Найти в Дзене

🦒 Lost in Translation: парадокс жирафа и синдром самозванца

Сегодня я была на встрече с русскоязычными юристами, работающими в США. Среди них были те, кто уже сдал BAR exam (экзамен, который дает право практиковать право в Америке), а также те, кто находится в процессе подготовки. Независимо от опыта и времени проживания в стране, у всех схожие переживания и проблемы, связанные с экзаменом. Переезд в другую страну, будучи взрослым человеком с профессией и опытом, оказывается намного сложнее, чем для тех, кто только начинает карьеру. С этим сталкиваются не только юристы, но и психологи, врачи, инженеры, архитекторы — специалисты, которым необходимо заново пройти обучение и/или получить лицензию. Многие в итоге даже отказываются от идеи возвращения в свою профессию, потому что этот путь кажется слишком сложным или даже невозможным. Многие коллеги проходили этап обнуления своего предыдущего опыта и ощущения потери самоидентичности. И у этого есть несколько причин. Одна из них - языковой барьер, которая кажется ключевой проблемой. Однако исследован

Сегодня я была на встрече с русскоязычными юристами, работающими в США. Среди них были те, кто уже сдал BAR exam (экзамен, который дает право практиковать право в Америке), а также те, кто находится в процессе подготовки. Независимо от опыта и времени проживания в стране, у всех схожие переживания и проблемы, связанные с экзаменом.

Переезд в другую страну, будучи взрослым человеком с профессией и опытом, оказывается намного сложнее, чем для тех, кто только начинает карьеру.

С этим сталкиваются не только юристы, но и психологи, врачи, инженеры, архитекторы — специалисты, которым необходимо заново пройти обучение и/или получить лицензию. Многие в итоге даже отказываются от идеи возвращения в свою профессию, потому что этот путь кажется слишком сложным или даже невозможным.

Многие коллеги проходили этап обнуления своего предыдущего опыта и ощущения потери самоидентичности. И у этого есть несколько причин. Одна из них - языковой барьер, которая кажется ключевой проблемой. Однако исследования показывают, что восприятие говорящего зависит не только от качества речи. Например, работа Лев-Ари и Кейсара (2010) выявила феномен accent bias — людей с акцентом воспринимают как менее надёжных, даже если их речь безупречна. В эксперименте утверждения, произнесённые с акцентом (например, Жираф может обходиться без воды дольше, чем верблюд), воспринимались как менее достоверные.

Но в профессиональной среде акцент не всегда играет решающую роль. Другое исследование показывает, что уверенная манера речи способна компенсировать влияние акцента на восприятие говорящего. Это подчёркивает, что важнее не произношение, а структура аргументации и уверенность при разговоре.

Кстати, интересно, что даже носители языка не всегда справляются с экзаменом с первой попытки. Например, Хиллари Клинтон, Камала Харрис и Джон Кеннеди не прошли экзамен сразу будучи при этом носителями языка. Получается, дело все-таки не в языке (или не только в нем), а в достаточном владении материалом и теоретической подготовке.

Сформулировали несколько оснонвых правил подготовки, которые могут быть полезны и другим профессиям:

1) Изучение терминов через практику и сразу на языке сдачи экзамена/работы. Профессиональные термины лучше понимать в контексте реальных кейсов, а не через перевод.

2) Работа с текстами стратегически. При сдаче экзамена сначала читать вопрос, а затем текст кейса. Это помогает выделить суть и снизить когнитивную нагрузку.

3) Активное слушание. Записи судебных процессов, лекции, подкасты помогают адаптироваться к профессиональному стилю речи.

4) Принятие акцента. Акцент не мешает, если речь структурирована и логична.

5) Поиск профессиональных сообществ. Поддержка коллег сокращает время адаптации.

6) Принятие ошибок как части процесса, а не признака некомпетентности.

7) Сформированная профессиональная логика, знания, принципы и интуиция очень пригодятся даже в новым условиях.

Интересно, что многие участники встречи (а это около 70 человек) говорили о том, что сталкивались с Impostor Syndrome — синдромом самозванца, когда казалось, что все достижения в прошлом были незаслуженными, а сдача экзамена кажется непосильно сложной задачей. В таких случаях профессиональное сообщество и общение с коллегами, которые прошли похожий путь, становятся важной поддержкой и источником вдохновения.