Найти в Дзене

Продолжение: Психологии как научная дисциплина. Общее представление психологии.

Психика — это не только образ как «картинка», как результат, но и сама активность, внутренняя деятельность по построению такого образа. Образ — это не только многомерная «фотография», но это обозначение поля, программ нужных и возможных действий человека. Психика нужна для обеспечения жизни в переменчивом мире, для действования человека в этом мире, поэтому психическое отражение рефлекторно, т.е. существует как процесс и как результат взаимодействия мира и субъекта. Наконец, необходимо выделить еще одну сторону субъективности психики, которую можно назвать пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им, то этот образ непременно несет в себе те или иные проекции самого субъекта. Это разнообразные психологические проявления наличных страстей, потребностей, отношений, результатов выполняемой деятельности. Термин «пристрастный» не означает «неправильный», искаженный. Он подчеркивает обязательное наличие в образе переживания человека, субъективного отно

Психика — это не только образ как «картинка», как результат, но и сама активность, внутренняя деятельность по построению такого образа. Образ — это не только многомерная «фотография», но это обозначение поля, программ нужных и возможных действий человека. Психика нужна для обеспечения жизни в переменчивом мире, для действования человека в этом мире, поэтому психическое отражение рефлекторно, т.е. существует как процесс и как результат взаимодействия мира и субъекта.

Наконец, необходимо выделить еще одну сторону субъективности психики, которую можно назвать пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им, то этот образ непременно несет в себе те или иные проекции самого субъекта. Это разнообразные психологические проявления наличных страстей, потребностей, отношений, результатов выполняемой деятельности. Термин «пристрастный» не означает «неправильный», искаженный. Он подчеркивает обязательное наличие в образе переживания человека, субъективного отношения, личностного смысла. Такая пристрастность пронизывает всю психику, присутствует в любой ее составляющей. Образ избирателен, поскольку построен именно кем-то и для чего-то. Образ, как и субъект, как и его деятельность, на что-то направлен. Обилие и богатство смыслов, отношений выраженной пристрастности выступает неустранимым атрибутом человеческой психики.

Одна из серьезных проблем психологии заключается в том, что однажды поделенная на условные элементы психика фактически перестала быть для науки чем-то реально целостным, систематическим и одушевленным. Научный анализ в той или иной мере искусствен, а потому сопряжен с неизбежными потерями каких-либо свойств изначально целостного предмета. Следующий за анализом синтез вынужденно дает измененную картину объединения частей, абстрагированную, уменьшенную модель исходного целого.

Вспоминается аналогия, использованная в лекциях одного из основоположников советской психологии А.Н. Леонтьева (1903—1979).

Желая, к примеру, познать «сущность» кочана капусты, мы проводим анализ этого предмета, поочередно отрывая от целого его «единицы»: лист, второй, третий... В результате завершения анализа у экспериментатора остается «сердцевина» кочана — кочерыжка, которая и объявляется в качестве сущности исследуемого предмета. Конечно, как и всякая аналогия, этот пример не доказывает истину, но он помогает задуматься о неоднозначности вопросов и ответов научного анализа.

Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

 

Кроме параметра субъективности, многомерный психический образ характеризуется рядом других аспектов. Так, одним из его «измерений» служит ось времени, которая ориентирует человека в ходе объективного времени. Развитой человеческой психике присуще особое, субъективное время. Непрерывное время человек делает дискретным. Он может его «остановить», поделив на прошлое, настоящее и будущее. Личность как бы одновременно живет в трех временных этапах, по собственному выбору оказываясь то в прошлом, то в текущем, то в будущем. Эти компоненты могут быть для человека субъективно равносильными, могут менять свое место и значение. Говорят, например, что человек — это единственное на Земле животное, которое знает, что умрет. Но это не делает его жизнь хаотичной или беспросветно печальной. Благодаря сознанию человек овладевает временем, а не просто к нему приспосабливается.

Еще одним параметром человеческой психики выступает объективное трехмерное пространство, в котором образ обязательно построен, ориентирован. Для человека существуют трехмерные направления: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Обязательная «схема тела» позволяет производить многочисленные и сложные двигательные манипуляции с частями тела и с предметами в условиях большого количества «степеней свободы» движущихся объектов. Достаточно нарушить такую пространственную ориентацию, чтобы понять ее значимость в организации и результативности не только практических действий, но и всей психики человека.

Итак, психика — это субъективный образ реального мира: как объективного, внешнего, так и субъективного, внутреннего. Всякая индивидуальная психика субъективна, но как предмет научного исследования она существует объективно. Есть нескончаемая цепочка взаимных связей и отношений, отражений и «переотражений»: мир — образ мира (у испытуемого) — образ предшествующего образа мира (у исследователя) — собственный образ мира (у исследователя) и т.д., поскольку варианты подобных рефлексий и «взаимоотражений» бесчисленны. Объективная сложность психологии заключается в необходимости систематического изучения кругообразного феномена «отражения отражений», в установлении закономерных взаимодействий и отношений между ними. Такая «многомерность» психического образа предъявляет специфические требования к его изучению, к планированию и организации исследования, к понятийному аппарату и методическому инструментарию, к анализу и интерпретации результатов, к возможностям практического использования получаемых выводов.

 

Основные задачи и разделы психологии

Формулирование задач науки является делом непростым и длительным, так как есть задачи общие и частные, концептуально-теоретические и практические, широкие и узкие, непреходящие и ситуативные и т.д. Однако существует основная задача, точнее, цель науки — это систематическое исследование своего предмета применительно к тем или иным конкретным условиям или реально поставленным задачам. Поэтому перечислим основные задачи психологии в контексте классического науковедения и следуя в логическом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией.

Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастую для установления и подтверждения фактов нужны напряженные и длительные изыскания. Но факты сами по себе науку не делают. Факты, как известно, вещь «упрямая» и бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.

Вследствие знания фактов логически вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания, даже красочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинноследственных отношений. Потому установленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, проверены другими исследователями. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат.

Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научного знания, становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм — значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психическое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упоминаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно говорить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психологические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета общественных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма — это всегда важный и не столь уж частый шаг в направлении познания психологией своего предмета.

Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и самой сложной) задачей науки является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. При этом поднимается большое количество сопутствующих вопросов: социальных, организационных, экономических, методических. Кроме того, психолог практически всегда соприкасается с проблемами особой сложности, которые носят этический, моральный, нравственный характер. Положим, ученый доказал свое умение сформировать у ребенка то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Есть ли уверенность, что такое формирование следует производить обязательно у всех детей? Как это скажется сейчас и в отдаленном будущем на психике и личности, на всей жизни человека? Расхожие термины «формирование», «коррекция» несут в себе некую назидательную уверенность в необходимости внешнего вмешательства в психическую сферу человека. Но ведь действительная безвредность, значимость такого вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Актуализируется тесно связанный набор непростых вопросов о правомочности, целесообразности, этичности психологических воздействий на человека. Давно признанный медициной принцип «не навреди» применительно к психике трактуется неоднозначно. Психика человека может оказаться одинаково незащищенной как от фармакологического воздействия профессионального психиатра, так и от неучтенных влияний средств массовой информации. Она «открыта» для воздействий как «узаконенных» техник манипуляции сознанием, так и чисто педагогического, по лозунгам всегда добродетельного корректирующего насилия. Примеров негативного воздействия на психику людей было немало в истории человечества. Имеются они и сейчас, в современной жизни.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях. Поэтому классификация разделов психологии является очень условной, пересекающейся, меняющейся.

Следует иметь в виду важное практическое обстоятельство. Многочисленные разделы прикладной психологии выделяются и существуют не случайно, не по произвольному решению своих знаменитых создателей и рядовых исполнителей. Психология эффективно срабатывает на практику там, где подготовлены соответствующие условия. Какая-то отрасль науки или профессиональной деятельности человека должна до определенной степени развиться, усложниться, чтобы понять полезность и необходимость психологического подхода применительно к своим проблемам и задачам. Итак, перечислим основные разделы современного психологического знания.

Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика (вся в целом и частями по определенным разделам) взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (мужчины и женщины), причем в инвариантных условиях жизни и деятельности. Существует множество подразделов общей психологии, скажем, психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у истоков современной экспериментальной психологии.

Социальная психология рассматривает массовидные явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психического, индивидуального и общественного в психике личности.

Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. За последние годы в отечественной научной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого ныне психологией развития. Заметим, что понятие развития в целом шире, чем развитие, обусловленное именно ходом времени, возрастом. Существует, например, развитие профессиональное. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности и включает в себя немало практически самостоятельных разделов. Это инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, исправительная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей объективный язык, языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разработанные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

Дифференциальная психология                  исследует        всевозможные                   различия                     психики                       людей:

индивидуальные, типологические, этнические, в том числе и те, которые как бы задействованы в других, ранее перечисленных разделах.

Психометрия (в нашей стране — математическая психология) рассматривает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология направленно изучает основополагающее соотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке принят термин клиническая психология.

Близко к предшествующим располагаются разделы специальной психологии, связанные с изучением и восстановлением психики в условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого, олигофренопсихология.

История психологии имеет своим предметом не простой ход времени, не хронологию чьихто жизней и публикаций, а содержательную историю создания, развития, преемственности или забвения предшествующих взглядов, подходов, школ научного психологического знания.

Изучением психики животных занимается сравнительная психология, или зоопсихология, многие разработки которой составляют необходимый базис для исследования психики человека. Достаточно назвать эксперименты бихевиоризма с крысами или многолетние опыты по условнорефлекторной методике, проводимые на собаках в научной школе И.П. Павлова (1849—1936).

За каждым из названных разделов стоят многолетние усилия большого количества специалистов: систематические исследования, монографические и коллективные издания, учебники, справочники. Существует обширная практика участия психологии во многих сферах жизнедеятельности человека в современных развитых странах. Кстати, одним из показателей «развитости» государства является действенность в нем психологической науки.

Состояние нынешней российской психологической науки весьма противоречиво. С одной стороны, в течение 10—20 лет в десятки раз увеличилось количество вузов, готовящих специалистов-психологов, повысилось число печатных трудов, научных, методических и популярных психологических публикаций. Налицо определенная социальная мода на психологическое знание. Но, с другой стороны, отмечаемый интерес к психологии избирателен и достаточно узок: торговля, реклама, развлечения, различные предсказания, диагностики и лечения. Психология теряет фундаментальность, собственно научный авторитет. Поэтому все шире распространяются всевозможные околопсихологические, псевдонаучные, а зачастую откровенно шарлатанские конструкции.

Количественное расширение психологии не сопровождается необходимой качественной обоснованностью. Быстро растет число так называемых практических психологов, не имеющих необходимого базового образования. Наука вообще не может существовать вне фундаментальных, опережающих теоретических разработок: без них она грозит превратиться в некий набор банальных правил и рекомендаций, идущих либо от житейского опыта, либо, как говорится, от лукавого. Поэтому перед нынешней российской психологией стоит множество актуальных и объективно значимых задач, как практических, так и непреходящих теоретических.

В стране происходит капитальное, принципиальное, растянутое по времени и результатам переустройство. Общество и психика функционируют в экстремальной ситуации затяжной социальной нестабильности, когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Качественно изменившиеся социальные условия, хотя и с определенной задержкой, «дозированно» переформировывают и психику российских людей. Это необходимо систематически исследовать. В противном случае психология окажется практически недейственной, объективно невостребованной. И дело здесь не столько в желательности существования в России науки психологии, сколько в недопустимости лишения человеческой психики достойного изучения, грамотной поддержки, гуманного сопровождения по жизни.