Петровск Саратовский. История города П. на Медведице (из прошлого в настоящее-6).
- Двести сорок дворов было, а сейчас двадцать. На въезде в село жили мордва, за ними русские, а дальше – татары, - мой собеседник, как будто видит эти строения, его энтузиазм, в какой-то мере, передаётся и мне.
Оказывается, что та дорога, по которой мы въехали в село, была застроена по обе её стороны, теперь же дома находятся лишь по правую сторону от дороги.
А это уже описание церкви села Старая Лопатка на 1912 год:
Петровский уезд Первое Благочиние.
Церковь села Старая Лопаткапостроена в 1901 году тщанием прихожан, деревянная с такою же колокольнею; однопрестольная во имя иконы Казанской Божьей Матери.
Приписные деревни: Дубовка (в 2-х верстах от села), Садовка (в 5 верстах от села); хутора: Быстров (в 2-х верстах от села), Долгов (в 1 версте от села).
Штат причта:
Священник Михаил Николаевич Агринский, 30 лет, из 5 класса духовной семинарии. На Епархиальной службе с 1900 года, на настоящем месте с 1911 года.
Диакон – вакансия (?).
Псаломщик Николай Яковлевич Протасов, 41 год, из 3 кл.дух.учил.. На Епархиальной службе с 1899 года, на настоящем месте с 1899 года.
Дома общественные. Жалованье священнику 300 руб, диакону – 100 руб. Земли 34 дес. 1940 кв.с..
Общее количество прихожан: 475 домов, 1481 чел. (м.п.), 1483 чел. (ж.п.).
Раскольников: спасовцев 7 домов, м.п. 18 чел, ж.п. 21 чел; средников 6 домов, м.п.-15, ж.п.-10; сектантов (поморцев) 3 дома, м.п.- 7, ж.п.-5.
Земские школы находились в с.Старая Лопатка и в х.Быстров; церковная школа грамоты была в д.Дубовка.
(Справочная книга Саратовской Епархии. Составлена_по_распоряжению_Преосвященного Алексея, Епископа Саратовского и Царицинского, 1912 год).
Р.s. За время своей истории деревня Новая Дубровка сменила несколько названий, начиная от Новой Лопатки до объединенного с хутором Быстров села Новодубровка. Название Дубовка не что иное, как производная от одного из названий деревни - Дубровка.
«На первом этапе заселение петровских земель (как и самой крепости) с 1697 года производилось за счет перевода служилых людей Пензенской, Симбирской, Саранской и Инсарской оборонительных линий. Среди первопоселенцев были не только русские, но и татары, мордва…».
Предлагаю ещё раз вернуться к уже знакомой нам карте-плану и обратить внимание на общеизвестные всем факты, относящиеся именно к Пригородной солдатской слободе…
Первое, на что я бы предложил бы обратить внимание – это высказывание М.С.Полубоярова: «жили солдаты, судя по ревизским сказкам, двух или трёх рот. Правда, поначалу они именовались сотнями»…
«Жилая зона Пригородной слободы располагалась за рекой Медведицей, за мостом, по обе стороны пензенской дороги. Она ограничивалась валом между оврагом с ручьём Тюнбай и оврагом Климовым (тоже с ручьём). На северном же фасе, за пределами города, примыкая к левому берегу оврага Тюнбай, в 300 саженях с северу-северо-западу от моста находилось городское кладбище…».
К этим уже известным словам историка я бы предложил добавить, что и селиться первые жители предпочитали отдельными участками (слободами-кварталами). До сих пор ещё довольно часто встречаются устаревшие (утерянные) названий северной городской части города (Пригородной слободы): Пензенская слобода, где и сегодня находится Казанская церковь, Фардышская слобода, где когда-то находилась Николаевская церковь, Труева слобода (Нагорная, Инсарская), где располагалась Богоявленская церковь и Горная сторона, где располагалась Кладбищенская церковь.
Кладбищенскую церковь предлагаю пока что не рассматривать (не имела эта церковь своего прихода), и остановиться лишь на тех церквях, что являлись центрами городских слобод-кварталов общей территории Пригородной слободы.
А для этого предлагаю обратиться к списку «Церкви, входившие в состав, Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени построения и освящения их». (По данным архива Консистории).
«Этот храм несколько раз перестраивался и прежде назывался церковью Дмитрия Селунского. В первый раз он построен в 1699 году, что видно из Патриаршей приказной книги»…
207г.(в переводе на наше время - 1698 год) генваря в 30 день, по благословенной грамоте, дан антиминс в новопостроенный г.Петровск в церковь святого великомученика Димитрия; взял антиминс поп Василий Леонтьев (Патр.пр.книга 138, л.об.165).
Р.s. Как ни странно, но меня в данной записи заинтересовал «поп Василий Леонтьев», имя которого уже упоминалось при открытии Петропавловского собора: «23 марта 1699 года тамбовский епископ Игнатий ходатайствует о причислении города Петровска к Тамбовской Епархии . Епископ Игнатий заручился поддержкой горожан и с одобрения воеводы Вестова, посвятил в протопопы соборного петровского попа Петра Симеонова, а в дьяконы Василия Леонтьева.»
Сложно, пожалуй, будет списать имя Василия Леонтьева лишь на обычное совпадение…
… «В 1738 году за ветхостью эта церковь была снова выстроена в два этажа; в верхнем этаже был престол Казанской Богородицы, а внизу мученика Дмитрия Селунского» (Н.Е.Кушев).
1736 г.февраля в 24 день указа о строении церкви г.Петровска церкви Казанская Пр.Б. попам Антону Васильеву и Антипу Парфенову, по их прошению, велено вместо обозначенной церкви во имя Казанской Пресвятой Богородицы, да великомученика Димитрия построить вновь на том же церковном месте церковь прежде бывшей храм; пошлин 20 коп. нужнейших одна четверть взяты (ibid. кн.395, л. Об.8).
1739 г. апреля 9 дня, церкви Дмитрия Селунского попы: Антон Васильев, Антип Парфенов входили в Патриарший Казенный приказ с прошением, в котором объяснялись: в прошлом 736 г.февраля дня, били челом в Москве, в Синодальном Казенном приказе о перестроении в оном г.Петровске обветшавшей церкви божии дву престольной – вверху во имя Казанской Пресвятой Богородицы, да внизу во имя вел.муч.Димитрия Селунского. В которой за ветхостью и божественного пения отправлять было невозможно и потому нашему прошению из оного Казенного приказа прислать к нам попам указ, по которому велено означенную обветшавшую церковь божию во имя вверху Казанской Преподобной Богоматери, да внизу вел.муч. Димитрия за ветхостью перестроить, и, перестроя, о освящении бить челом в вышеименуемом Казенном приказе. И по тому присланному к нам указу означенная церковь… прошлого 738 г.перестроена на прежнем церковном месте и убрана св.иконами и прочим церковным благолепием церковным содержатся обычаи, и дабы указом повелено было вышеозначенную церковь божию… освятить г.Петровска николаевскому попу Петру Парфенову и о том указ учинить (Патр.пр.св. 496, № д.58; ен. 431, л.120).
Р.s. Как ни странно, но освящать перестроенную Казанскую церковь в этот раз просят николаевского попа (как я понимаю, Николаевской церкви, а не Петропавловского собора) Петра Парфенова….
Почему же не сложилась судьба самого крупного и старейшего села в дальнейшем? Чем прогневали сельчане всевышнего? Череда печальных событий, такие как пожар школы, разбор верхней надстройки церкви, всё это как-то должно быть взаимосвязано между собой, а, казалось бы, благие намерения с переносом центра сельского Совета в соседнюю Новую Дубровку только ускорили необратимый процесс распада села и постепенное его превращение в деревню.
Понятно, что в советский период молодёжь потянулась в город, где можно было свободно получить среднее образование с перспективой дальнейшего поступления в высшее учебное заведение. За время их обучения в городе, многое менялось не только в деревне и в их сознании, в какой-то мере, менялись и их взгляды на жизнь. Город привлекал к себе интерес молодого поколения: здесь были более широкие возможности трудоустройства, здесь были разнообразные развлечения (выставки, лекции, музеи, театры). Деревни и сёла стали постепенно перетекать в городскую черту и, как это не печально, - постепенно вымирать…