Цель V Вселенского Собора
Установить мир в Церкви, искоренить последние остатки несторианской ереси, осудить сочинения трех богословов Сирийской Церкви, связанные с несторианством.
Время и место проведения
V Вселенский Собор состоялся в 553 г. в Константинополе.
Действующий император
Император Юстиниан Великий. Он стремился спасти единство империи через сохранение единства Церкви, поэтому пытался утвердить императорскую власть над Церковью. Собор был созван по его инициативе. Император хотел принудить православных епископов пойти на компромисс и примириться с монофизитами.
Присутствующие на Соборе
Император Юстиниан, председатель – Константинопольский патриарх Евтихий, патриархи Александрийский и Антиохийский, заместители патриарха Иерусалимского, 145 восточных и 6 западных епископов. Римский папа Вигилий отказался участвовать в соборе по причине отсутствия на нём итальянского епископата.
Предпосылки созыва Собора
В VI веке вся восточная часть Церкви была под влиянием монофизитов. Император Юстиниан Великий (527-565 гг.). проводил униональную политику, пытаясь примирить православных и монофизитов. Формально император был православным, однако его жена Феодора покровительствовала монофизитам, в её дворце проживало до 500 монофизитских старцев. Монофизиты имели достаточно свободы, в Константинополе был монастырь сирийцев- монофизитов и дворец с алтарем для богослужебных собраний. Монофизиты совершали таинства, в т.ч. в Пасху крестили не менее, чем в православной Константинопольской церкви. Придворные крестили детей у монофизитов, это свидетельство о том, что в столице партия монофизитов была более авторитетной.
В 544 г. Юстиниан выпустил эдикт "О трёх главах". В нём он осудил труды трёх богословов – "главарей" Антиохийской школы: Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Осуждение этих богословов фактически означало подрыв авторитета Халкидонского IV Вселенского собора и было выгодно монофизитам.
Эдикт вызвал споры. В Восточной Церкви многие не хотели его подписывать, но уступили нажиму императора под угрозой низложения. Запад категорически не принял эдикт, особенно громким было возмущение в Италии и Африке. Богословы писали трактаты и направляли их императору в Константинополь. Папа римский Вигилий также не подписал эдикт, однако, будучи ставленником императорской семьи, был вынужден лавировать и тайно пообещал, что поддержит эдикт, если будет созван собор под его председательством. Император потребовал от Вигилия, чтобы тот в присутствии епископов и сенаторов дал клятву на гвоздях Креста Господня и Четвероевангелии, что сделает всё, что можно, чтобы три главы были осуждены.
В 548 г. в присутствии 70 епископов, Папа Вигилий зачитал документ "Юдикатум", который осудил труды трёх богословов, но высказал приверженность Халкидонскому собору. Большинство западных епископов отвергло "Юдикатум", а Карфагенская церковь отлучила папу Вигилия и послала протест Юстиниану. Тогда папа Вигилий объявил об отзыве "Юдикатума" и укрылся в церкви св. Петра в Константинополе, а потом был посажен под домашний арест, но бежал и спрятался в церкви св. Евфимии в Халкидоне. Позже он вернулся в Константинополь под гарантии о неприкосновенности. Император созвал Вселенский Собор, предварительно устранив лидеров оппозиции.
Особенности Собора
Нового богословского вопроса на Соборе не ставилось. Обсуждение велось в пределах прежнего – о двух природах во Христе. Главным принципом Собора был методологический и терминологический плюрализм.
Основные решения Собора
Осуждён Феодор Мопсуестийский (посмертно), как "сокровищница нечестия", а также его сочинения и утверждения.
Осуждены сочинения блаж. Феодорита Кирского (в защиту Нестория, против Кирилла Александрийского и другие) и письмо Ивы Эдесского к Персу Маре, порицающее свт. Кирилла как еретика.
Победа православия (как защита авторитета Халкидонского собора) состояла в том, что была отчётливо проведена линия различения лиц и их писаний. Феодорит и Ива, оправданные ранее Халкидоном, не были осуждены, под анафему попали лишь некоторые их сочинения. Феодор, не имеющий оправдания Халкидона, был осуждён.
Подтверждены анафемы прежних Вселенских соборов относительно Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и других еретиков. Кроме того, осуждён Ориген (посмертно) за мнения о предсуществовании душ, апокатастасисе (всеобщем спасении), одушевлённости небесных светил и пр.
За отказ участвовать в соборе и одобрить посмертное отлучение Феодора Мопсуестийского Папа римский Вигилий был низложен и отлучен от причастия, его имя было вычеркнуто из диптихов.
Последствия Собора
Решения Собора не были приняты монофизитами на Востоке и латинскими богословами и епископами на Западе.
Восточная и западная церкви продолжали отдаляться друг от друга.
Монофизитство утвердилось в ряде восточных церквей: Коптской (Египет), Абиссинской (Эфиопия), Яковитской (Сирийская), Армянской. Главными причинами этого были стремление народов к национальному самоопределению, культурный сепаратизм, недовольство римскими завоевателями и их насильственными методами проведения политики. Проблемы усугублялись династической нестабильностью, нечёткой богословской позицией императоров и недоверием к церковному руководству, постоянно меняющему свои позиции.
Читайте также: