Приветствую постоянных подписчиков и гостей данного блога!
Каждый, кто прилетал в Белград на самолете и затем направлялся в центр сербской столица на авто или общественном транспорте, совершенно точно не мог не заметить массивное, 36-этажное здание, состоящее из двух отдельных строений, соединенных переходом, и увенчанное круглой башней с антенной. Это несколько несуразное и, пожалуй, даже немного устрашающее бетонное сооружение уже давно превратилось в один из наиболее узнаваемых архитектурных символов Белграда и, несмотря на всю неоднозначность своего облика, было удостоено статуса памятника архитектуры. Его официальное название – Западные ворота Белграда, хотя сами сербы намного чаще употребляют неофициальное, Башня Генекс, по названию югославской государственной корпорации, ранее занимавшей один из корпусов. Давайте взглянем на это любопытное сооружение поближе.
Но для начала, как и обычно, немного истории. Башня Генекс была построена в 1977 году по проекту архитектора Михайло Митровича, руководителя югославского архитектурного и дизайнерского агентства «Проектбюро». Стиль сооружения – брутализм. Название стиля, впрочем, не только и не столько говорит о его грубости и жестокости, сколько отсылает нас к французскому выражению beton brut, что переводится как «необработанный бетон». Самый известный идеолог стиля брутализм – французский архитектор Ле Корбюзье, успевший среди прочего поработать и в Москве, но, к счастью, спроектировавший для нашей столицы всего одно сооружение – Здание Центросоюза на Мясницкой улице. С недавних пор перед ним установлен еще и памятник архитектору.
А вот в Югославии брутализм внезапно прижился и, более того, получил широчайшее распространение. В послевоенные годы по всей стране словно грибы после дождя начали расти массивные конструкции из того самого необработанного бетона, жилые и административные здания, памятники и мемориалы. Разумеется, не обошел стороной данный стиль и югославскую столицу: в 1970-х годах началась массовая застройка района Нови-Београд (Новый Белград) на левом берегу реки Савы, призванная стать архитектурной витриной югославского социализма.
На смену приземистым домикам с черепичными крышами, особнякам в стиле австро-венгерского модерна, изящным дворцам и другим богато украшенным «буржуазным» строениям приходят скромные и одновременно суровые здания, подчеркнуто функциональные и содержащие минимальное количество «архитектурных излишеств». Ну, а самым заметным среди них и стала Башня Генекс, возглавлявшая на протяжении последующих 17 лет список высочайших зданий на Балканах. А статус самого высокого здания Сербии она и вовсе удерживала до 2021 года, после чего уступила пальму первенства трем новым небоскребам Белграда и опустилась на четвертое место.
Увы, но реальная история башни не слишком-то радужна: вскоре после ее постройки не стало Иосипа Броза Тито, бессменного руководителя Югославии, социализм в стране зашатался, а вскоре не стало и самой страны. Разорилась и государственная корпорация Генекс, занимавшая половину здания. В ее состав входила чартерная авиакомпания, крупное туристическое агентство и внешнеторговая экспортная компания General Export, отсюда и сокращенное название, но все они не пережили перехода к рыночной экономики. Крутящийся ресторан, который должен был разместиться в круглой башне здания, так никогда и не закрутился, хотя функционировал он несколько лет, но также был окончательно закрыт в 1990-х.
Какое-то время первые шесть этажей офисной части башни сдавались в аренду, в то время как на фасаде здания почти по всей высоте появились (и остаются по сей день) огромные рекламные баннеры. Судя по комментариям в интернете, еще несколько лет тому назад на первом этаже в башне сидел весьма сговорчивый охранник, готовый после «небольших уговоров» разрешить всем желающим подняться наверх. Сегодня же все ходы-выходы в офисную часть закрыты и завалены строительным мусором. Вроде бы, впереди реставрация башни и ее повторное открытие. По крайней мере такой вариант совсем не кажется невозможным, учитывая, что состояние здания не слишком-то ухудшилось за годы его запустения, разве что территория вокруг превратилась в большой, неуютный бетонный пустырь. Но привести ее в порядок и вернуть к жизни – не более чем вопрос времени. И денег, конечно же.
Пока же башня привлекает в первую очередь любителей архитектуры модернизма и брутализма, всевозможных заброшек и просто неформальных достопримечательностей. Добраться до нее на общественном транспорте без пересадок легко как из центра города, так и из белградского аэропорта, а еще обойти вокруг, сделать несколько эффектных фотографий и удивиться ее пугающей мощи. К слову, два наиболее эффектных ракурса для фотографирования Башни Генекс расположены фактически у ее подножья, первый – под мостиком, соединяющим два корпуса на уровне 26-го этажа, второй – во внутреннем дворе жилой части, куда выходят технические окна, вытяжки и кондиционеры (фото ниже).
Ведь несмотря на все пертурбации офисной части здания, жилая по сей день является домом для десятков и даже сотен человек. Да, не лишенным ряда недостатков, среди которых упоминают частые поломки лифтов, забитые мусоропроводы, плохую тепло- и звукоизоляцию, но в то же время обладающим и существенными преимуществами, например, невысокой стоимостью ЖКХ, а также возможностью внесения почти любых внутренних перепланировок, поскольку несущими в данном случае являются лишь внешние стены.
В жилой части здания два подъезда, в каждом по два лифта на 30 этажей, на каждом по четыре квартиры. Двери в подъезд кодовые, но количество жителей, входящих и выходящих, столь велико, что попасть внутрь не составляет труда. Разве что на первом этаже висят объявления, пусть и на сербском, но абсолютно понятные, которые запрещают проход внутрь посторонним и даже ссылаются на какие-то сербские законы.
Впрочем, пытаться проскочить в здание «зайцем» совершенно необязательно. Зная о безграничной любви сербов к русским, вполне можно обратиться к первом попавшемуся жильцу, объяснить ситуацию и напроситься внутрь. Сами жильцы, естественно, в курсе об интересе к зданию со стороны туристов и прочих любопытствующих граждан и с радостью откликнутся на просьбу показать этот памятник архитектуры брутализма изнутри, тем более исходящую от гостей из России.
Внутри, правда, уже не так интересно, как снаружи. Здание как здание. Лестничные площадки имеют форму полукруга. С плоской стороны расположены два лифта, с выпуклой – лестница, а чуть в стороне располагается общая дверь на четыре квартиры.
Увы, но полюбоваться видами с лестничных площадок тоже не особо получится. Оконные стекла мало того что очень грязные, вероятно, вообще никогда не моются, так они местами еще и специально замутнены. Вроде как, несколько лет тому назад имели место несколько случаев самоубийств. Да и к тому же поток желающих пробраться в здание и полюбоваться видами сверху не иссякает по сей день. Так что в какой-то момент коммунальные службы от греха подальше сделали окна на площадках неоткрываемыми, еще и залепив поверх какой-то матовой пленкой.
Повезло тем, кому довелось несколько лет назад пробраться в офисную часть, а уже там подняться на самый верх. Тогда можно было понаделать кучу фотографий Нового Белграда и его уходящих за горизонт социалистических коммиблоков. Сегодня же, когда проход в офисную часть закрыт, едва ли имеет смысл подниматься в жилую часть ради захватывающих видов сверху, даже в самый ясный день.
Окна с площадки одного из подъездов жилой части упираются в стены офисной части. Виды из окон другого подъезда чуть более живописны. Но и отсюда помимо югославских брежневок (вероятно, именуемых в Сербии титовками) вдалеке можно увидеть разве что кусочек Дуная. До главной реки Центральной Европы от Башни Генекс – чуть более полутора километров.
Что ж, возможно имеет смысл дождаться повторного открытия офисной части. Кто знает, вдруг за ним последует и возобновление деятельности ресторана или, например, открытие на верхних этажах смотровой площадки. Экономика Сербии в последние годы как будто бы демонстрирует вполне обнадеживающий рост, а Белград так и вовсе накрыл настоящий строительный бум, касающийся и жилых, и офисных зданий. В этой связи даже странно, что в двух шагах от центра города без дела простаивает подобный объект, тем более признанный памятником архитектуры.
Вид у Башни Генекс, что и говорить, конечно, довольно неоднозначный. Назвать ее визуально привлекательным строением едва ли возможно. Но вместе с тем это брутальное сооружение из необработанного бетона уже успело стать важной частью городской застройки Белграда и одним из главных архитектурных символов сербской столицы. Так что, быть может, даже несмотря на нынешнюю полузаброшенность (в прямом и переносном смыслах) перспективы у Западных ворот Белграда вполне себе радужные и следующие полвека они будут все так же встречать гостей столицы Сербии.
И на этом о Башне Генекс на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.