Найти в Дзене
Белые одежды

Третий Вселенский собор – Против несториан

Оглавление
Третий Вселенский Собор (в центре - Кирилл Александрийский). Художник: Василий Суриков
Третий Вселенский Собор (в центре - Кирилл Александрийский). Художник: Василий Суриков

Цель III Вселенского Собора

Положить конец христологическим спорам в церкви, обличить ересь Нестория о том, что Иисус Христос не Бог, а человек, в котором Бог обитал, как в храме.

Время и место проведения

III Вселенский Собор состоялся в 431 г. в Эфесе.

Действующий император

Феодосий II.

Присутствующие на Соборе

Председателем на соборе был глава Александрийской церкви Кирилл Александрийский. Присутствовали 200 епископов, а также монахи, самыми известными из которых были Шенуда и Пахомий. Представители Антиохийской церкви отказались прибыть из-за непримиримых противоречий.

Предпосылки созыва Собора

Главной предпосылкой была открытость вопроса об образе соединения двух природ во Христе после II Вселенского Собора. На этой почве возникли Христологические споры.

В годы, предшествующие собору, набрало силу учение антиохийца Феодора Мопсуестийского († 428 г.), которое, наряду с истинным тезисом, что Христос одно Лицо, и в Нём две природы (божественная и человеческая), содержало ложные тезисы:

  • Природы во Христе соприкасаются в одном просопоне (маске, личине) и могут быть разделены.
  • Мария родила ребенка, в которого пожелал вселиться Бог (адопционизм).
  • Усыновление Богом Иисуса произошло во чреве матери, путем объединения "двух сынов".

Учеником Феодора Мопсуестийского был Несторий, игумен монастыря в Антиохии. В 428 г. он стал архиепископом Константинополя. Несторий был ярым проповедником и продвигал учение своего учителя. Называл Иисуса Христа не Богочеловеком, а богоносцем. Говорил, о  раздельном и параллельном существовании двух Его природ. Утверждал, что Дева родила не Бога, а человека, с которым соединилось (сцепилось) предвечное Слово Божие. Выступал против термина "Богородица" и называл Деву Марию Человекородицей, Христородицей, Богоприимицей.

Исходя из своих представлений Несторий начал борьбу с ересями во всей империи. Существовавшие многочисленные секты были объявлены вне закона, их храмы отобраны, имущество конфисковано. Кроме того, были запрещены театры, пение, концерты, танцы и атлетические состязания.

Против учения Феодора Мопсуестийского и Нестория выступил глава Александрийской церкви – Кирилл, который настаивал на ипостасном единстве двух природ Христа, а Деву Марию называл Матерь Божия, Богородица. У Кирилла было много врагов, и четверо александрийских клириков написали на него жалобы в столицу империи. Несторий рассмотрел их и письмом сделал строгий выговор Кириллу Александрийскому.

6 декабря 428 г. в соборе св. Софии Несторий объявил о своих взглядах и начал жестокое преследование инакомыслящих. Его поддержали император Феодосий II и его жена Евдокия.

Кирилл Александрийский не сдался и начал борьбу. В 428 году он написал Окружное послание, «Послание  к монахам» и письмо к Несторию с критикой его  учения. Будучи не только богословом, но и искусным политиком, Кирилл использовал агентов и распространил в Константинополе слухи о том, что Несторий – еретик, последователь Павла Самосатского (адопциониста III в.) и не верит, что Христос – Бог. Союзницей Кирилла против Нестория стала сестра императора Пульхерия.

О противостоянии Константинополя и Александрии стало известно в Риме. По жалобе Кирилла в 430 г. Папа Целестин собрал в Риме Собор, на котором выступил знаменитый преп. Иоанн Кассиан (из Марселя) с докладом о несторианстве как новой версии ереси пелагианства. Несторий был осуждён. Папа передал Несторию (через Кирилла) письмо с требованием в 10-дневный срок отречься от своих взглядов публично или письменно, направив копии всем ведущим епископам Церкви. Папа предоставил Кириллу полномочия в деле Нестория. Вместе с письмом папы Кирилл отправил Несторию 12 анафематизмов против Нестория.

В ответ Несторий снял свои возражения против слова "Богородица", но в остальном был упорен и издал 12 анафематизмов против Кирилла (их автором был Феодорит Кирский).

Для решения спора был созван III Вселенский Собор.

Особенности Собора

Собор был фактически бойкотирован антиохийцами. Папские легаты также отсутствовали.

Параллельно с Собором был созван собор в Антиохии под началом Иоанна Антиохийского, получивший название отступнического. Он низложил свт. Кирилла Александрийского и его сторонника Мемнона Ефесского.

Основные решения Собора

Собором было определено, что Иисус Христос есть одно Лицо, совершенный Бог и Человек. Поэтому Деву Марию, хотя Она родила Христа по человечеству, Собор признал достойным именовать Богородицей.

Собор низложил Нестория и ввёл запрет на составления нового Символа Веры.

Последствия Собора

1. Разрыв между Александрией и Антиохией

Император не стал вникать в споры и принял решения обоих соборов, в т.ч. три низложения (Нестория, Кирилла и Мемнона). Римские легаты поддержали Кирилла, и по факту он остался во главе церкви в Александрии.

2. Примирение церквей 

Для достижения мира в церкви был достигнут компромисс.

В 433 г. Феодорит Кирский разработал Согласительную формулу, которая стала считаться итогом III Вселенского собора и звучит так:

Иисус Христос, Сын Божий Единородный, Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения; Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом; Иисус Христос - Единосущный Отцу по Божеству и Единосущный нам по человечеству, ибо произошло единение двух природ - неслиянное единение природ, мы исповедуем Единого Христа, Единого Сына, Единого Господа. Св. Дева - Богородица, потому, что воплотился и вочеловечился Бог - Логос и соединил с Собой воспринятый от Нее храм.

Кирилл подписал антиохийское вероизложение и отказался от своих 12 анафематизмов, а антиохийцы признали осуждение Нестория. Несогласные ушли в Персию и создали Несторианскую церковь.

Читайте также: