Найти в Дзене

Искусство – это жизнь, самая живая ее часть

Аннабелла Дункель об искусстве с глубоким эмоциональным посылом Аннабелла Дункель – молодой современный художник, которая выросла в творческой среде и получила гуманитарное образование в сфере культуры. С 2023 года девушка профессионально занимается живописью, графикой и видео-артом. Ее основными направлениями искусства являются сюрреализм и экспрессионизм. Работы Аннабеллы хранятся в частных коллекциях России, Грузии, Швейцарии, Италии и Польши. У тебя прекрасное имя Анна Левандовская, восходящее к польским корням, однако ты выбрала творческий псевдоним Аннабелла Дункель. Расскажи подробнее, что для тебя значит второе имя. Да, у меня действительно есть польские и немецкие корни. Дункель — это девичья фамилия моей мамы. Мне пришлось задуматься о псевдониме, потому что в арт-сфере уже есть девушка, которую зовут Анна Левандовская. Также я не хотела ассоциироваться с еще одной известной тёзкой — женой польского футболиста Роберта Левандовски. Фамилия Дункель с немецкого языка означает «т

Аннабелла Дункель об искусстве с глубоким эмоциональным посылом

Аннабелла Дункель – молодой современный художник, которая выросла в творческой среде и получила гуманитарное образование в сфере культуры. С 2023 года девушка профессионально занимается живописью, графикой и видео-артом. Ее основными направлениями искусства являются сюрреализм и экспрессионизм. Работы Аннабеллы хранятся в частных коллекциях России, Грузии, Швейцарии, Италии и Польши.

У тебя прекрасное имя Анна Левандовская, восходящее к польским корням, однако ты выбрала творческий псевдоним Аннабелла Дункель. Расскажи подробнее, что для тебя значит второе имя.

Да, у меня действительно есть польские и немецкие корни. Дункель — это девичья фамилия моей мамы. Мне пришлось задуматься о псевдониме, потому что в арт-сфере уже есть девушка, которую зовут Анна Левандовская. Также я не хотела ассоциироваться с еще одной известной тёзкой — женой польского футболиста Роберта Левандовски. Фамилия Дункель с немецкого языка означает «темный», так как я изначально создавала довольно мрачные работы, она очень хорошо описывала моё творчество. Имя Белла добавилось к моему имени позже, в основном из-за моего прозвища «Белка», которым меня называли из-за моих светлых волос. Так и родилась художница Аннабелла Дункель.

Анна, ты росла в творческой семье. Расскажи подробнее, кто твои родители, и как рано искусство стало частью твоей жизни?

Мой путь к искусству начался с самого раннего детства благодаря моей семье. Моя мама – модельер, за ее работой я наблюдала изо дня в день. Наш дом всегда был наполнен духом творчества: вокруг меня были ткани, эскизы и множество модных журналов. Я застала моменты, когда ее идеи оживали на глазах, превращаясь в одежду. Все это привлекало меня и, можно сказать, стало неотъемлемой частью моей жизни.

Моя ранняя любовь к искусству проявилась весьма неожиданно. Я была еще годовалой малышкой, когда однажды нашла мамины эскизы и, вдохновлённая всей этой обстановкой вокруг, нанесла на них свои первые яркие мазки краски кончиками пальцев и ладонями. С тех пор я чувствовала себя настоящей соучастницей её творчества, и это раннее взаимодействие с художественными материалами оставило след в моем сердце. Мое сегодняшнее понимание материалов и тканей значительно расширилось, мечты о создании собственной коллекции одежды до сих пор живут во мне, возможно когда-нибудь мне удастся их воплотить.

Но не только мама сформировала мой интерес к искусству. Мой отчим – художник. Именно он внес вклад в моё развитие как художника. Его мастерская для меня стала тем местом, где я получала вдохновение. Я могла часами наблюдать, как он работает. Под его наставничеством сделала свои первые уверенные шаги в живописи. Мое профессиональное становление началось именно с живописи, продолжилось исследованием анимации и в итоге вернулось обратно к живописи. Поэтому искусство всегда было спутником моей жизни.

Прочитала, что ты получила домашнее художественное образование. Кого считаешь своим главным учителем?

Нельзя выделить одного единственного учителя, ведь на мое творческое становление повлияла целая группа вдохновителей, каждый из которых оставил значительный след в моем искусстве и восприятии мира. Прежде всего, конечно же, мама и отчим. Они не только приобщили меня к искусству с ранних лет, но и постоянно поддерживали и помогали развиваться.

Это и художники. Пожалуй, отдельно выделю трёх авторов: Сальвадор Дали, Жоан Миро и Здзислав Бексиньски. Они стали для меня важным ориентиром в мире живописи. Но нельзя не упомянуть также и о влиянии кинорежиссеров, таких как Бернардо Бертолуччи, Дэвид Линч и Кшиштоф Кесьлёвски. Именно благодаря им я научилась сочетать в своих произведениях графическую выразительность с глубоким эмоциональным посылом.

“Искусство — это не просто профессия для меня, это смысл жизни и возможность делиться своим взглядом на вещи с другими людьми”

Анна, ты выросла в Москве, но учиться поехала в Санкт-Петербург по специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности». Казалось бы, в Москве множество художественных и гуманитарных вузов. Расскажи, почему такой выбор?

Решение переехать было продиктовано желанием окунуться в новую среду. В Москве огромное количество вузов, но культурная атмосфера Санкт-Петербурга меня всегда притягивала. Я поехала туда учиться, потому что хотела испытать на себе дух этого города. И посчитала, что получать образование в сфере культуры нужно именно в культурной столице. Петербург с его богатым культурным наследием стал для меня идеальным местом для учебы. Там я получила качественное образование и хочу выразить огромную благодарность своим преподавателям, особенно моему дипломному руководителю, Елене Николаевне Львовой.

Анна, ты упомянула, что первые шаги в творчестве сделала в младенчестве и детство провела в мастерских. Когда ты поняла, что хочешь стать художником?

Мой выбор профессии, можно сказать, был предопределен, ведь с первых дней жизни творчество буквально вело меня за руку. Еще в детстве мне казалось, что через искусство можно говорить с этим миром. Я начинала с малого – экспериментировала с цветами, просто пробуя передать свои детские ощущения на бумаге. Но даже эти простые шаги подталкивали меня к мысли, что эта среда — моя естественная. Все элементы моей жизни в буквальном смысле подталкивали к тому, чтобы однажды стать художником.

Поворотным моментом стало, наверное, осознание того, что искусство может быть не просто хобби, а способом жить. Это произошло, когда я была подростком, тогда я начала серьезнее погружаться в творческую деятельность. И вдруг поняла, что ничего не приносит мне такого удовольствия, как процесс создания чего-то своего, чего-то уникального.

Сказать, что решение было легким, было бы неправдой. Ведь быть художником — это не только романтика и походы на выставки, но еще и труд, постоянный поиск, сомнения. Однако я никогда не представляла своей жизни иначе. Искусство — это не просто профессия для меня, это смысл жизни и возможность делиться своим взглядом на вещи с другими людьми.

-2

Анна, ты еще так юна, но уже много достигла в профессии художника: твои работы хранятся в частных коллекциях России, Швейцарии, Грузии, Италии и Польши. За плечами участие в групповых выставках в институциях разных городов. Являешься лауреатом конкурсов. Как считаешь, что является залогом твоего успеха?

Если честно, я всегда считала, что успех в моей сфере — это комбинация многих факторов. Для меня основа успеха — это постоянная работа над собой. Мне всегда хотелось не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться и пробовать что-то новое. В искусстве нельзя расслабляться, ведь это как раз та область, где каждый день можно открывать что-то новое. Это и держит меня в тонусе.

Я просто обожаю учиться. Порой ловлю себя на мысли, что специально ищу новые материалы или техники, чтобы как-то усложнить себе задачу и посмотреть, справлюсь ли я с этим. Мне кажется, именно эта жажда знаний и движет мной. Это немного поднимает планку и заставляет быть не только лучше, но и разнообразнее в своем творчестве.

Ну и, конечно, я перфекционист со всеми вытекающими. Иногда это мешает, потому что могу зациклиться на какой-то мелочи, но чаще эта черта характера помогает доводить дело до конца на максимально высоком уровне. И, конечно, огромную роль играет поддержка со стороны семьи и друзей. Без их веры и опоры, наверное, не было бы и половины того, что есть сейчас. Они всегда рядом, вдохновляют и помогают двигаться вперед, когда самой иногда не хватает сил.

Анна, почему ты не пошла учиться в художественный вуз, чтобы получить академическое образование?

Мой выбор не идти в художественный вуз продиктован скорее желанием сохранить свободу в творчестве. Когда я стояла перед выбором, в какую сторону двигаться, поняла, что для меня важнее сохранять индивидуальность и экспериментировать, чем следовать правилам и стандартам академического образования. Хотя я ни в коем случае не против академической школы — она дает отличную базу и понимание многих важных аспектов искусства.

Как ты думаешь: человек должен учиться в художественных академических вузах, чтобы стать успешным художником в современном мире?

Это всё зависит от человека. Кому-то академическое образование действительно может дать толчок и определенную уверенность. Это отличная платформа, где можно развивать уже имеющиеся навыки, учиться у мастеров, перенимать традиции и получать структурированное знание.

С другой стороны, ни один вуз не гарантирует успех. В современном мире многое зависит именно от желания учиться, пробовать, ошибаться и идти дальше. Очень часто встречаешь самородков, которые творят не благодаря, а вопреки. Они находят свой путь через собственный опыт и практику. К тому же сейчас множество возможностей для обучения и развития вне классических стен — мастер-классы, онлайн курсы, самообразование. Тут скорее важна личная мотивация.

-3

Наравне с написанием картин проводится огромная работа по продвижению своего бренда: ведение социальных сетей, сотрудничество с галереями, аукционами, продажа произведений искусства, участие в ярмарках. Ты сама всем занимаешься? Расскажи, как проходит типичный день художника?

Да, на данный момент своим продвижением я занимаюсь самостоятельно. Мой день, как правило, начинается рано. Первое, с чего начинаю - это проверка социальных сетей и почты. Это очень важно, так как поддержание связи с аудиторией, потенциальными покупателями и партнерами требует постоянного внимания и оперативности. Я отвечаю на сообщения, делаю публикации с новыми работами или процессами их создания, анонсирую предстоящие выставки.

После этого выделяю время на планирование текущего дня. Создаю список задач, которые включают в себя не только творческую часть, но и административную работу. Например, нужно договориться о доставке картин, обсудить условия участия в выставке. Каждый вечер я приступаю к написанию картин. Это самая любимая часть дня, когда я могу полностью погрузиться в творческий процесс. Стараюсь работать максимально сосредоточенно, но иногда записываю видео о процессе создания картин, делюсь своими мыслями и идеями в социальных сетях. Конечно, бывает, что день выходит за рамки расписания, особенно если необходимо срочно выполнить заказ или подготовить работу для выставки. Но стараюсь придерживаться плана, чтобы не упустить важные детали.

Вот так и проходит мой типичный день. Сочетание творчества и бизнес-задач требует много усилий и времени, но это именно то, что делает профессию художника такой интересной, благодаря своей многогранности.

“Очень часто встречаешь самородков, которые творят не благодаря, а вопреки. Они находят свой путь через собственный опыт и практику”

Анна, как бы ты охарактеризовала свое искусство?

Через свое искусство я обращаю внимание на внутренний мир человека и те чувства, которые трудно передать словами.

Что чувствует сомелье, когда пробует новое вино? Или, к примеру, как девушки чувствуют себя под постоянным давлением и навязыванием похудения? А что чувствует человек, который переезжает в другой город?

Каждая моя картина несёт в себе ответы на эти вопросы. К каждому произведению я подхожу с эмоциями, которые испытала лично. Например, моя недавняя серия «Капли Бога» была вдохновлена одноименным сериалом и моим личным опытом от курсов сомелье. Для меня важно, чтобы зрители, глядя на мои картины, смогли соприкоснуться с этими эмоциями, получить собственный опыт и, возможно, открыть для себя новые грани своих чувств. Ведь именно так, через визуальный язык, мы можем лучше понять друг друга и себя самих.

Судя по отцам-вдохновителям и проводникам в мир искусства, одно из важных направлений твоего творчества – сюрреализм. Ты упоминала термин «готический сюрреализм». Для тех, кто не искушен в теории искусства, расскажи в нескольких предложениях, что такое «готический сюрреализм»?

Я бы сказала, что сюрреализм – это мой основной стиль. Хотя в моих произведениях можно заметить влияние и других направлений, сюрреализм всё равно остается главным.

Начинала я именно с готического сюрреализма. Это направление в искусстве на стыке готики и сюрреализма, которое завораживает своей мрачной эстетикой и необычными сюжетами. Сочетание траурной мистической атмосферы, характерной для готики, с неожиданными и сюрреалистичными элементами. Изначально мои работы были достаточно темными, отражая именно эти аспекты. Но сейчас я стремлюсь вносить больше яркости и разнообразия в свои сюжеты, сохраняя при этом их сюрреалистический характер.

В раннем творчестве ты подчеркивала интерес к черной стороне души. Что тебя привлекало в этой эстетике?

Мне всегда казалось, что в готическом стиле есть возможность глубже понять свои эмоции, страхи и даже найти красоту в мрачных аспектах жизни. Эта эстетика — своего рода способ взглянуть на жизнь под другим углом, чтобы увидеть, что иногда именно во мраке скрывается истинная суть вещей. Темные наряды, мрачные декорации и темы, которые касаются мистики или человеческих страхов, помогают раскрыть эмоции и мысли, которые в обычной жизни мы бы, возможно, оставили невысказанными.

Сейчас больше экспрессии, яркости в работах. Что-то поменялось внутри тебя?

В последнее время внутри себя я начала чувствовать изменения — они как будто сами меня к этому привели. Раньше мне было важно погружаться в глубины, разбираться с тем, что скрыто в тени. Это был такой период внутреннего поиска, где мрак помогал лучше понять себя и окружающий мир. Но в какой-то момент я как будто нащупала что-то новое. Это сложно описать словами, но, наверное, внутренние слои сдвинулись, и вдруг захотелось кричать, смеяться, танцевать — и всё это отражается в моем творчестве.

Сюрреалисты в 20-е прошлого столетия выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, провозглашали и активно использовали неконтролируемое создание работ — автоматическое письмо. А как у тебя происходит акт создания произведения искусства?

Что касается меня, то в своих произведениях я не прибегаю к алкоголю, наркотикам или иным веществами. Мои методы немного иные. Меня часто вдохновляет моя фантазия. Я люблю зарисовывать свои сны или вдохновляться ими. Кроме того, бессонные ночи тоже играют свою роль. Бывают моменты, когда я не могу уснуть и вместо того, чтобы ворочаться в постели, беру кисть или карандаш и начинаю творить. Как ни странно, именно в такие моменты рождаются самые креативные и неожиданные идеи.Так что, можно сказать, что мой путь к глубинам подсознательного проходит через фантазию, сновидения и бессонные ночи, а не через какие-либо внешние стимуляторы.

Развитие сюрреализма тесно связано с зарождением психоанализа и учениями Зигмунда Фрейда. В наше время происходит всплеск интереса к психологии, изучению собственной души, саморефлексии. Обращаешься ли ты к психотерапии и как это связано с искусством, которое создаешь?

Среди моих знакомых много психологов, и, честно говоря, общение с ними сильно расширяет кругозор. Через разговоры с такими людьми появляется возможность поглубже заглянуть в себя, понять свои ощущения. Я сама давно интересуюсь психологией и планирую получить образование в этой области. Не для того, чтобы бросить творчество — даже наоборот. Мне кажется, что работа с душой, изучение ее потаенных уголков может стать еще более мощным инструментом для создания искусства. Это помогает понять, откуда берутся те или иные образы, темы.

Самостоятельное изучение себя, конечно, тоже важно. Порой создание произведений искусства само по себе становится своеобразной терапией. Это возможность выплеснуть эмоции, попытаться оформить то, что внутри, в конкретный образ. Таким образом, психология и искусство для меня тесно связаны — и одно, и другое помогают лучше понять себя и окружающий мир.

Мне очень понравилась работа «Хрупкость», где женская рука сжимает образ розы и в то же время утонченной женской фигуры. И капли ни то крови, ни то сока розы ниспадают в пропасть. Что ты хотела сказать этим произведением?

Когда я создавала эту работу, я думала о вечной борьбе внутри нас — желании открыться кому-то, стать ближе, и одновременно страхе потерять свое внутреннее «я». Женская рука, держащая розу, символизирует это хрупкое состояние: ты пытаешься защитить себя, но в то же время хочется обрести близость. Капли, словно стекающие из розы, олицетворяют те моменты, когда мы допускаем уязвимость, даже когда это кажется опасным. Мне хотелось подчеркнуть важность этой внутренней борьбы и той силы, которая появляется, когда устанавливаешь свои границы заново.

-4

Анна, у тебя есть серия гедонистических работ, посвященная вину. Создавая картины, ты вдохновлялась сериалом «Капли Бога». Какой бы ты хотела поделиться информацией о вине, как ценитель этого благородного напитка?

Про вино можно разговаривать часами! Для меня оно нечто большее, чем просто способ расслабиться или красиво дополнить ужин. Когда я создавала серию работ «Капли Бога», я пыталась отразить мысль, что вино тоже является частью искусства. Ведь как художник вкладывает часть себя в каждое полотно, так и виноделы вкладывают в свой продукт свою душу и труд. Для меня было важно показать, что вино — это нечто, что нужно не просто пить, но и чувствовать. Думаю, многие согласятся, что одно и то же вино может восприниматься по-разному в зависимости от момента, когда его впервые пробуешь. Также и с живописью. Поэтому, я скажу: главное — это уметь насладиться процессом, и, конечно, поделиться впечатлениями.

Рынок современного искусства расширяется. Больше ярмарок, больше имен и больше конъюнктуры. Подскажи, как обычному человеку ориентироваться и отличать хорошее искусство от плохого?

На мой взгляд, «хорошее искусство» несет в себе какую-то идею или сообщение. Оно может быть реакцией на социальные или политические события, исследовать философские вопросы или просто вызывать эмоции. Если работа вызывает какие-либо чувства или заставляет задуматься — это уже хороший знак.

Еще стоит обращать внимание на репутацию художника и его работы. Смотреть информацию о том, где выставлялся художник, какие у него достижения и отзывы критиков. Но это не значит, что нужно следовать исключительно за известными именами, иногда именно новые имена могут предложить что-то уникальное и свежее. Ориентироваться в мире современного искусства можно через личные впечатления и анализ контекста.

И напоследок философский вопрос: что для тебя искусство и для чего оно человечеству?

Искусство — это диалог. С собой, с обществом, с природой, с теми, кто жил до нас и с теми, кто придет после. Это процесс. Ты вступаешь в него, как в игру, раскрываешь себя, находишь новые смыслы, иногда — заново себя узнаешь.

Для меня искусство — это честность. Когда ты оставляешь в произведении часть себя, даже если это что-то болезненное. Это единственный момент, когда ты не скрываешься за масками, а вдруг оказываешься перед всеми абсолютно открытым. Ты показываешь своих внутренних демонов или ангелов, а люди вдруг видят в них себя.

Искусство играет сразу несколько ролей. Это форма памяти. Через искусство человечество сохраняет свои страхи, мечты и ценности. Мы смотрим на старинные фрески или современную цифровую анимацию и понимаем, каково было жить в ту эпоху, чем дышал мир. Это способ задать вопросы. Искусство не всегда даёт ответы — и это прекрасно! Оно, наоборот, раззадоривает, провоцирует нас на размышления.

Ну и, конечно, это своего рода психотерапия для общества. Через искусство мы можем проживать то, что сложно проговаривать словами. Это как коллективное зеркало, в которое мы все заглядываем и пытаемся понять, кто мы есть, чтобы двигаться дальше. Я твердо верю, что искусство — это не «возвышенно для избранных». Это жизнь, самая живая её часть. Оно может быть везде: в том, как кто-то танцует на улице, в книге, которую ты прочел ночью, в том, как падает свет на чашку кофе с утра.

Подготовлено для Gerbera Magazine

Буду рада откликам и комментариям