Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала. Данный пост посвящён очередному роскошному дому, построенному по заказу доктора медицинских наук Аркадия Львовича Сагалова, в период с 1913 по 1914 годы, по проекту известного петербургского архитектора Александра Львовича Лишневского.
Дом угловой, 7-ми этажный, с фасадом, оформленным в стиле модерн.
В связи с тем, что Дзен ограничил количество фотографий в посте, осматривать фасад будем довольно бегло. Начнём с главного фасада, выходящего на Лиговский проспект.
Дверь парадного входа, выходящего на Лиговский проспект. Как оказалось, не он является главным.
Главный парадный вход и воротная арка, ведущая во внутренний двор скрываются в Свечном переулке. Их мы ещё обязательно используем, в том числе для осмотра.
Фасад угловой части здания на уровне первого этажа рустован и украшен штукатуркой "под дикий камень".
Угловое окно на уровне второго этажа зажато между парными пилястрами, с меандровыми капителями.
В подоконном пространстве третьего этажа расположился многоярусный кессон.
На уровне 4 и 5 этажей декор представляет из себя просто гладкую рустованную поверхность. К тому же в оконных проёмах сохранились деревянные заполнения.
На уровне 7-го этажа угловую часть дома украшает трёхчастный оконный проём, с частично каннелированными пилястрами в простенках.
Общий план фасада со стороны Лиговского проспекта.
Рустованные псевдоколонны, оформленные грубой штукатуркой.
Пара пилястр в навершиях содержат лики каменных маскаронов.
Вроде бы женский лик.
И мужской.
БОльшая часть фасада со стороны проспекта состоит из гладкой штукатурки.
Центральная часть здания с Лиговского проспекта со 2-го по 7-й оформлена массивной подвеской, состоящей из каннелированных в нижней части пилястр с дентикульным обрамлением, пары барельефов и арочным завершением оконного проёма на уровне 7-го этажа.
Две кессона и барельеф в объёме окна 5-го этажа.
Очень изящное и пластичное, поддерживаемое парой барельефных атлантов, полуциркульное завершение оконного проёма на уровне 7-го этажа.
Тут и там на фоне аскетичного фасада мелькают небольшие рельефные украшения.
Например, модерновая рыба и пара антропоморфных ликов.
В прямоугольной формы аттиках расположены барельефы с флоральными изображениеми.
Ещё один аттик с модерновым декором.
Здание сверху завершено кровлей пирамидальной формы.
На сайте Citywalls один из местных жителей поведал, что башенка сгорела предположительно в 1970-х годах. Позже покажу, что скрывает внутри себя чердачное пространство.
Осмотрим фасад дома Сагалова со стороны Свечного переулка.
Объёмно-пространственное решение здесь более интересное. Из фасада в переулке выделены два скруглённых пятиэтажных эркера.
Самое интересное декоративное убранство спрятано именно здесь.
А именно, три горельефа с волчьими мордами.
Волчьи горельефы.
Прообразом здания послужил выборгский дом-дворец богатого мебельного фабриканта Мати Пиетинена.
Те самые выборгские волки в 1930-х годах.
Выборгские волки Пиетинена в военное время.
Хотя влияние первоисточника значительно, архитектору А. Л. Лишневскому удалось привнести свою собственную трактовку северного модерна и создать самобытное, стилистически гармоничное здание.
Простенки между оконными проёмами второго этажа декорированы парными пилястрами с меандральными капителями.
Одно из подлинных оконных заполнений, зажатое между парными пилястрами.
Часть убранства фасада на уровне первых двух этажей. Интересно, деревянная рама второго этажа подлинная или нет...
Маскарон 1.
Маскарон 2.
Общий план здания со стороны Свечного переулка.
Отличительная особенность здесь - лоджии.
Часть эркера.
Из всего декора фасада со стороны переулка - модерновая рыба и несколько флоральных украшений.
В простенках эркера шестого этажа располагаются круглые гладкие полуколонны.
Эркер на уровне последнего седьмого этажа завершён балконом.
Такой вот гигант, считай доминанта уже второй век украшает угол Лиговского проспекта и Свечного переулка.
Вид на бывший доходный дом Сагалова с дрона. Осмотрев кратко его внешнее убранство, переходим к изучению историю его появления.
План Санкт-Петербурга 1738 года. Овалом обведена Свешная слобода.
План Санкт-Петербурга 1753 года. Угол Свечной улицы и набережной Лиговского канала.
На Сенатском атласе Санкт-Петербурга 1798 года интересующий нас угол уже занят несколькими постройками.
К 1804 году первым известным нам домовладельцем являлся здешний купец Гаврила Недосекин.
В жилищном указателе 1809 года купец Недосекин всё так же слыл хозяином.
Справочник 1822 года.
Справочник 1836 года. Недосекины представлены мещанами. Мещанин - лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев и так далее.
План 1849 года.
Недосекина Марья Ивановна указывается купчихой.
К 1868 году владел участком Фёдор Гаврилович Недосекин.
Некий Тюлин засвечивается к 1875 году в роли владельца... Не удалось узнать, кем он был.
1888 год. Со второй половины 1880-х годов семейство Мариненковых входит в права домохозяев.
На 1892 год указывается Андрей Степанович Мариненков.
И некая Пелагея Трофимовна...
В справочнике 1893 года указывается, что Андрей Степанович торгует дровами в трёх местах: в Щербаковом и Кузнечном переулках и на Коломенской улице.
Список семейства Мариненковых. 1899 год.
Выдержка из Петербургского некрополя. Андрей Степанович скончается в феврале 1906 года, а некая Мария Трофимовна - в декабре того же 1906 года. Кем была Пелагея Трофимовна Мариненкова?
После смерти отца Андрея Степановича, в права собственности вошёл его сын Сергей Андреевич. На 1909 год он, как и отец, торгует дровами.
К 1910 году Сергей Александрович владеет обоими участками.
Во всех справочниках фигурирует Пелагея Трофимовна. Мариненкова Пелагея Трофимовна умерла в январе 1920 г. На 1912 год хозяйничает домом Иван Сергеевич Мариненков и так же торгует дровами.
К 1913 году участок в последний раз сменит своего хозяина. Им станет Аркадий Львович Сагалов, проживавший на бывшей Бассейной улице, ныне Некрасова, в доме под номером 12. Он указывается практикующим врачом и директором Санкт-Петербургского частного родильного дома.
Доходный дом купца Александра Евгеньевича Бурцева на улице Некрасова, 12, торговавшего процентными бумагами.
Здесь же, в арендуемых помещениях дома 12, Сагалов содержит родильный дом и гинекологическую лечебницу.
Для строительства нового доходного дома были наняты архитекторы Александр Львович Лишневский и Абрам Лейбович Берлин.
Абрам (Иосиф) Лейбович Берлин (1877-1952) - российский и израильский архитектор.
Проект фасада со стороны Лиговского проспекта.
План здания со стороны Свечного переулка.
В журнале "Зодчий" за 1913 год напечатана ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в Санкт-Петербургскую Городскую Управу с 20 по 27 июня 1913 года. Одно из ходатайств посвящено нашему дому.
Сагалов Аркадий Львович к 1917 году сдаёт дом в аренду известному нам купцу первой гильдии, Льву Захаровичу Райбштейну.
Сам же Аркадий Львович на 1917 год всё так же проживает на Бассейной улице.
Красавец дом в 1930-х годах.
После изучения истории дома, стоит заглянуть на чердак и осмотреть его пространство.
В центральной части кровли виднеется конструкция барабанного типа.
С правой стороны металлоконструкция накопительного бака.
И ещё один общий план чердачного помещения.
Первый двор-колодец.
Вид из окна парадной на него и на соседние дома.
Второй двор-колодец, более узкий, но тоже симпатичный.
Жаль, что Дзен ограничил количество фотографий в посте. Мы более подробно осмотрели бы нашу постройку. ДВери в главную парадную - трёхчастные.
При входе сохранился подлинный деревянный тамбур, с двустворчатыми расстеклованными дверями.
Проходим в парадную.
Общий её вид.
Плитка, с которой можно считать клеймо. Отто Кауфман! Niedersedlitz это район Дрездена, расположенный в городских районах Прохлис и небольшой части Лойбена.
Осматриваемся далее. Стены визуально разделены пилястрами, в области капителей украшенные страшными антропоморфными масками.
Они поближе.
Направляемся к лестнице.
Роскошные металлические ограждения.
Подлинные квартирные двери.
В оконном проёме последнего этажа светятся наборные паечные витражи.
Неожиданно увидеть их в этом доме. Даже не предполагал.
Кратко осмотрев парадную, спускаемся вниз и покидаем дом.
Роскошное величие. Творение именитых архитекторов по заказу талантливого врача, доктора, бизнесмена.
Пост, увы, закончен. История дома довольно простая. Представленные семейства подолгу владели данным участком. До скорой встречи здесь же, на Лиговском, дорогие друзья!