Найти в Дзене

История бывшего доходного дома врача Аркадия Львовича Сагалова на Лиговском проспекте, д. 91!

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Данный пост посвящён очередному роскошному дому, построенному по заказу доктора медицинских наук Аркадия Львовича Сагалова, в период с 1913 по 1914 годы, по проекту известного петербургского архитектора Александра Львовича Лишневского. Дом угловой, 7-ми этажный, с фасадом, оформленным в стиле модерн. В связи с тем, что Дзен ограничил количество фотографий в посте, осматривать фасад будем довольно бегло. Начнём с главного фасада, выходящего на Лиговский проспект. Дверь парадного входа, выходящего на Лиговский проспект. Как оказалось, не он является главным. Главный парадный вход и воротная арка, ведущая во внутренний двор скрываются в Свечном переулке. Их мы ещё обязательно используем, в том числе для осмотра. Фасад угловой части здания на уровне первого этажа рустован и украшен штукатуркой "под дикий камень". Угловое окно на уровне второго этажа зажато между парными пилястрами, с меандровыми капителями. В подоконном пространстве тре

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Данный пост посвящён очередному роскошному дому, построенному по заказу доктора медицинских наук Аркадия Львовича Сагалова, в период с 1913 по 1914 годы, по проекту известного петербургского архитектора Александра Львовича Лишневского.

Дом угловой, 7-ми этажный, с фасадом, оформленным в стиле модерн.

-2

В связи с тем, что Дзен ограничил количество фотографий в посте, осматривать фасад будем довольно бегло. Начнём с главного фасада, выходящего на Лиговский проспект.

-3

Дверь парадного входа, выходящего на Лиговский проспект. Как оказалось, не он является главным.

-4

Главный парадный вход и воротная арка, ведущая во внутренний двор скрываются в Свечном переулке. Их мы ещё обязательно используем, в том числе для осмотра.

-5

Фасад угловой части здания на уровне первого этажа рустован и украшен штукатуркой "под дикий камень".

-6

Угловое окно на уровне второго этажа зажато между парными пилястрами, с меандровыми капителями.

-7

В подоконном пространстве третьего этажа расположился многоярусный кессон.

-8

На уровне 4 и 5 этажей декор представляет из себя просто гладкую рустованную поверхность. К тому же в оконных проёмах сохранились деревянные заполнения.

-9

На уровне 7-го этажа угловую часть дома украшает трёхчастный оконный проём, с частично каннелированными пилястрами в простенках.

-10

Общий план фасада со стороны Лиговского проспекта.

-11

Рустованные псевдоколонны, оформленные грубой штукатуркой.

-12

Пара пилястр в навершиях содержат лики каменных маскаронов.

-13

Вроде бы женский лик.

-14

И мужской.

-15

БОльшая часть фасада со стороны проспекта состоит из гладкой штукатурки.

-16

Центральная часть здания с Лиговского проспекта со 2-го по 7-й оформлена массивной подвеской, состоящей из каннелированных в нижней части пилястр с дентикульным обрамлением, пары барельефов и арочным завершением оконного проёма на уровне 7-го этажа.

-17

Две кессона и барельеф в объёме окна 5-го этажа.

-18

Очень изящное и пластичное, поддерживаемое парой барельефных атлантов, полуциркульное завершение оконного проёма на уровне 7-го этажа.

-19

Тут и там на фоне аскетичного фасада мелькают небольшие рельефные украшения.

-20

Например, модерновая рыба и пара антропоморфных ликов.

-21

В прямоугольной формы аттиках расположены барельефы с флоральными изображениеми.

-22

Ещё один аттик с модерновым декором.

-23

Здание сверху завершено кровлей пирамидальной формы.

-24

На сайте Citywalls один из местных жителей поведал, что башенка сгорела предположительно в 1970-х годах. Позже покажу, что скрывает внутри себя чердачное пространство.

Фото 1930-х годов.
Фото 1930-х годов.

Осмотрим фасад дома Сагалова со стороны Свечного переулка.

-26

Объёмно-пространственное решение здесь более интересное. Из фасада в переулке выделены два скруглённых пятиэтажных эркера.

-27

Самое интересное декоративное убранство спрятано именно здесь.

-28

А именно, три горельефа с волчьими мордами.

-29

Волчьи горельефы.

-30

Прообразом здания послужил выборгский дом-дворец богатого мебельного фабриканта Мати Пиетинена.

-31

Те самые выборгские волки в 1930-х годах.

-32

Выборгские волки Пиетинена в военное время.

-33

Хотя влияние первоисточника значительно, архитектору А. Л. Лишневскому удалось привнести свою собственную трактовку северного модерна и создать самобытное, стилистически гармоничное здание.

-34

Простенки между оконными проёмами второго этажа декорированы парными пилястрами с меандральными капителями.

-35

Одно из подлинных оконных заполнений, зажатое между парными пилястрами.

-36

Часть убранства фасада на уровне первых двух этажей. Интересно, деревянная рама второго этажа подлинная или нет...

-37

Маскарон 1.

-38

Маскарон 2.

-39

Общий план здания со стороны Свечного переулка.

-40

Отличительная особенность здесь - лоджии.

-41

Часть эркера.

-42

Из всего декора фасада со стороны переулка - модерновая рыба и несколько флоральных украшений.

-43

В простенках эркера шестого этажа располагаются круглые гладкие полуколонны.

-44

Эркер на уровне последнего седьмого этажа завершён балконом.

-45

Такой вот гигант, считай доминанта уже второй век украшает угол Лиговского проспекта и Свечного переулка.

-46

Вид на бывший доходный дом Сагалова с дрона. Осмотрев кратко его внешнее убранство, переходим к изучению историю его появления.

-47

План Санкт-Петербурга 1738 года. Овалом обведена Свешная слобода.

-48

План Санкт-Петербурга 1753 года. Угол Свечной улицы и набережной Лиговского канала.

-49

На Сенатском атласе Санкт-Петербурга 1798 года интересующий нас угол уже занят несколькими постройками.

-50

К 1804 году первым известным нам домовладельцем являлся здешний купец Гаврила Недосекин.

-51

В жилищном указателе 1809 года купец Недосекин всё так же слыл хозяином.

-52

Справочник 1822 года.

-53

Справочник 1836 года. Недосекины представлены мещанами. Мещанин - лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев и так далее.

-54

План 1849 года.

-55

Недосекина Марья Ивановна указывается купчихой.

-56

К 1868 году владел участком Фёдор Гаврилович Недосекин.

-57

Некий Тюлин засвечивается к 1875 году в роли владельца... Не удалось узнать, кем он был.

-58

1888 год. Со второй половины 1880-х годов семейство Мариненковых входит в права домохозяев.

-59

На 1892 год указывается Андрей Степанович Мариненков.

-60

И некая Пелагея Трофимовна...

-61

В справочнике 1893 года указывается, что Андрей Степанович торгует дровами в трёх местах: в Щербаковом и Кузнечном переулках и на Коломенской улице.

-62

Список семейства Мариненковых. 1899 год.

-63

Выдержка из Петербургского некрополя. Андрей Степанович скончается в феврале 1906 года, а некая Мария Трофимовна - в декабре того же 1906 года. Кем была Пелагея Трофимовна Мариненкова?

-64

После смерти отца Андрея Степановича, в права собственности вошёл его сын Сергей Андреевич. На 1909 год он, как и отец, торгует дровами.

-65

К 1910 году Сергей Александрович владеет обоими участками.

-66

Во всех справочниках фигурирует Пелагея Трофимовна. Мариненкова Пелагея Трофимовна умерла в январе 1920 г. На 1912 год хозяйничает домом Иван Сергеевич Мариненков и так же торгует дровами.

-67

К 1913 году участок в последний раз сменит своего хозяина. Им станет Аркадий Львович Сагалов, проживавший на бывшей Бассейной улице, ныне Некрасова, в доме под номером 12. Он указывается практикующим врачом и директором Санкт-Петербургского частного родильного дома.

-68

Доходный дом купца Александра Евгеньевича Бурцева на улице Некрасова, 12, торговавшего процентными бумагами.

-69

Здесь же, в арендуемых помещениях дома 12, Сагалов содержит родильный дом и гинекологическую лечебницу.

-70

Для строительства нового доходного дома были наняты архитекторы Александр Львович Лишневский и Абрам Лейбович Берлин.

-71

Абрам (Иосиф) Лейбович Берлин (1877-1952) - российский и израильский архитектор.

-72

Проект фасада со стороны Лиговского проспекта.

-73

План здания со стороны Свечного переулка.

-74

В журнале "Зодчий" за 1913 год напечатана ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в Санкт-Петербургскую Городскую Управу с 20 по 27 июня 1913 года. Одно из ходатайств посвящено нашему дому.

-75

Сагалов Аркадий Львович к 1917 году сдаёт дом в аренду известному нам купцу первой гильдии, Льву Захаровичу Райбштейну.

-76

Сам же Аркадий Львович на 1917 год всё так же проживает на Бассейной улице.

-77

Красавец дом в 1930-х годах.

-78

После изучения истории дома, стоит заглянуть на чердак и осмотреть его пространство.

-79

В центральной части кровли виднеется конструкция барабанного типа.

-80

С правой стороны металлоконструкция накопительного бака.

-81

И ещё один общий план чердачного помещения.

-82

Первый двор-колодец.

-83

Вид из окна парадной на него и на соседние дома.

-84

Второй двор-колодец, более узкий, но тоже симпатичный.

-85

Жаль, что Дзен ограничил количество фотографий в посте. Мы более подробно осмотрели бы нашу постройку. ДВери в главную парадную - трёхчастные.

-86

При входе сохранился подлинный деревянный тамбур, с двустворчатыми расстеклованными дверями.

-87

Проходим в парадную.

-88

Общий её вид.

-89

Плитка, с которой можно считать клеймо. Отто Кауфман! Niedersedlitz это район Дрездена, расположенный в городских районах Прохлис и небольшой части Лойбена.

-90

Осматриваемся далее. Стены визуально разделены пилястрами, в области капителей украшенные страшными антропоморфными масками.

-91

Они поближе.

-92

Направляемся к лестнице.

-93

Роскошные металлические ограждения.

-94

Подлинные квартирные двери.

-95

В оконном проёме последнего этажа светятся наборные паечные витражи.

-96

Неожиданно увидеть их в этом доме. Даже не предполагал.

-97

Кратко осмотрев парадную, спускаемся вниз и покидаем дом.

-98

Роскошное величие. Творение именитых архитекторов по заказу талантливого врача, доктора, бизнесмена.

-99

Пост, увы, закончен. История дома довольно простая. Представленные семейства подолгу владели данным участком. До скорой встречи здесь же, на Лиговском, дорогие друзья!

-100