Найти в Дзене

Село моё – история живая

Малоизвестные страницы села Воскресенское

И. А. Олейникова

Село Воскресенское расположено в 3 км от районного центра. Название населённому пункту дано в честь церковного праздника Светлого Воскресения Христова.

Село имеет свою неповторимую историю, написанную судьбами людей. Однако есть ещё «белые пятна», относящиеся к японскому периоду губернаторства Карафуто и послевоенному периоду. Беседуя со старожилами, просматривая архивные документы, газетные публикации, я прикоснулась к малоизвестным, а подчас и вовсе неизвестным фактам, и событиям тех времён. В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке в отделе краеведения хранятся «Сахалинские календари», изданные 1895–1899 годах в посту Александровском (ныне Александровск-Сахалинский), где я нашла интересные сведения об образовании старейших сёл Анивского района, к числу которых относится село Воскресенское. Так, в «Сахалинском календаре» за 1898 год отмечено, что село было создано в 1894 году Приказом губернатора острова Сахалин от 31 октября 1895 года № 232 «Об открытии в Корсаковском округе новых поселений». В 1898 году в селении насчитывалось 110 хозяйств, 165 построек. Усадебной земли было 22 десятины. Во время губернаторства Карафуто село называлось Китахирано, что означает «зерно».

-2

Больше узнать о японском периоде помогла карта Китахирано, которая хранится в фонде центральной библиотеки им. П. Н. Ромахина. По карте видно, каким большим было село, оно тянулось до села Касато. На карте отмечены плотно примыкающие друг к другу жилые дома. Отмечены частная ферма по разведению лисиц, пожарная часть, кирпичный завод, школа, которая находилась в центре села. Также на карте Китахирано отмечены синтоистские храмы: Хирано Дзиндзя, построенный в 1931 году, и Минами Дзиндзя. На окраине села в южной его части стояла статуя буддийской богини Канон – в японской мифологии богиня сострадания, спасительница всех живых существ, одно из известнейших и почитаемых божеств не только в Японии, но и во всей Азии. Её можно встретить в храмах, у дорог, на кладбищах. Название села Воскресенское было восстановлено в 1947 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947 года из уважения к историческому прошлому Сахалину.

Переселенцы
Переселенцы

Воскресенское всегда славилось прекрасными урожаями. Первые переселенцы приехали сюда из Брянской области весной 1950 года. Среди них Соловьёвы, Савицкие, Веремьёвы, Почечуй, Урянские, Мажуго, Тёсовы. Из Корсакова добрались поездом до Анивы, где на железной дороге их встретил инспектор переселенческого отдела Полынцев Тимофей Васильевич. Организовали колхоз «Анива». На общем собрании колхозу был вручён государственный акт на вечное пользование землёй. Сельчане выращивали овощи, разводили скот. Председателем был Дин Сан Хе. Селяне звали его на русский лад – Семен Харитонович. В начале 1958 года он провёл в село свет и радио.

На колхозных полях
На колхозных полях
Работницы свинофермы
Работницы свинофермы

В 1958 году прошла реорганизация мелких колхозов, был образован совхоз «Анивский», в структуру которого вошло отделение Воскресенское. Хозяйство имело 63 гектара пахотной земли. На полях выращивали кукурузу, куузику, капусту, свёклу, огурцы, картофель, лук, редис. Получали рекордные урожаи. На территории отделения располагались овощехранилище МТС, конюшня, два птичника, свиноферма на 3441 головы, кузница. Имелась собственная пасека. О совхозной пасеке до недавнего времени практически ничего не было известно. Информацию о ней, в контексте общей истории развития пчеловодства на Сахалине, удалось найти в старых подшивках газет и архивных сайтах.

В период губернаторства Карафуто японцы не занимались пчеловодством, хотя медоносные условия юга Сахалина позволяли развивать эту отрасль. Активное развитие она получила в послевоенное время. На сайте sakh.onlin размещена статья «Колхозный омут», в которой говорится о создании пасек в колхозах Сахалина, для чего из Москвы была доставлена большая партия пчелосемей. Приведу выдержку из этой статьи: «…Старший агроном управления сельского хозяйства Николай Иванович Мазулев обратился за помощью в Москву, попросил выделить тысячу пчелосемей. В столице инициативу одобрили и дали соответствующее указание Приморскому крайисполкому. Мазулев выехал в Приморье, но соседи затеяли волокиту. Мазулев пригрозил, что даст телеграмму министру. Надеждинский, Сучанский и Шкотовский районы выделили 671 семью в ульях, но тут заупрямились моряки: не повезем! Мазулев кинулся в крайком партии, оттуда приказали: доставить пчел на остров! «Ладно, – пробурчали моряки, – пчел на пароход примем, но за них не отвечаем». Поместили ульи в трюм, а там температура поднялась до тридцати градусов. В довершение беды нагрянул шторм, и рейс затянулся до семи суток вместо трех. Какова же была радость Мазулева, когда оказалось, что пчелы живы. Семьи разместили по колхозам Южного Сахалина и в тот же год получили первый мёд». Об этом писала газета «Советский Сахалин» в 1951 году: «В 19 колхозах Южно-Сахалинского, Анивского, Холмского, Невельского, Корсаковского районов впервые на Сахалине были организованы пасеки. Завезённые с материка пчёлы быстро акклиматизировались и стали давать богатые взятки»

35 пчелосемей были доставлены и в колхоз «Анива». В 1952 году о колхозной пасеке писала районная газета «Сахалинец»: «Колхозный пчеловод Соловьёв Захар Тимофеевич увеличил пасеку на 17 семей и откачал из ульев 450 кг мёда. В этом же году от реализации мёда на рынке колхоз выручил 8000 рублей дохода. Рядом с пасекой стоял сарайчик, так называемый омшаник (зимовник) – утеплённое помещение для зимовки пчел, куда ставили ульи на зиму». Интересный факт: раз в году каждой семье в селе давали по одной фляге мёда.

В наследство от японцев жителям достался кирпичный завод, который был расположен на окраине Воскресенского. Залежи глины, которая использовалась для производства красного кирпича, находились в районе Рутака (Анива). В книге И. А. Самарина «Сахалинский кирпич», где описывается 100-летняя история кирпичного производства на Сахалине, отмечено: «Для производства обыкновенного красного кирпича особенно подходит жёлто–чёрная глина, содержащая большое количество железа, смешанная с речным или морским песком. Особенно подходит глина из района Рутака».

О работе завода в 1950 году писала газета «Советский Сахалин»: «С наступлением весны, начал работу кирпичный завод анивской артели «Промкооператор». Коллектив завода уже выпустил 25000 штук кирпича ручной формовки. На кирпичном заводе построена обжигательная печь ёмкостью на 15000 кирпичей. На днях здесь начнётся обжиг первой партии кирпича. Сегодня на завод вступил в строй кирпично-делательный пресс мощностью 1200 кирпичей в час. Рабочие решили за сезон выпустить 100 000 кирпичей сверх плана».

Сельская школа. В центре - учитель русского языка Г. Н. Мажуго
Сельская школа. В центре - учитель русского языка Г. Н. Мажуго

В 1951 году в старом отремонтированном здании была открыта Воскресенская малокомплектная школа. Первыми учителями были Ангарова Татьяна Васильевна, Гиль Галина Акимовна, Трегубко Зинаида Николаевна и учитель корейских классов Че Тя Бон.

– 25 января 1963 года я приехала по направлению Анивского районного отдела народного образования в Воскресенскую начальную школу учителем русского языка в корейских классах, – вспоминает Мажуго Галина Николаевна. Директором школы была Кудрявцева Милица Максимовна, учителем Манина Екатерина Андреевна. С корейскими учениками занимался учитель Че Тя Бон. Преподавание велось на корейском языке. С закрытием 1 сентября 1963 года корейских классов корейские ребята стали обучаться в русской школе. Че Тя Бон был уволен. Отмечу, очень нелегко приходилось корейским ученикам, да и учителям тоже. Ребята очень плохо говорили по-русски, а уроки русского языка у них были только одно второе полугодие. Нам приходилось много заниматься дополнительно. Воскресенская начальная школа закрылась в 1978 году.

В сельском клубе
В сельском клубе

Советский период в истории села Воскресенское достаточно хорошо изучен. Основные источники хранятся в Анивской центральной библиотеке им. П. Н. Ромахина и Воскресенской сельской библиотеке. В их числе старые подшивки районной газеты «Утро Родины», архивные документы – протоколы сессий депутатов трудящихся Анивского района, освещающие деятельность сельскохозяйственной отрасли, культурно-просветительных, образовательных учреждений населённых пунктов, которые в прошлые годы входили в состав Воскресенского сельского совета. Это Воскресенское, Рыбацкое, Петропавловское и Песчанское.

Доклад прозвучал на VII Ромахинских чтениях 8 декабря 2023 г.