Цель VI Вселенского Собора
Преодоление разрыва между Востоком и Западом по вопросу монофелитства.
Время и место проведения
VI Вселенский Собор состоялся в 680-681 гг. в Константинополе.
Действующий император
Константин IV Погонат, он стремился достичь единства Церкви и склонить православных жителей империи к уступке многочисленным монофизитам.
Присутствующие на Соборе
Собор задумывался как богословское совещание. Вначале участвовали всего 43 епископа, но потом состав присутствующих был расширен, и в конце определение Собора подписали 174 епископа.
Предпосылки созыва Собора
Монофелитство возникло как компромиссный вариант для примирения православных и монофизитов, и по сути являлось политической христологической ересью. Монофелиты утверждали, что у Господа Иисуса Христа две природы, но одна воля – божественная.
Новая ересь – монофелитство появилось в VII веке при императоре Ираклии (610 - 641 гг.), который покровительствовал монофизитам и поставил их на важнейшие кафедры – Александрийскую и Антиохийскую. Всё началось с учения о моноэнергизме Константинопольского патриарха Сергия. Он считал, что две природы Христа соединяются в ипостасном единстве одного активного субъекта, обладающего одной богочеловеческой энергией (действием).
Император Ираклий использовал идею моноэнергизма, чтобы убедить монофизитов Армении, Сирии и Египта принять Халкидон с "моноэнергитским" пониманием. В этом ему помогал Кир, митрополит Фазиса. Так возникло учение о “едином богомужном действовании” (единой воле) во Христе.
В 633 году, когда Кир был уже патриархом Александрии, он оформил своё учение в акт, содержащий 9 анафематизмов, и готовился огласить его с кафедры. Против этого выступили православные, в первую очередь – Софроний, ученый монах сириец, в Александрии он высказал Киру свое мнение о моноэнергизме, назвав его доктриной Аполлинария (еретика, осуждённого в IV в.). Софроний выступил против выражения "одна энергия" и потребовал заменить ее на "две".
Не будучи услышанным, Софроний направился в Константинополь к патриарху Сергию, который пошёл на компромисс и выпустил указ "Псефос" ("Авторитетное мнение"), в котором не рекомендовал говорить об одной или двух энергиях во Христе, а об одной воле.
Софроний отбыл в Иерусалим, и был избран там патриархом. Он изложил свое вероисповедание в окружном послании "Синодика". Софроний писал, что во Христе две воли, каждая природа действует естественно по своему существу, из этих действий познается различие природ. Послание Софрония не было принято ни Константинополем, ни Римом.
Патриарх Сергий написал папе римскому Гонорию о протесте Софрония и важности моноэнергизма для объединения Церкви. Гонорий поддержал Сергия и сформулировал учение о единой воле и дал ход этому учению. С этого момента моноэнергизм перешёл в монофелитизм, и была сформулирована ересь монофелитства.
Таким образом, два самых авторитетных главы церквей Запада и Востока – папа римский Гонорий и Константинопольский патриарх Сергий – сошлись во мнении и объявили учение о единоволии как о православном.
В 638 г. Сергий и игумен Пирр составили новый документ «Эктесис» об одной воле во Христе, который был подписан императором Ираклием и утверждён специально созванным собором. Казалось бы, мир между Востоком и Западом достигнут, но нет, против нового учения выступили православные богословы.
Попытку обличить монофелитство как новую ересь предпринял свт. Иоанн Милостивый. Самым выдающимся противником монофелитов и защитником учения о двух волях во Христе был преп. Максим Исповедник. Сначала он был секретарем императора Ираклия, затем монахом одного из малоазийских монастырей. Он считал моноэнергизм и монофелитство предательством халкидонского понимания полноты человечества Христа. Его аргументация была такова:
- Ипостась Христа – это Божественный Логос с Божественной волей.
- Если у человечества Христа не было своей воли, то Его человечество несовершенно, и Иисус – пассивное орудие Божества, что противоречит православному учению, а именно – томосу папы Льва ("каждая природа в общении с другой производит то, что ей свойственно") и Халкидону ("через соединение... сохраняется особенность каждой природы").
- Свойство человечества – это не пассивность, а свобода воли.
Максим Исповедник разработал учение о двух волях человека: природной и гномической (избирательной, воле суждения).
В 632 г. Максим принял участие в монофелитском споре в Африке, где доказывал несостоятельность моноэнергизма и монофелитства. В Александрии Максим познакомился со св. Софронием.
В 645 г. Максим победил в богословском диспуте патриарха Константинопольского Пирра, убежденного монофелита, который под его влиянием принял Православие, но позже опять уклонился.
В 646 г. преп. Максим стал референтом по богословским вопросам папы римского Феодора, в результате папа прервал евхаристическое общение с Павлом Константинопольским.
В 648 г. император Констанс II издал декрет «Типос», запрещающий обсуждение энергий и воль Христа. Ради мира в Церкви не разрешалось говорить как об одной, так и о двух волях во Христе.
Папа римский Мартин I не признал Типос и для того, чтобы утвердить православное учение созвал собор в Латеране в 649 г. На нём было много епископов (до 500 человек), в основном – из Италии и Африки, один палестинский епископ, игумены и монахи – беженцы с Востока). Греческие монахи (в т.ч. Максим Исповедник) составили "Деяния" собора (20 анафематизмов), суть которых состояла в следующем:
- утверждение решений Халкидона,
- учение о двух энергиях и двух волях во Христе, как выражении Его двух природ,
- осуждение «Эктесиса» и «Типоса»,
- анафема еретикам (Феодор Фанасский, Кир Александрийский, патриархи Константинопольские: Сергий, Пирр и Павел).
Решения собора принял весь Запад. Реакция Константинополя была резкая. В 653 г. папу Мартина обвинили, низложили, арестовали, пытали и приговорили к смертной казни, которую заменили её изгнанием. Он умер в Херсонесе в 655 г. Преп. Максима арестовали вместе с папой Мартином, пытали, обвинили и сослали во Фракию в 655 г. В 662 г. привезли обратно в Константинополь, произнесли анафему (Максиму, Мартину, Софронию), пытали, отсекли язык и правую руку, изгнали на Кавказ, где он скончался в том же году.
Особенности Собора
Отличие Собора от прежних Вселенских соборов в том, что на нём не велись споры и не обсуждались богословские вопросы сами по себе. Был выбран другой метод – тщательный анализ письменных источников (актов соборов, писаний отцов Церкви, переписки Константинопольской патриархии и других документов). Выяснялось, есть ли в них какие-либо основания для учения об одной энергии и одной воле во Христе. Кроме того, на Соборе велись допросы архиереев Церкви, причастных к монофелитству. Огромную роль в решении Собора сыграли труды св. Максима Исповедника о двух волях.
До начала Собора папа римский Агафон (679-681) организовал на Западе соборы и сбор подписей под исповеданием веры, осуждающим монофелитство (125 епископов), и направил в Константинополь делегацию, в составе: 3 клирика, 12 епископов, 4 монаха.
Основные решения Собора
Собор определил признавать в Иисусе Христе две воли – Божественную и человеческую, сообразно двум природам. Определение веры Собора содержало понятие о двух природных волях, желаниях и действиях, характеризуемых терминами: нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно.
Константинопольский патриарх Георгий (монофелит) и все епископы Константинопольского патриархата официально приняли учение о двух волях. Антиохийский патриарх Макарий остался верным монофелитству и был низложен. На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Константинополем.
В связи с монофелитством были осуждены многие ересиархи, в том числе папа римский Гонорий, Кир Александрийский, бывшие константинопольские патриархи Сергий, Пирр, Павел и Петр.
После окончания Собора император обнародовал свой манифест, в котором принятые решения возводились в государственный закон и говорилось, чтобы "никто не смел сочинять другой веры и распространять доктрину об одной воле и одной энергии. Нельзя искать спасения в другой вере, кроме православной".
Последствия Собора
Спустя 10 лет в 691-692 г. императором Юстинианом II в Константинополе был собран Собор, получивший название Пято-Шестого или Трулльского (проходил в зале со сводами – труллами).
V и VI Вселенские соборы не издали канонических правил, этот пробел восполнил вновь собранный Собор, который принял 102 канона для повышения дисциплины в Церкви и унификации церковного уклада различных частей империи, причём не по римскому, а по константинопольскому образцу. Эти правила легли в основу церковного управления и составили содержание Канонического права, которым руководствуется Церковь до сих пор. Оно включает 85 апостольских правил, правила Вселенских и Поместных Соборов, правила некоторых святых отцов.
Поскольку ряд канонов был направлен против римских обычаев и порядков, в Риме возникло недовольство, и Римская Церковь не признала Собор как Вселенский.
Читайте также: