Мы уже рассказали вам об удивительных не состоявшихся концептах АЗЛК и АвтоВАЗа, остался ГАЗ. И вот ему удалось не только создать совершенно новый легковой автомобиль, но и полностью его сертифицировать и даже начать серийный выпуск. Эх, если бы не «святые девяностые»... А вообще, история этой модели весьма интересная, сейчас узнаете!
В действительности, речь идет о серьезном и масштабном проекте, сравнить с которым можно только запуск Lada Vesta, когда тольяттинцы сделали по-настоящему новую модель, а не вариацию на тему «восьмерки».
ГАЗ-3105 это не слепленное кое-как на коленке «перспективное» изделие. Большинство конструкторских и дизайнерских работ по нему успели провести еще в СССР, с нормальным финансированием. А финансировать было что, ведь новый автомобиль не имел вообще ничего общего с прежними «Волгами»! Независимая подвеска McPherson и дисковые тормоза по кругу, реечное рулевое управление с гидроусилителем, совершенно новые двигатели и принципиально другая трансмиссия. Перейти на такие технологии после шкворней, неразрезных мостов и рессор — все равно, что наладить выпуск смартфонов на калькуляторном заводе.
Итак, в новое семейство должны были войти сразу три седана — переднеприводный 3103, заднеприводный 3104 и удлиненный люксовый 3105 с полным приводом и двигателем V8 с карбюратором К-114 и, позже, Pierburg.
Она агрегатировалась с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и нейтрализатор отработанных газов.
На стыке 1985 – 1986 годов работы входят в активную стадию: вовсю проектируется новый четырехцилиндровый двигатель (в итоге он станет известным ЗМЗ-406), идет макетирование кузовов, а уже в 87-ом появляются первые ходовые прототипы. Между прочим, с экзотическим даже для иномарок решением — очень низкой линией остекления и разделенными надвое окнами, где открывались только НИЖНИЕ форточки. Стильно, но сомнительно с точки зрения удобства, поэтому впоследствии от такого хода откажутся. Но еще раньше произойдет событие, которое предопределит печальную судьбу перспективной «Волги».
1988 год. В рамках борьбы с привилегиями Михаил Горбачев распоряжается прекратить выпуск представительской «Чайки» ГАЗ-14 и уничтожить все производственное оборудование. А руководство завода получает рекомендацию отложить работу над «народными» 3103/3104 и сосредоточиться на 3105 для чиновников, оставшихся без чаек.
Почему это было плохое решение? Очень просто: волг-членовозов надо было немного, готовить под них конвейерную оснастку смысла не имело – те же Чайки собирали стапельным методом и ничего.
Тем не менее, VIP-машина должна быть тем более безопасной, а потому десятки прототипов ГАЗ-3105 наматывают километры и проходят краш-тесты, конструкторы доводят до ума созданный с нуля мотор V8 и диковинную полноприводную трансмиссию, сделанную по образу немецкой Quattro — в едином корпусе собраны пятиступенчатая механика, главная пара и центральный дифференциал, крутящий момент с которого передается на переднюю ось сквозь полый вторичный вал.
Но тут поспевает и настоящий нокаут: вместе с СССР исчезает и госфинансирование. Проект замирает, но даже в этом виде 3105 выглядит достаточно интересно, чтобы Ельцин и Немцов дали ему зеленый свет: в 1994-ом президент уже России подписывает распоряжение, по которому в течение двух лет ГАЗ должен выйти на производство... 250 экземпляров ежегодно.
Впрочем, ельцинское распоряжение не подкрепили финансированием,
На бачке омывателя, пробке бензобака и ключе зажигания написано «Лада», кнопочный блок климат-контроля вместе со всей системой позаимствован у Lancia Thema, подрулевые переключатели у Ford Scorpio, а роскошные передние сиденья с подогревом, электроприводами и памятью — у Volvo 940. Наконец, инженеры не успели справиться с разработкой собственной рулевой рейки и ШРУСов, поэтому на всех таких «Волгах» использовались детали от Audi 100. Полная оригинальность конструкции, осталась, но только на бумаге, в чертежах! Заимствованные узлы ставились на ГАЗ-3105 от безысходности — взамен тех, которые в СССР доделать не успели, а в России уже не смогли.
Дизайн? Для конца восьмидесятых и даже начала девяностых он был вполне актуален, а интерьер вообще не уступал иномаркам!
Сиденья, зеркала, боковые стекла, даже антенна — все на электроприводах! Просторный и уютный второй ряд щеголял подогревами и нишей для телефона, а несколько экземпляров 3105 даже обладали электроприводом регулировок дивана.
Водительское сиденье установлено достаточно низко, рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по вылету(!)
А теперь, как она ехала. Это можно проверить, речь же о серийной, пусть и мелко партии – несколько машин от неё ещё остались!
Итак, имеем новый кузов, принципиально иное шасси, аналог трансмиссии Quattro с блокировкой межосевого дифференциала — и созданный с нуля 3,4-литровый V8.
Как она едет? Машина не рыскает из стороны в сторону, вместо размашистого люфта у руля четкий и понятный «ноль», а на его повороты 3105 отзывается без задержек. «Волга» уверенно пишет траекторию, и кренится в поворотах ровно в той степени, которую ожидаешь от 30-летнего седана с представительскими замашками. Даже чуть меньше.
Привычный для России рельеф дорожного покрытия— с заплатками, кочками и рытвинами — седан отрабатывает упруго и благородно, как и положено автомобилю такого класса. Правда, цепкие тормоза начинают схватывать почему-то только в самом конце хода педали, а руль немного дрожит в руках.
ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Solex 4A1 и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и также развивала мощность 170 л. с. Была даже модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит из Санкт-Петербурга, индекс этого двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а ГАЗ-321.10 уже перестали производить.
НЕМНОГО ЛИЧНОГО
У меня есть и личные впечатления от езды на «Волге» ГАЗ-3105, причем, в одном из первых её вариантах. В 1995 году в Нижнем Новгороде скончался мой отец, проработавший всю жизнь в КЭО ГАЗа (Конструкторско-Экспериментальный Отдел), и я прилетел из Москвы на его похороны. Автозавод тогда выделил для поездок по печальным делам (морг, кладбище и т. п.) как раз одну из своих «пятёрок». Само собой, было тогда не до пристального рассматривания необычной машины, но запомнилась её резвость (спасибо V8), плавный ход по городским ухабам и...
И, да: сзади было очень уютно и просторно!