Аронофски, вводных братьев Сэфди из "Неограненных алмазов", противоположному мужскому женского начала из "Всех страхов Бо", а заодно - прошлогодней "Ночной сучки" на анаболиках, откуда пропали любые комедийные позывы. Роуз Бирн, что исполняет в фильме главную роль, пророчат долгий путь в следующем наградном сезоне: этому хочется верить от чистого сердца
"Серебряный медведь" за лучшую роль второго плана: Эндрю Скотт ("Голубая луна", реж. Ричард Линклейтер)
О чём это: легендарный американский поэт-песенник Лоренц Харт сталкивается с собственной неуверенностью в момент дебютного выступления своего верного товарища - Ричарда Роджерса. После премьеры его мюзикла "Оклахома!" сам Харт не стремится радоваться торжеству и погружается в дебри своего разума, непосредственно в баре Sardi`s. А уже там, как оно и бывает, все всплывшие на поверхность тараканы и внутренние загоны, не дававшие Лоренцу покоя на протяжении целых десятилетий
Чем впечатлил жюри: новая картина уже легендарного представителя американского независимого кино, Ричарда Линклейтера, стала самой локальной, камерной и душевной за последние карьерные годы автора. "Голубая луна" погружает зрителя в сокрытый от посторонних разум реально существовавшего поэта (здесь его играет Итан Хоук, давний коллега и друг самого Линклейтера), не покидая пределов бара. Полуторачасовой диалог со зрителем: звучит привлекательно, особенно по меркам режиссёра! Эндрю Скотт же в ленте играет самого Ричарда Роджерса, автора "Оклахомы!"
"Серебряный медведь" за выдающиеся художественные достижения: Люсиль Хаджихалилович ("Ледяная башня")
О чём это: действие происходит в 1970-х, под стать завершения производства театральной постановки "Снежной королевы". Тогда же на сцену попадает сбежавшая из детдома девушка-подросток и сразу сближается с исполнительницей главной роли - Кристиной. Но взаимное увлечение друг другом рождает обсессию: и вот, в глазах юной героини Кристина преображается в саму властительницу холода и снега, а окружающий её мир видоизменяется в фантасмагоричную сказку
Чем впечатлил жюри: "Ледяная башня" расколола прессу на две равные половинки. Первая фильм уничтожила, вторая - поняла и приняла задумку постановщицы, скомпилировавшей этюды классической сказки из-под пера Ханса Кристиана Андерсена и духовной притчи про самоочищение. Каст у картины, по меркам авторского кино, впечатляющий: Марион Котийяр, Аугуст Диль и известный режиссёр-провокатор Гаспар Ноэ, примеривший здесь актёрскую мантию. От того же фильму Хаджихалилович присудили приз за творческий ансамбль и все выдающиеся художественные решения
Остальные участники программы:
"Мечты" (реж. Мишель Франко)
О чём это: преуспевающий танцор балета прямиком из Мексики знакомится с американской светской львицей, намеренной использовать наивного парня в своих корыстных целях. Но по прошествии определённого времени между людьми вспыхивают чувства, и от того же желанный переезд в Соединённые Штаты больше не кажется для героя невыполнимой задачей
Чем впечатлил жюри: в первую очередь, откровенным перформансом Джессики Честейн - уже верной коллеги режиссёра Мишеля Франко. В остальном же первые посмотревшие картину критики отметили, что это самый типичный Франко, чьи мысли были озвучены на больших экранах не один и даже не два раза. Впрочем, если с чем "Мечты" точно справились на "ура", так это с передачей мексиканского колорита
"Что эта природа говорит тебе" (реж. Хон Сан-су)
О чём это: молодой корейский поэт совершенно неожиданным образом знакомится с родителями своей возлюбленной. Парню и родным девушки предстоит провести вместе целый день, за который люди поближе узнают друг друга и взаимно помогут решить самые щекотливые душевные проблемы
Чем впечатлил жюри: привычной для работ Хона Сан-су эстетикой городских убранств, соседствующих с похождениями "маленьких" людей. Действие вновь не ограничивается обширными временными рамками, а заботят героев режиссёра те же самые задачи, что уже проступали на поверхность в его предыдущих проектах. В общем, самый обыкновенный и не отступающийся от собственного стиля Сан-су: тем же и примечательнее, что кто-то в этой индустрии не меняется даже по прошествии целого десятилетия
"Отражение в мёртвом бриллианте" (реж. Эллен Катте, Бруно Форзани)
О чём это: поселившийся на Лазурном берегу семидесятилетний старик знакомится с обворожительной соседкой из ближайшего номера. Но в момент её загадочного исчезновения герою придётся обратиться в задворки своих воспоминаний: во времена 1960-х, когда он был секретным шпионом на службе у правительства
Чем впечатлил жюри: эклектикой сразу нескольких жанров, трансформировавшихся в дань уважения кинопроизводству "шестидесятых". Несчётное количество отсылок на ранние фильмы про Джеймса Бонда, многочисленные оммажи в сторону жанровых боевиков полувековой давности, совмещение фантазий и реальности, сновидений и серой картинки сегодняшних дней. Резкая и, безусловно, экспериментальная картина для конкурса Берлина: некоторые критики и вовсе подметили, что "Отражение в мёртвом бриллианте" ярко выделяется на фоне своих конкурентов
"Горячее молоко" (реж. Ребекка Линкевич)
О чём это: экранизация одноимённого романа, что рассказывал о совместном путешествии молодой девушки и её матери-инвалида в Испанию, на поиски лекарства от болезни женщины. Уже там абьюзивное отношение героини по отношению к своей дочери сказывается на их связи, когда девушка становится одержима прохожей туристкой
Чем впечатлил жюри: критики отметили, что "Горячее молоко" - один из самых непримечательных фильмов конкурсного смотра и уж точно одно из главных разочарований программы этого года. Разово оценили все разве что актёрский ансамбль из манящей Эммы Маки, пугающей Фионы Шоу и откровенной Вики Крипс. Но даже выступления не смогли компенсировать откровенно слабую сценарную структуру и очень ленивые метафоры о духовном перерождении: как говорится, бывало и лучше
"Юнан" (реж. Амир Фахер Элдин)
О чём это: переехавший в Германию Мунир разочаровывается в своей жизни и решается на слишком радикальные перемены. Он отправляется на отдалённый островок посреди широкого океана, где намерен свести с собой счёты: однако встреча с добрейшей немецкой старушкой и её сыном вынуждают Мунира переосмыслить собственную форму бытия
Чем впечатлил жюри: классической составляющей каждого немецкого фильма, что разговаривает со зрителем на тему меланхолии и разгорающейся депрессии. "Юнан" не привносит ничего нового ни в жанр, ни в историю кино Германии, но полностью справляется с поставленными задачами: соотнести арабо-восточные народы европейским и оттолкнуть от себя любые проявления беспочвенного гнева и насилия
"Что знает Мариэлль" (реж. Фредерик Хамбалек)
О чём это: внешне счастливая пара родителей обнаруживает у своей дочери экстраординарные способности. Выясняется, что девочка обладает телепатией и может видеть и слышать всё, чем занимаются посторонние люди, в том числе - мать с отцом. Это же рождает уморительную путаницу в тот момент, когда бытовые абсурдные ситуации начинают соседствовать со вскрытием неприятной правды
Чем впечатлил жюри: сочетанием несочетаемого, а если конкретнее - комедии и драмы. Там, где любой другой постановщик давно бы ударился в мифологизм или горькую притчу, Хамбалек сохраняет достоинство и отказывается превращать свою работу в подобие клишированной драмы. Всё действие "Мариэлль" наполнено иронией и намеренным весельем, что лишь добавило в копилку ленты несколько весомых преимуществ. Пожалуй, один из самых (если в принципе не самый) лёгких фильмов конкурсной программы
"Дитя матери" (реж. Йоханна Модер)
О чём это: счастливая пара супругов решает обзавестись потомством, но не представляет, с какими последствиями им придётся столкнуться после столь резкого решения. После сложных родов младенца забирают для дополнительных процедур, оставляя родителей в неведении, а по возвращению уже мать семейства начинает чувствовать себя дискомфортно и подозревает, что ей отдали не родного ребёнка
Чем впечатлил жюри: очередной материализацией страхов материнства - кажется, одного из главных кино-трендов последних лет. "Дитя матери" поднимает на поверхность все отрицания, характерные юным (и не очень) мамам, и сталкивает публику с вопросами репродуктивности: стоит ли рожать ребёнка, если вы не готовы к столь тяжкой ноше? Вопрос крайне смелый: каждый найдёт на него свой ответ
"Безопасный дом" (реж. Лионель Байер)
О чём это: маленький мальчик находит убежище у своих родственников, пока центр Парижа захлёбывается в массовых протестах (действие происходит в 1968-м году). Семейство спекулирует на тему преемственности поколений и идеологических убеждений, вспоминают события Холокоста и неохотно принимают в дом некоего высокопоставленного гостя, что может разрушить их сформировавшуюся внутри квартиры идиллию
Чем впечатлил жюри: хорошо знакомый публике семейный портрет, где старшие уже по инерции спорят с младшими, а попавший во временную смуту ребёнок пытается найти пристанище от внешних проблем, пришёлся по душе одной части аудитории и разозлил другую. По словам первых посмотревших, "Безопасный дом" - типичное и чистейшее французское кино современности, обитающее в своей выделенной зоне комфорта: прямо как сами герои Лионеля Байера, до последнего отказывающиеся впускать в дом незнакомца