Найти в Дзене

А вы помните об этом, часть 1? Бродилка по ул Черкасской продолжение

Недавно увидела пост одной неравнодушной жительницы с улицы Черкасской, о том , что редкой красоты черкасские домики на гране исчезновения. До слез обидно, потому что Администрация города вводя туристический налог, параллельно хоронит облик Орла, атмосферу уникальную под спудом безразличия и меркантильности. Они могут спасти орловскую старину, но проще построить многоэтажный дом, а значит прибыли больше. Федеральной программой сделаем парк и обновку будем показывать, а ценится то старина....

Потом громко заявлять, ах какие дети не патриоты, а с чего ими быть? Иваны непомнящие родства...

Ладно, это крик души, а мы немного побродим на пяточке ул Черкасской до ул.1-я Посадская. В прошлый раз мы шли от ж/д полотна до моста "Дружба", теперь мы пойдем дальше и вспомним немного истории города, связана она со старообрядцами, диаспора которых была большой в Орле.

Старообрядчество возникло в начале второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Патриарх Никон взял на себя смелость исправить богослужебные книги и обряды, которые во многом друг другу противоречили. Никон решил исправить "по-новому", точнее по-правильному: он в основание наших чинов и обрядов положил уже выработанные на Востоке чины и обряды Церкви Греческой, тщательно при этом сверяя последние с нашими старославянскими списками. Но русский народ отнесся к этому скептически.

Почему вдруг так случилось?Предположим...

Последний 7-й Вселенский Собор был в Никее в 787 году. На таких Соборах утверждали основные догматы Православной церкви, те правила и уточнения по которым существует православие и сейчас. Русь крестили в 988 году. Понятно, что процесс шел болезненно, да к тому же раздробленности, войны, ИГО, Смута некогда книжным вопросом было заниматься. Переписывали как могли, да и сарафанное радио одной бабули не отменяли, а то откуда бы стольким приметам взяться в народе. А приметы это «святое», ну что ж все таки язычники бывшие и память предков в не добром смысле трудно искоренить.

(Предположение окончено 😊)

А тут умник патриарх Никон решил всех научить и исправить то, что и так с трудом прижилось. Так и произошел раскол на Православных, которые приняли поправки и Старообрядцев, которые не приняли.

Это предистория о храме, о котором сама толком знать не знала, что-то слышала от родителей, мол была там церковь какая-то.

Дальше немного углубимся в разветвление уже в самом старообрядчестве. В истоке старообрядчество разделилось еще на две ветки те, кто были со священниками (попами) и без них. Это связано с тем, что Епископ Павел Коломенский не принял нововведения и остался со старообрядцами, но в 1656г умер, рукоположений совершать не кому было. Остальные последователи старого это простые монахи и обычный люд, священства нет. Поэтому они между собой разделились: одни стали сами по себе веровать без попов («беспоповщина»), а другим иногда везло, некоторые священники уходили из православия и переходили в общину старообрядцев, и такие общины с перешедшим священством именовались «поповщиной».

На этой почве религиозных поправок начались восстания, казни и т.д. Наш город Орел принял выселенных из Москвы в конце 17 века бунтовщиков стрельцов-старообрядцев и стал неким центром раскольников. Собственно так появилась Стрелецкая слобода в городе.

Священники-орловцы слегка побаивались их и скрывали перед архиереями тот факт, что прибывшие стрельцы не ходят в храмы и не исповедуются, работать над раскольниками не хотелось. Это послужило усугублением ситуации и раскол в старообрядцах пошел дальше. Преосвященный Кирилл Флоринский епископ Севский (1768—1778г.)(Орловской епархии еще не было) посещал наш город и говорил слова такие «здесь почти все дышат расколом». Он наказывал православных священников штрафом, которые не работали над вопросом раскола и старообрядцев.

В Орле две ветки старообрядцев именовались: «филипповщины»-это беспоповщины ( название от беглого стрельца Филиппа ( самосжег себя в 1743г)) и «беглопоповцы»-т.е. те которые имели священника раскольника. Эти два течения имели свои деревянные часовни: в Троице-Васильевском приходе недалеко от реки Орлик-беспоповцы филипповцы и в Никольском приходе на правом берегу реки Ока- беглопоповцы, сейчас это адрес ул. Черкасская 45, ориентировочно конечно.

В начале 19 века 1804-1806г на месте деревянной беглопоповской часовни построили каменную часовню.

Кладбища также были разные беспоповцы-на правом берегу р.Оки (возможно рай-н завода Текмаш, не точно) и поповцы-на левом берегу Оки, выкупив у старика Лутона кусок земли, породив название Лутово кладбище. (Новая Ботаника) Здесь купец Радин он же Ситников поставил деревянную часовню, который перестроил 1834г мещанин Хлебников. (почему указан Ситников мне не понятно он относился к беспоповцам и вел агрессивную миссионерскую деятельность в Орловском уезде, которая называлась Ситниковской старообрядческой общиной).

К 1835г беглопоповцы остались без священства и тогда было подано прошение Орловскому епископу Евлампию в 1842 году о передачи старообрядческих часовен епархии и на правах единоверия присоединиться к православию. Возглавляли эту миссию купцы Б.А. Васильев, Н.С, Масленников, С.И. Соломатин. Таким образом Лутовское кладбище с деревянной церковь во имя Николая Чудотворца и каменная часовня на Черкасской стали православными. В 1872г часовня на Черкасской была надстроена теплой трапезной и двумя престолами во имя Богоявления и Всех Святых, а главный престол освящен в честь Успения Богородицы. В народе она носила приписку Единоверческая или Благословенная.

Фото из интернета Черкасская члободв, церковь Успения Благословенная Единоверческая.
Фото из интернета Черкасская члободв, церковь Успения Благословенная Единоверческая.

Воля Божия знала наперед чем станет этот храм в 1920-30е годы, для орловцев. А пока улица Чекасская как муровейник застроена домами. Улица золотых куполов орловщины. Просто представе мы гуляли возле Николо -Песковской и теперь идем в сторону гостинного ряда. Блестят маковки Никольской, на следующем перекрестке с улицей Посадской купола Успенской-Благословенной, проходим дальше, а вот и Воскресенская-ветхая, но сколько помнит она, и на самом рынке упираемся в Николо-рыбную, завершает сияющий ансамбль Богоявленская-наша красавица. Представьте какой отрезок времени вычеркнут из жизни людей и сейчас до черкивают своим безразличием к деревянным постройкам 18-19 века.

Ладно, вернемся в 20век. Революция отгремела, Красные победили, пора заняться главным врагом-церковью. Один за другим храмы разоряют, закрывают, доходят до монастырей, мужского и женского. Монахини из женского расселились в домах жителей Орла сначала ходили в Афанасьевскую Воскресенскую церковь, как в свою монастырскую. Одевали монашеские облачения и как на праздник следовали на литургию. Помешали они властям-пропаганда! Аресты!

Матушки стали прятать апостольники и облачения, что бы не гневить власть -опять мешают, опять аресты, закрытие храмов. И так до бесконечности.

История рассматриваемого храма далее тесно переплетается с историей женского монастыря. В этот горький период в монастыре правила игумения Алексия (Тимашева-Беринг). Образованная дворянка обучала детей в школе, после смерти мужа и сына. В 1917г владыка Серафим Остроумов постригает в мантию Тимашеву с именем Алексия и в 1920г ее благословляет в Орловский Введенский женский монастырь настоятельницей.

-2

15 февраля 1923г закрыты все храмы монастыря, в том числе Афанасьевский на кладбище. Арестованы по делу контреволюции настоятельница Алексия, священики монастыря Павел Святицкий, Всеволод Ковригин, владыка Серафим и другие.

После закрытия женской обители монахини ходили молиться во все еще открытые храмы, но многие стали посещать Благословенную. Почему? Здесь архимандрит Пантелеимон (Филиппов) после разорения мужского монастыря совершал службы. Монахи вели в храме монастырский устав и чин служения литургии. В 1925 г Владыка Серафим Остроумов верулся в Орловскую епархию из ареста и начал совершать архиерейские служения в том числе и в Благословенной.

На праздники в храм приходило много народа, одних сестер около 100 человек. Богослужения шли по уставу без сокращений по 6 часов! Хоры разделились на женский монашеский и мужской монашеский. Канонаршила игумения Алексия на оба клироса.

Ее аресты были постоянны и нестоль продолжительны, пока.

Еженедельно архимандрит Пантелеимон совершал в Единоверческом храме молебен с акафистом "Всемогущему Богу в нашествии печали". Горожане съезжались в этот храм, могли с вечера ночевать в храме, чтобы побеседовать с отцом Пантелеимном и матушкой Алексией.

В 1926 году разрешили открыть Афанасьевскую и многие монахини перешли в свой родной кладбищенский монастырский храм.

1927г вновь волна арестов, потому что "монастырские" храмы: Благословенная и Афанасьевская, стали духовными губернскими центрами в лице Владыки Серафима Остроумова, архим. Панелеимона и игумении Алексии. Вновь аресты.

Благословенная осталась без настоятеля. Отец Пантелеимон только в 1927 г начал служение в храме, в Владыка Серафим переведен в Смоленск.

1929-32 усилилась волна арестов. Причем достаточно было только знать, что человек хоть как-то связан с церковью. В этот период даже людей приютивших монахинь арестовывали.

В ночь под Рождество Богородицы в Благосовенной прошел обыск полицией. Там обнаружили 35 ночующих крестьян и 80-летнюю монахиню. Храм был объявлен "притоном для крестьян", "рассадником дурмана" и в том же 1932 году закрыт. Очередной раз арестована игумения Алексия и уже окончательно приговорена к ссылке в Казахстан.

1937 году Единоверческий Успенский Благословенный храм разрушен.

Фото из интернета страница ДарьиФурманской нач 20 века
Фото из интернета страница ДарьиФурманской нач 20 века

Какая была на тот момент улица Черкасская, "рядом со столовой и магазином Центроспирта местные пьют водку на улице" рассказала заметка в газете 1936 год.

Рядом с храмом существовала Артель "Красная заря" по адресу Левый берег Оки, 21. Чем занималась не знаю, но в период оккупации 1942г выпускала военную продукцию.

По соседству на Черкасской 51 расположилось Гестапо, отделение немецкой тайной полиции, точнее был дом, в подвалах которого содержались заключенные.

Вот так, сейчас выглядит место, где были камеры приговоренных к расстрелам.
Вот так, сейчас выглядит место, где были камеры приговоренных к расстрелам.

А сам штаб рассположился в будущей (возможно в бывшем доме купцов Толстиковых), школе 20. Здесь трудился наш соотечественник, орловец товарищ Михаил Букин. Он жил на Посадской в двухэтажках известных в Орле до ныне. В отделении на Черкасской Букин допрашивал Челюскина, который вел тайную помощь подпольщикам, работая у немцев в паспортном столе, а также Головко и Сорина. Их крики на допросе Букиным слышали на улице.

Мост Дружбы, пересечение с ул Черкасской. В этом районе, справа стояла школа 20.
Мост Дружбы, пересечение с ул Черкасской. В этом районе, справа стояла школа 20.

Про школу нашлась одна заметка на Orel-story.ru между делом. Но в этой школе училась моя мама. Когда задала вопрос, а где была Тайная полиция она без задержки ответила:"В моей школе. А во двор школы заходишь и справа были подвалы, там людей содержали их потом накрыли, засыпали и цветочки посадили" . Адрес школы был Черкасская 73-75.

Конечно, интересен был вопрос, а папа помнит храм на улице или его на начало 50х уже не было? Нет, развалины были, всего несколько стен, они пацанами там лазали. А мама забор помнит, крепкий каменный.

Двор домов на месте храма. Дома построены 1994 году.
Двор домов на месте храма. Дома построены 1994 году.

Сейсас нет ничего, никакого упоминания о храме, ничего!

В интернете указано, что собор ушел под цеха "Легмаша". Но, до "Легмаша", там находилось предприятие "Гладмаш". Это подтверждают оба родителя. Мама ходила на школьные труды, по ее воспоминаниям розетки собирали, а папа ходил на это предприятие по работе, он у меня инженер-машиностроения, на предприятии выпускали гладильные пресы. А потом уже были цеха "Легмаша", которые сейчас превратились в жилой квартал.

Фотку пятиэтажки с новым складским помещением не интересно вставлять, а вид на Оку с рыбаками симпатичнее.
Фотку пятиэтажки с новым складским помещением не интересно вставлять, а вид на Оку с рыбаками симпатичнее.

Уффф, сложно складывать историю из пазлов в картинку. Так мы с вами обошли ровно один двор, а историй на целый рассказ.

Вид на район с моста ЖК Тринити на месте Легмаша
Вид на район с моста ЖК Тринити на месте Легмаша

Так было до строительства ЖК Тринит приблизительно 2019г
Так было до строительства ЖК Тринит приблизительно 2019г

Вернемся к начальной теме и запечатлим разрушенные старинные домики на последок. Скоро сгорят... и про них не вспомнят.

-10

Март 2025г
Март 2025г

-12

А в VK попалась группа, где девушка посещает заброшенку.. ссылку на страницу даю посмотрите сами, какую красоту потерял город, туризм, история....

ВКонтакте | ВКонтакте

2023 год
2023 год

Так сейчас 2025год март
Так сейчас 2025год март

Спустя некоторое время мне написал священник о.Алексей и рассказал, что в этом доме жил священник, который служил в Благословенном или Единоверческом храме. Вот так история... Новая загадка, кто этот батюшка и когда служил?? Разгадка нашлась, тот же священник уточнил, что нашёл в книгах, в этом доме жил Священномученик Серафим Остроумов.

Соседний дом еще держится

-15

-16

В чем уникальность в этом старье? Это резьба -особый вид искусства. Это орловская изба, это наш местный фольклор. На ул Черкасской жили резчики, об этом расказала Дарья Фурманская. По всей видимости к этим творческим людям обращались и другие жители. В ближайшем окружении можно увидеть похожие украшения домов.

Окно точно рук того же мастера
Окно точно рук того же мастера

Навершие, корона зеленого окна похожа по резьбе
Навершие, корона зеленого окна похожа по резьбе

Дом с перекрестка Нормандия-Неман и Гагарина, Черкасская слобода
Дом с перекрестка Нормандия-Неман и Гагарина, Черкасская слобода

Вот такова история....

Человек умирая своей смертью уходит медленно, постепенно, поэтапно..

Так же и город теряя домишки, умирает поэтапно... Кто может сейчас повторить такую резьбу? Что показать внукам, правнукам из нашего времени, в чем наша душа? Это то, чем вдохновлялись писатели проживая в нашем городе, это неотъемлемая часть "Литературной столицы". Это как удалить все органы, оставив только сердце и сказать живи....

Когда шла по ул. Маяковского вспомнила строки из "Бородино":

"Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри- не вы!"

Прошу прощения за ошибки.

Спасибо за внимание!❤

#Орел #история #туризм #орловщина

Источники статьи

https://azbyka.ru

Статья Дарьи Фурманской Орловское старообрядчество

Орловские епархиальные ведомости 1906г №17

Статья С.Н. Абакумова

Orel-story.ru

Книга Летопись Введенского монастыря.