Найти в Дзене

Основные приёмы игры на гитаре

Основные приемы игры на классической гитаре делятся на праворучные (используемые для извлечения звука) и леворучные (используемые для изменения высоты и тембра звука). Рассмотрим их подробно. Праворучные приемы Эти приемы формируют основу техники игры на классической гитаре. Освоение их в комплексе позволит исполнителю добиться выразительности и разнообразия звучания. На акустической гитаре, помимо классических приемов, широко применяются дополнительные техники, характерные для эстрадной и рок-музыки. На акустической гитаре, в отличие от классической, активно применяются приемы, характерные для фолка, блюза, рока и джаза. Их комбинация позволяет создавать интересные ритмы, мелодии и аккомпанементные рисунки. На электрогитаре, помимо всех приемов классической и акустической гитары, используется ряд специфических техник, обусловленных возможностями усилителя, перегруза (дисторшна) и эффектов. Дополнительные приемы для электрогитары Эти приемы позволяют электрогитаре звучать агрессивно, в
Оглавление

Основные приемы игры на классической гитаре делятся на праворучные (используемые для извлечения звука) и леворучные (используемые для изменения высоты и тембра звука). Рассмотрим их подробно.

Праворучные приемы

1. Апояндо (опорный удар)

  • Проводится пальцами i (указательный) и m (средний), реже а (безымянный).
  • После удара палец опирается на соседнюю струну, создавая насыщенный звук.
  • Используется в мелодических линиях для усиления громкости.

2. Тирандо (свободный удар)

  • Палец после удара не опирается на соседнюю струну.
  • Дает более мягкий и легкий звук.
  • Используется для аккомпанемента, арпеджио и гамм.

3. Арпеджио (разбитые аккорды)

  • Последовательное извлечение звуков аккорда разными пальцами.
  • Используются все пальцы правой руки (p, i, m, a).
  • Часто применяется в классической музыке для создания красивого, плавного звучания.

4. Альтернированная игра (чередование пальцев)

  • Чередование пальцев i и m при исполнении гамм и пассажей.
  • Позволяет добиться скорости и равномерности.

5. Пиццикато (глушение струн)

  • Глушение звука после извлечения, чтобы нота звучала коротко.
  • Выполняется ребром ладони правой руки.
  • Используется для ритмических эффектов.

6. Флажолеты

  • Легкое касание струны левой рукой в определенной точке без нажатия на лад.
  • Правой рукой извлекается звук, создавая чистое, стеклянное звучание.
  • Бывают натуральные (над 5, 7, 12 ладом) и искусственные.

Леворучные приемы

7. Легато (связное исполнение)

  • Две или более ноты извлекаются без участия правой руки.
  • Восходящее легато (хаммер-он) – быстрый удар по струне левой рукой.
  • Нисходящее легато (пулл-офф) – резкое стягивание пальца, создающее следующий звук.

8. Баррэ

  • Указательный палец зажимает несколько струн одновременно.
  • Позволяет играть сложные аккорды и мелодии.

9. Вибрато

  • Колебание пальца на струне для придания выразительности.
  • Бывает продольное (вдоль грифа) и поперечное (поперек грифа).

10. Глиссандо

  • Плавное скольжение пальца по струне от одной ноты к другой.
  • Создает эффект скольжения, добавляет выразительность.

Эти приемы формируют основу техники игры на классической гитаре. Освоение их в комплексе позволит исполнителю добиться выразительности и разнообразия звучания.

-2

На акустической гитаре, помимо классических приемов, широко применяются дополнительные техники, характерные для эстрадной и рок-музыки.

Дополнительные приемы игры на акустической гитаре

1. Бой (ритмическое извлечение аккордов)

  • Удар правой рукой по струнам в определенном ритме.
  • Используются ногти или подушечки пальцев.
  • Вариации: глухой бой (глушение ладонью), восьмерка, регги-ритмы и др.

2. Переборы (fingerpicking)

  • Последовательное извлечение струн по определенной схеме.
  • Чаще всего используется в аккомпанементе.
  • Варианты: классический перебор (бас, два средних, верхний), басовый (большой палец ведет мелодию).

3. Пальцевый стиль (fingerstyle)

  • Комбинация мелодии, баса и аккордов в одной партии.
  • Включает использование приемов тирандо, легато, арпеджио и слэп.

4. Слэп и поп

  • Слэп – удар большим пальцем по басовой струне, создающий резкий щелчок.
  • Поп – поддергивание струны вверх указательным или средним пальцем для звонкого звучания.

5. Чеканный ритм (muting, palm mute)

  • Глушение струн ребром ладони правой руки у подставки.
  • Создает приглушенный, глухой звук.

6. Тэппинг

  • Удары пальцами правой руки по грифу для извлечения звука.
  • Позволяет играть быстрые пассажи и аккорды без медиатора.

7. Фингерперкуссия

  • Использование корпуса гитары как ударного инструмента.
  • Варианты: стук по деке (бочка), щелчки по струнам, удары по грифу.

8. Чимес (Chimes) – искусственные флажолеты

  • Легкое касание струны левой рукой на 12-м, 7-м или 5-м ладу и одновременный удар правой рукой.
  • Создает звонкий, стеклянный звук.

9. Хлопки и щелчки по струнам

  • Хлопок по струнам ребром ладони (dead note) для создания перкуссионного эффекта.
  • Щелчок пальцем по струнам для акцентирования ритма.

10. Бенды (подтяжки струн)

  • Подтягивание струны вверх или вниз для изменения высоты звука.
  • Часто используется в блюзе и роке.

11. Дабл-стопы

  • Одновременное извлечение двух нот на соседних струнах.
  • Добавляет выразительность и плотность звучания.

На акустической гитаре, в отличие от классической, активно применяются приемы, характерные для фолка, блюза, рока и джаза. Их комбинация позволяет создавать интересные ритмы, мелодии и аккомпанементные рисунки.

-3

На электрогитаре, помимо всех приемов классической и акустической гитары, используется ряд специфических техник, обусловленных возможностями усилителя, перегруза (дисторшна) и эффектов.

Дополнительные приемы для электрогитары

1. Бенды (Bend) – подтяжки струн

  • Подтягивание струны вверх или вниз для повышения высоты звука.
  • Чаще всего применяется на тон, полтора тона или даже два тона.
  • Бывают медленные (мягкий подъем ноты) и резкие (внезапное повышение).

2. Вибрато (Vibrato)

  • Быстрое колебание струны для добавления выразительности.
  • Используется стандартное (пальцевое) и рычажное (с помощью тремоло-системы).

3. Тремоло-эффекты (Tremolo picking и Whammy bar usage)

  • Тремоло-удар (Tremolo picking) – быстрое чередование ударов медиатором по одной струне.
  • Использование рычага тремоло (Whammy bar) – изменяет натяжение струн, создавая эффекты «ныряния» или вибрации.

4. Тэппинг (Tapping)

  • Извлечение звука ударами пальцев правой руки по грифу.
  • Может использоваться как однонотный (в мелодиях) или двуручный (для исполнения сложных пассажей).
  • Развитие техники: тэппинг-аккорды и многонотный тэппинг.

5. Слайд (Slide guitar и Glissando)

  • Скользящее движение пальца по грифу для плавного перехода между нотами.
  • Может выполняться с использованием металлического или стеклянного слайда (бутылочки).

6. Искусственные флажолеты (Artificial Harmonics)

  • Легкое касание струны и одновременный удар медиатором или пальцем.
  • Используются для создания свистящих и ярких высоких нот.
  • Разновидность – пинч-гармоники (Pinch Harmonics), широко применяемые в роке и металле.

7. Глушение струн (Palm Mute)

  • Приглушение звука ладонью правой руки у подставки.
  • Используется в риффах тяжелой музыки (метал, хард-рок).

8. Дедноуты (Dead Notes)

  • Глушение струн левой рукой без полного нажатия.
  • Создает короткие, щелкающие или глухие звуки.

9. Обратная атака (Pick Scrape)

  • Проведение медиатором по струнам от бриджа к грифу.
  • Создает характерный «шуршащий» эффект, часто используемый в металле.

10. Двойные ноты и аккорды (Double Stops и Power Chords)

  • Двойные ноты (Double Stops) – игра двух нот на соседних струнах одновременно.
  • Пауэр-аккорды (Power Chords) – игра двух или трехнотных аккордов, активно используемых в роке и металле.

11. Шреддинг (Shredding) – техника быстрого солирования

  • Комбинация бендов, легато, тэппинга и быстрого медиаторного звукоизвлечения.
  • Используется в металле, неоклассике и прогрессивном роке.

12. Обратное звучание (Feedback & Sustain)

  • Использование перегруза и положения гитары относительно усилителя для создания длинного звучания ноты.

Эти приемы позволяют электрогитаре звучать агрессивно, выразительно и уникально, особенно в таких жанрах, как рок, металл, джаз-фьюжн и прогрессив.

-4

А что Вам интересно узнать из мира гитары?Какие рекомендации и советы будут полезны?Делитесь своим опытом,ставьте лайки ,подписывайтесь и делайте пост!Всегда с Вами!