В 2025 год, ставший для группы Dream Theater юбилейным (40 лет), коллектив вошёл если не на творческом подъёме, то на медийном. А повод для подъёма весомый – возвращение в группу оригинального барабанщика и одного из основателей – Майка Портного.
Воссоединение с барабанщиком сопровождалось громкими заявлениями о том, что группа продолжит с той точки, на которой закончился альбом 2009 года Black Clouds & Silver Linings.
В чём-то эти слова не были пустым звуком. Группа действительно вернулась к тёмной стороне своего творчества. Идею альбома, построенную вокруг расстройств сна, той самой парасомнии, предложил Джон Петруччи. Отсылка к альбому Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory (1999) на поверхности, но если там имел место гипнотический транс и погружение в прошлое, то здесь мы путешествуем по тёмной стороне снов.
Оговорюсь, что я практически не буду затрагивать музыкальную составляющую альбома. В этой части Dream Theater меня не удивили и не разочаровали, единственное что я бы отметил это рассинхрон настроений музыки и текста в некоторых композициях, что впрочем не бросается в глаза если не погружаться в смысл. А именно со смысловой составляющей альбома Parasomnia мне и хочется рассказать.
Открывающий альбом инструментал In the Arms of Morpheus погружает в мир снов, а каждое такое погружение – шаг в неизвестность. Что сегодня ждёт нас за этой чертой? Композиция пестрит переменами настроения: спокойствие, тревога, паника, ужас.
И именно ужасу посвящена первая песня. Ночной ужас (Night Terror) представляет собой резкое пробуждение в стадии фазы глубокого сна, сопровождающееся либо физической активностью (человек может размахивать руками или ногами), либо же пронзительным криком. Глаза проснувшегося в этот момент открыты, зрачки расширены, но реакция на внешние факторы отсутствует (Eyes open wide but I can't see), с ним бесполезно говорить, а яркий свет не заставит зрачки сузиться. Через несколько минут человек может вновь заснуть, а наутро ничего не вспомнит, в отличие от тех, кто находился рядом.
Медленная ползущая тьма, постепенно темп ускоряется и воронка закручивается. Герою композиции снятся различные способы казней, которые похоже применяют к нему: колесование, сжигание на кресте, распятие, дыба, но к утру эти образы рассеиваются. Странное настроение в припеве, этакий крик о помощи, но вышло как-то неубедительно. В свою очередь очень хорошо звучит отрывок, в котором герой задаётся вопросом почему он ничего не помнит об этих ужасах.
В следующей композиции - A Broken Man затрагивается тема расстройства сна из-за ПТСР. Посттравматическое стрессовое расстройство может возникнуть на фоне любого сильного эмоционального потрясения, но чаще всего о нём упоминают в контексте разговора о людях вернувшихся с войны. Именно таким человеком является герой композиции, которая начинается сразу с мощной звуковой атаки, изображающей боевые действия. В припеве герой, рассказывая о своих снах, скорее печален, чем подвержен страху, похоже он уже давно живёт в таком состоянии и привык к нему. Отмечу, что ПТСР может проявляться не только кошмарами, в которых воспроизводятся, пусть не всегда в достоверном виде, жизненные эпизоды, послужившие эмоциональным потрясением, но и двигательной активностью. В таком состоянии спящий даже может причинить вред себе или окружающим, при этом, в отличие от проявлений ночного ужаса, он будет помнить о своём сне. Наш герой похоже одинок и вряд ли может кому-то навредить, но такой итог жизни его не утешает, он понимает, что один, его боевые товарищи погибли, а ему нужно только ждать, ждать шага в вечность.
А вот в Dead Asleep мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек во сне всё же принёс вред своему близкому. Песня начинается как тихая баллада, в которую вторгается тревожность. И неспроста. Пожилой человек видит по пробуждении мёртвое тело своей жены, и понимает, что убил её он. Не нарочно, и даже не по неосторожности, он этого не хотел и даже с точки зрения закона он не виноват (об этом поётся в последнем куплете), но осознание невиновности не вернёт любимую. Всему бедой лунатизм, которым страдает герой композиции. Лунатизм представляет собой состояние сознание, в котором смешиваются сон и явь. Человек может ходить, совершать определённые действия, но по итогам ничего не вспомнит. И вот эти действия и могут привести к печальным последствиям, жертвам которых как раз чаще всего становятся близкие люди. Поводов к самому убийству может быть два: во-первых, реальность может восприниматься ими как продолжение сна, а жертва — как герой ночного кошмара, которого нужно уничтожить; во-вторых, жертвы могут представлять препятствие для исполнения некоего сценария, по которому действует лунатик — например, преграждают ему путь или пытаются отнять у него некоторый опасный предмет (нож, молоток, пистолет и пр.). Одним из самых показательных и поразительных инцидентов с лунатиком-убийцей был случай канадца Кена Паркса. Он был в замечательных отношениях с родителями жены, но в ночь на 23 мая 1987 года во сне сел за руль и проехав 20 с лишним километров до их дома, избил тестя и убил тёщу.
Вторая часть альбома открывается лучшим по сочетанию музыки и текста и самым абстрактным по содержанию треком – Midnight Messiah. Если в предыдущих композициях (не считая интро), группа затрагивала различные проявления расстройств сна, то кем является полуночный Мессия непонятно. Возможно, это некий собирательный образ тьмы, в которой пребывает человек, видящий сны. Или же это лик ещё одного героя, которого мы встретим дальше – Человека-тени. Но есть ещё вариант с библейским образом. Мессия — это Спаситель, и из содержания композиции мы видим, что в ней сон предстаёт не чем-то неизведанным и страшным, а наоборот – спасительным. Герою композиции страшно в этом мире, страшно при свете дня, его сдавливает этот свет, и он призывает Полуночного Мессию, чтобы тот спас его, забрав с собой в царство сна. Возможно вечного.
Интерлюдия Are We Dreaming? представляет собой маленькую зарисовку без какой-либо привязки к тематике расстройств сна, но с сохранением общей сновиденческой темы.
На предпоследней композиции Bend the Clock альбом возвращается к теме расстройств сна. Сонный паралич, которому посвящена композиция, явление достаточно жуткое. Именно ему обязаны своим существованием суккубы, инкубы, мары и прочие существа, цель которых сдавить спящему человеку грудь и задушить. Предполагается, что в случае с сонным параличом жертва боится собственной беспомощности, именно поэтому человеку снится, что он скован и не может ничего сделать. Интересно, что музыкальная часть композиции практически не передаёт жути явления, главный герой достаточно обыденно рассказывает о том, что с ним происходит. Но на третьей минуте мы, вместе с героем, погружаемся в его сон. Точнее в сон наяву, потому что при сонном параличе человеку кажется будто он проснулся, открыл глаза, но ни говорить, ни двигаться, ни встать не может.
Вот как описывал состояние сонного паралича девушка не единожды с ним сталкивавшийся:
У меня время от времени это бывает, чаще всего я именно чувствую, что рядом кто-то невидимый, а иногда вижу и слышу родственников, которые пытаются меня разбудить или просто зовут (на самом деле в эти моменты никого из родных рядом не было, я потом спрашивала). Ощущение ОЧЕНЬ мерзкое, страшное, тебе не просто неприятно, что ты не можешь двинуться и ответить, а такое чувство, что это конец света, что если ты сейчас не ответишь, произойдет что-то еще более ужасное.
В финальной почти двадцатиминутной The Shadow Man Incident группа вновь отходит от расстройств сна, переключаясь на образ, который часто является спутником сонного паралича – человека-тени или просто Тени. Но здесь его образ всё же шире. Он олицетворяет собой Кошмар как таковой, здесь смешаны и страшные сны, и страх темноты, и зловещие образы, которые рисует наше сознание глядя на силуэт соседнего дерева. Ключевой строчкой в композиции, на мой взгляд является: The vision that lives off your fear (он существует за счёт твоего страха). Большинство из нас видели ночные кошмары, возможно у кого-то в них даже фигурировала зловещая длинная тень незнакомца, и по пробуждении мы понимали, что это сон, но в то короткое мгновение, что он продолжался, реальность увиденного не подвергалась сомнению.
На отметке 19:28 звучит будильник и призыв проснуться, совпадение или вновь отсылка ко второй части Метрополиса?