Найти в Дзене
AUTOMPS

ГАЗ-3105: будущее сбитое на взлёте!

Мы уже рассказали вам об удивительных не состоявшихся концептах АЗЛК и АвтоВАЗа, остался ГАЗ. И вот ему удалось не только создать совершенно новый легковой автомобиль, но и полностью его сертифицировать и даже начать серийный выпуск. Эх, если бы не «святые девяностые»... А вообще, история этой модели весьма интересная, сейчас узнаете! В действительности, речь идет о серьезном и масштабном проекте, сравнить с которым можно только запуск Lada Vesta, когда тольяттинцы сделали по-настоящему новую модель, а не вариацию на тему «восьмерки».
ГАЗ-3105 это не слепленное кое-как на коленке «перспективное» изделие. Большинство конструкторских и дизайнерских работ по нему успели провести еще в СССР, с нормальным финансированием. А финансировать было что, ведь новый автомобиль не имел вообще ничего общего с прежними «Волгами»! Независимая подвеска McPherson и дисковые тормоза по кругу, реечное рулевое управление с гидроусилителем, совершенно новые двигатели и принципиально другая трансмиссия. Пере
ГАЗ-3105 мог стать бестселлером на рубеже 90-х, но этот рубеж его и погубил!
ГАЗ-3105 мог стать бестселлером на рубеже 90-х, но этот рубеж его и погубил!

Мы уже рассказали вам об удивительных не состоявшихся концептах АЗЛК и АвтоВАЗа, остался ГАЗ. И вот ему удалось не только создать совершенно новый легковой автомобиль, но и полностью его сертифицировать и даже начать серийный выпуск. Эх, если бы не «святые девяностые»... А вообще, история этой модели весьма интересная, сейчас узнаете!

В действительности, речь идет о серьезном и масштабном проекте, сравнить с которым можно только запуск Lada Vesta, когда тольяттинцы сделали по-настоящему новую модель, а не вариацию на тему «восьмерки».

ГАЗ-3105 это не слепленное кое-как на коленке «перспективное» изделие. Большинство конструкторских и дизайнерских работ по нему успели провести еще в СССР, с нормальным финансированием. А финансировать было что, ведь новый автомобиль не имел вообще ничего общего с прежними «Волгами»! Независимая подвеска McPherson и дисковые тормоза по кругу, реечное рулевое управление с гидроусилителем, совершенно новые двигатели и принципиально другая трансмиссия. Перейти на такие технологии после шкворней, неразрезных мостов и рессор — все равно, что наладить выпуск смартфонов на калькуляторном заводе.

Итак, в новое семейство должны были войти сразу три седана — переднеприводный 3103, заднеприводный 3104 и удлиненный люксовый 3105 с полным приводом и двигателем V8 с карбюратором К-114 и, позже, Pierburg.

"Восьмёрка" 3105 имела унификацию деталей с мотором ВАЗ-21083
"Восьмёрка" 3105 имела унификацию деталей с мотором ВАЗ-21083

Она агрегатировалась с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и нейтрализатор отработанных газов.

На стыке 1985 – 1986 годов работы входят в активную стадию: вовсю проектируется новый четырехцилиндровый двигатель (в итоге он станет известным ЗМЗ-406), идет макетирование кузовов, а уже в 87-ом появляются первые ходовые прототипы. Между прочим, с экзотическим даже для иномарок решением — очень низкой линией остекления и разделенными надвое окнами, где открывались только НИЖНИЕ форточки. Стильно, но сомнительно с точки зрения удобства, поэтому впоследствии от такого хода откажутся. Но еще раньше произойдет событие, которое предопределит печальную судьбу перспективной «Волги».

1988 год. В рамках борьбы с привилегиями Михаил Горбачев распоряжается прекратить выпуск представительской «Чайки» ГАЗ-14 и уничтожить все производственное оборудование. А руководство завода получает рекомендацию отложить работу над «народными» 3103/3104 и сосредоточиться на 3105 для чиновников, оставшихся без чаек.

Почему это было плохое решение? Очень просто: волг-членовозов надо было немного, готовить под них конвейерную оснастку смысла не имело – те же Чайки собирали стапельным методом и ничего.

Вот на эти «стапеля» и должны были ориентироваться.
Вот на эти «стапеля» и должны были ориентироваться.

Тем не менее, VIP-машина должна быть тем более безопасной, а потому десятки прототипов ГАЗ-3105 наматывают километры и проходят краш-тесты, конструкторы доводят до ума созданный с нуля мотор V8 и диковинную полноприводную трансмиссию, сделанную по образу немецкой Quattro — в едином корпусе собраны пятиступенчатая механика, главная пара и центральный дифференциал, крутящий момент с которого передается на переднюю ось сквозь полый вторичный вал.

Но тут поспевает и настоящий нокаут: вместе с СССР исчезает и госфинансирование. Проект замирает, но даже в этом виде 3105 выглядит достаточно интересно, чтобы Ельцин и Немцов дали ему зеленый свет: в 1994-ом президент уже России подписывает распоряжение, по которому в течение двух лет ГАЗ должен выйти на производство... 250 экземпляров ежегодно.

Впрочем, ельцинское распоряжение не подкрепили финансированием,

...так что новые «Волги» собирали из того, что было — на коленке, сколько и как получится.
...так что новые «Волги» собирали из того, что было — на коленке, сколько и как получится.

На бачке омывателя, пробке бензобака и ключе зажигания написано «Лада», кнопочный блок климат-контроля вместе со всей системой позаимствован у Lancia Thema, подрулевые переключатели у Ford Scorpio, а роскошные передние сиденья с подогревом, электроприводами и памятью — у Volvo 940. Наконец, инженеры не успели справиться с разработкой собственной рулевой рейки и ШРУСов, поэтому на всех таких «Волгах» использовались детали от Audi 100. Полная оригинальность конструкции, осталась, но только на бумаге, в чертежах! Заимствованные узлы ставились на ГАЗ-3105 от безысходности — взамен тех, которые в СССР доделать не успели, а в России уже не смогли.

Дизайн? Для конца восьмидесятых и даже начала девяностых он был вполне актуален, а интерьер вообще не уступал иномаркам!

Сиденья, зеркала, боковые стекла, даже антенна — все на электроприводах! Просторный и уютный второй ряд щеголял подогревами и нишей для телефона, а несколько экземпляров 3105 даже обладали электроприводом регулировок дивана.

А консоль для задних пассажиров, разве не круто?
А консоль для задних пассажиров, разве не круто?

Водительское сиденье установлено достаточно низко, рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по вылету(!)

А теперь, как она ехала. Это можно проверить, речь же о серийной, пусть и мелко партии – несколько машин от неё ещё остались!

Итак, имеем новый кузов, принципиально иное шасси, аналог трансмиссии Quattro с блокировкой межосевого дифференциала — и созданный с нуля 3,4-литровый V8.

Как она едет? Машина не рыскает из стороны в сторону, вместо размашистого люфта у руля четкий и понятный «ноль», а на его повороты 3105 отзывается без задержек. «Волга» уверенно пишет траекторию, и кренится в поворотах ровно в той степени, которую ожидаешь от 30-летнего седана с представительскими замашками. Даже чуть меньше.

Привычный для России рельеф дорожного покрытия— с заплатками, кочками и рытвинами — седан отрабатывает упруго и благородно, как и положено автомобилю такого класса. Правда, цепкие тормоза начинают схватывать почему-то только в самом конце хода педали, а руль немного дрожит в руках.

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Solex 4A1 и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и также развивала мощность 170 л. с. Была даже модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит из Санкт-Петербурга, индекс этого двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а ГАЗ-321.10 уже перестали производить.

НЕМНОГО ЛИЧНОГО

У меня есть и личные впечатления от езды на «Волге» ГАЗ-3105, причем, в одном из первых её вариантах. В 1995 году в Нижнем Новгороде скончался мой отец, проработавший всю жизнь в КЭО ГАЗа (Конструкторско-Экспериментальный Отдел), и я прилетел из Москвы на его похороны. Автозавод тогда выделил для поездок по печальным делам (морг, кладбище и т. п.) как раз одну из своих «пятёрок». Само собой, было тогда не до пристального рассматривания необычной машины, но запомнилась её резвость (спасибо V8), плавный ход по городским ухабам и...

...те самые странные опускные нижние части боковых стекол – ни до, ни после нигде таких не видел, а смысла не понял.
...те самые странные опускные нижние части боковых стекол – ни до, ни после нигде таких не видел, а смысла не понял.

И, да: сзади было очень уютно и просторно!

ГАЗ-3105 не обещаем, а вот шанс получить бесплатную Весту - ГАРАНТИРУЕМ!
ГАЗ-3105 не обещаем, а вот шанс получить бесплатную Весту - ГАРАНТИРУЕМ!