Найти в Дзене

Производная в школьной физике

В школьных учебниках математики на базовом уровне понятие производной вводится в середине 10 класса, а на профильном - в 11 классе. Между тем, отсылка к производной в курсе физики на профильном уровне идёт уже в начале 10 класса при изучении механики (мгновенная скорость), а в 9 классе учащимся фактически приходится довольствоваться определением средней скорости, так как без понятия производной определение мгновенной скорости формулируется неточно. Многие темы в школьной программе по физике не только рекомендуют знание производной, но и выглядят в новом свете при её использовании, помогая формированию целостной картины мира. Это позволяет не только изложить физику в старших классах как точную науку со строгими определениями, но и обосновать её многочисленные применения в инженерной практике, так как понятие производной позволяет записать многие физические законы в форме дифференциальных уравнений (содержащих неизвестную величину под знаком производной), которые и моделируют поведение р

В школьных учебниках математики на базовом уровне понятие производной вводится в середине 10 класса, а на профильном - в 11 классе. Между тем, отсылка к производной в курсе физики на профильном уровне идёт уже в начале 10 класса при изучении механики (мгновенная скорость), а в 9 классе учащимся фактически приходится довольствоваться определением средней скорости, так как без понятия производной определение мгновенной скорости формулируется неточно. Многие темы в школьной программе по физике не только рекомендуют знание производной, но и выглядят в новом свете при её использовании, помогая формированию целостной картины мира. Это позволяет не только изложить физику в старших классах как точную науку со строгими определениями, но и обосновать её многочисленные применения в инженерной практике, так как понятие производной позволяет записать многие физические законы в форме дифференциальных уравнений (содержащих неизвестную величину под знаком производной), которые и моделируют поведение реальных систем.

Итак, на чем же базируется производная функции? Несмотря на устрашающее название, в ней нет ничего, что бы не осилил ученик 8-9 класса (особенно, если оптимизировать раздутую школьную программу по математимке, убрав/сократив то, что вряд ли потом пригодится в вузовской и инженерной реальности) Функции, как известно, бывают разные, но все подразумевают однозначную зависимость одной величины от другой (аргумента): y = f(x). Необходимая терминология следующая (значок треугольника в данном случае читается "дельта" или "приращение/изменение"):

Изменение функции, вызванное изменением её аргумента
Изменение функции, вызванное изменением её аргумента

Фундаментальным понятием всей высшей математики является понятие предела, обозначается lim (от латинского limes, или англоязычный вариант limit). Если рассматривается функция дискретного аргумента (последовательность), то говорят о пределе последовательности, например lim (1/n)=0, при натуральном n, стремящемся в бесконечность. Школьник, даже со средним IQ, способен легко понять, почему функция (1/n) --> 0 (стремится к 0) при неограниченном возрастании n=1,2,3,4,5,... (n --> бесконечность).

Нас в физике больше интересуют непрерывные функции непрерывного аргумента. Это как раз такие, у которых приращение стремится к 0 при стремлении приращения аргумента к 0:

Простое определение непрерывной функции
Простое определение непрерывной функции

И тут порылась первая собака: необходимо учесть, что "приращение", несмотря на название, может быть как > 0 , так и < 0 (приращение справа и слева). очевидно, в нашем определении непрерывной функции ничего не говорилось о типе приращения, стало быть, непрерывная функция должна быть непрерывна и справа и слева. Рисунок, демонстрирующий всю мудрость определения непрерывной функции:

Вторая функция разрывна справа или слева?
Вторая функция разрывна справа или слева?

Понятно по названию, что график непрерывной функции, в отличие от разрывной, можно целиком нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги (или пальца от экрана смартфона :), но теперь мы знаем, что разрывные функции бывают разрывны по-разному.

Теперь мы можем с чистой совестью дать определение производной:

Определение производной
Определение производной

Существенно, что в определении стоит модуль приращения х, ибо, как мы уже знаем, необходимо обеспечить существование одного и того же предела при стремлении к х справа и слева. Если пределы слева и справа различаются, то производная в точке х не существует, как это видно на примере функции f(x)=|x| при попытке взять производную в точке х=0:

Функция непрерывна, но её производная разрывна
Функция непрерывна, но её производная разрывна

Такие точки называют угловыми. Таким образом, в угловых точках терпит разрыв не сама функция, а её производная. Функция, непрерывная во всех точках к/либо интервала, и имеющая там непрерывную производную, называется гладкой функцией. Именно гладкие функции окружают нас в повседневной реальности, именно с ними в основном имеет дело физика (и её многочисленные инженерные приложения).

В частности, легко понять, почему траектории реальных физических тел представляют собой гладкие кривые (напомним, что при движении тел уравнение траектории типа y=f(x), получается исключением времени t из системы уравнений: x=x(t), y=y(t)). В рамках школьного курса физики можно, однако, привести примеры траекторий, которые не являются гладкими кривыми, но которые удобно использовать для модельных задач.

©ФизОбр, 2025